Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (Исаакиевская пп., 4) – одно из самых величественных зданий нашего города, грандиозный храм-памятник прошлому Санкт-Петербурга и всей России. Архитектура собора является ярким примером позднего классицизма и использования византийского стиля в поиске национальных мотивов в зодчестве.

История церкви в честь Святого Исаакия Далматского начинается с первых лет существования города. Чтобы увековечить день своего рождения, пришедшегося на 30 мая, государь заложил небольшую деревянную церковь в районе Адмиралтейства. Освящена она в честь преподобного игумена Далматской обители Исаакия и стала единственной церковью для работников верфи, общее число которых в иные годы превышало 10 тысяч человек. Общее руководство работами по сооружению храма осуществлял граф Ф.М. Апраксин, шпиль возвел голландский зодчий Х. ван Болес. Освящён храм был в 1709 г. Спустя три года в ней государь венчался с Екатериной I Алексеевной.

В условиях местного сырого климата деревянное здание Исаакиевской церкви быстро пришло в аварийное состояние. Поэтому 6 августа 1717 г. на участке, где сейчас стоит здание Сената, заложили новую, вторую по счёту Исаакиевскую церковь. Проект нового храма в стиле барокко составил архитектор Г.И. Маттарнови. Строительство продолжалось 10 лет.


Исаакиевский собор

Внешним видом Исаакиевский собор напоминал Петропавловский собор, имел в плане форму креста, а его купол опирался на четыре столба. Длина здания превышала 60 метров, ширина была от 20 до 30 метров. Автором иконостаса, как и в Петропавловском соборе, являлся знаменитый московский архитектор И.П. Зарудный.

Храм поставили близко к Неве, и он часто страдал от воздействия воды. В мае 1735 г. в церкви от удара молнии случился большой пожар. В тот день погибло внутреннее убранство храма, а колокольня сгорела полностью.

Императрица Екатерина II принимает решение отстроить Исаакиевскую церковь на новом месте, подальше от Невы, и в 1765 г. рабочие начинают бить сваи в районе нынешнего собора, а руководителем проекта назначают архитектора А. Ринальди.

Только в 1773 г. рабочие приступают к возведению стен храма с пятью куполами и пристроенной высокой колокольней. Снаружи здание сразу облицовывают мрамором. Но после смерти императрицы Екатерины II работы приостановились, хотя новый император Павел I настаивал на скорейшем завершении строительства. Архитектор В. Бренна изменил проект и закончил здание в кирпиче, но облицевать его полностью мрамором не смог. Так и стоял Исаакиевский собор наполовину мраморный, а наполовину – кирпичный.

Офицер Акимов написал по этому поводу знаменитую эпиграмму:

Се памятник двух царств,Обоим столь приличный:На мраморном низуВоздвигнут верх кирпичный.

Автору отрезали язык и сослали на вечное поселение в Сибирь.

Так оставаться долго не могло, и в 1816 г. государь император Александр I Павлович назначил молодого французского зодчего Огюста де Монферрана «императорским архитектором», поручив ему подготовить проект нового Исаакиевского собора. Император пожелал оставить фундамент и существующие стены.

В апреле 1825 г. окончательно утвердили второй проект архитектора, хотя работы начались ещё в 1818 г., по первым планам Монферрана. За пять лет в основание фундамента вбили 10 768 свай.

В это время в каменоломне под Выборгом шла добыча гранитных монолитных глыб для колонн собора. Работа с колоннами осуществлялась по той причине, что технология их установки требовала от Монферрана возвести портики храма до постройки его основных стен. К осени 1830 г. построили портики, б?льшую часть старого здания разобрали, оставив только алтарную часть.

Следующим этапом строительства стало возведение опорных пилонов и кирпичных стен, толщина которых достигала в некоторых местах 5 метров. Одновременно стены покрывали мраморными плитами. В процессе работ использовали металл для сооружения перекрытий и стропил. После устройства основания купола были подняты наверх двадцать четыре колонны, далее рабочие принялись возводить сам купол, который решили сделать полностью металлическим. Отливку конструкций производили на заводе Ч. Берда и использовали для этого 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. В 1838–1841 гг. при помощи ртути провели золочение купола.

В 1858 г. состоялось торжественное освящение нового столичного собора. На богослужении присутствовали император Александр II, его семья и представители высшей знати Империи. Автор проекта архитектор Монферран прожил чуть больше месяца после освящения храма, и вскоре возникла городская легенда о том, что зодчему была предсказана смерть после завершения строительства грандиозного храма. Поэтому так долго, почти сорок лет, он и строил Исаакиевский собор.

Новый Исаакиевский собор поражал воображение. Его высота более 100 метров при длине и ширине, близких к 100 метрам, а диаметр купола (наружный) почти 26 метров. Ряды гранитных колонн и светло-серая облицовка мрамором стен достойны восхищения. Каждый из фасадов храма уникален и требует некоторого комментария.

В сторону Невского проспекта обращён восточный фасад храма. Фронтон портика украшен здесь барельефом скульптора Ф. Лемера «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Надпись на фризе собора: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки». Эта часть здания украшена скульптурами работы И.П. Витали. Здесь Иаков – первый мученик среди апостолов. За стойкость веры его обезглавили в Иерусалиме. Симон Кананит изображён с пилой, орудием его мученической смерти. Тут же сидит евангелист Лука, проповедавший в Италии, Греции и Македонии.

Противоположный, западный фасад продолжает историческое повествование жития Исаакия Далматского. Барельеф на фронтоне портика исполнен скульптором И.П. Витали и повествует о единении духовной власти и светской – «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». В левом углу барельефа изображён сам архитектор О. Монферран в полуобнажённом виде с макетом собора. Из скульптурного убранства здесь установлены евангелист Марк (со львом), мученически погибший в египетской Александрии. С крестом и скребком показан апостол Варфоломей, проповедовавший в Индии, Африке и Армении. Последним установлен памятник апостолу Фоме. В левой руке он держит угольник, правую протянул перед собой. Надпись по фризу: «Царю царствующих». С этой стороны расположен главный вход в собор.

Барельеф «Поклонение волхвов» И.П. Витали установлен на южном фронтоне портика. Библейский сюжет повествует о встрече Марии, Младенца Иисуса и волхвов, среди которых находятся цари Месопотамии и Эфиопии. Мария с Младенцем сидит на троне, рядом с Ней – Иосиф. По фризу написано: «Храм Мой храм молитвы наречется». Среди скульптур на вершинах фронтонов в этой части присутствует апостол Андрей, покровитель России и Военно-морского флота. В нишах можно видеть замечательные барельефы скульптора А.В. Логановского: «Избиение младенцев» и «Рождение Иисуса Христа». Рельефы южных дверей показывают следующие библейские сюжеты: «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок размещены рельефы с изображением святого Александра Невского и Архистратига Михаила.

Барельеф «Воскресение Христа» в северной части храма выполнен скульптором Ф. Лемером на известный библейский сюжет. На фризе портика слова: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Апостолы Пётр, Павел и Иоанн представлены на этой стороне храма. Пётр изображен, как полагается, с ключами. В честь него назван город Санкт-Петербург. Апостол Павел держит в левой руке меч. В центре находится скульптура сидящего Иоанна Богослова. По преданию, его ученики погребли Иоанна в преклонном возрасте живым в могилу в виде креста, но когда позднее захоронение вскрыли, то там старца не оказалось – он воскрес, как и Иисус Христос. В нишах бронзовые барельефы скульптора П.К. Клодта: «Несение креста» и «Оплакивание». Северные двери декорированы рельефами: «Се человек» и «Истязание Христа»; в центральной их части находятся изображения Исаакия Далматского и Николая Мирликийского.


Восточный фронтон


Западный фронтон


Южный фронтон


Северный фронтон


Апостол Пётр


Апостол Павел

На углах крыши собора установлены коленопреклонённые ангелы, поддерживающие светильники. В пасхальную ночь в них зажигали огонь, и зрелище это было потрясающим.

Планировка храма решена в виде креста, а внутреннее убранство поражает великолепием дорогой отделки. Пол собора набран из разных сортов мрамора, в рамках из порфира. Солея и три ступени в алтарную часть сделаны из красного порфира. Стены, кроме отделки мрамором, малахитом, лазуритом и мозаиками, покрыты превосходной живописью художников Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева, Ф.Н. Рисса, К.П. Брюллова и других. В Германии на Мюнхенской Королевской мануфактуре специально для Исаакиевского собора изготовили витраж с изображением воскресшего Христа. Много использовали в отделке интерьеров собора мозаику, заменившую даже несколько живописных картин. Плафон главного купола украшен живописным полотном «Богоматерь» кисти К.П. Брюллова и П.А. Басина, там же на барабане изображение двенадцати апостолов, тех же художников.

В Исаакиевском соборе три алтаря. Главный – освящён во имя Преподобного Исаакия Далматского, с правой стороны – Святой Великомученицы Екатерины, слева – Благоверного великого князя Александра Невского.

С 1948 г. Исаакиевский собор является музеем. Последняя церковная служба прошла здесь в 1928 г., первая после перерыва – в 1990-м.

Оглавление книги


Генерация: 0.390. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз