Книга: Седая старина Москвы
Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)
Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)
Тут было прежде село Воскресенское[372], принадлежавшее боярину Боборыкину. Патриарх Никон, часто проезжая Воскресенским трактом в Иверский Валдайский монастырь, полюбил его и приобрел у Боборыкина. Затем в 1655 году построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Воскресения Христова, при освящении которой присутствовал и царь Алексей Михайлович. Обозревая с Никоном окрестности, царь назвал новую церковь согласно с желанием патриарха Новым Иерусалимом. Это подало Никону мысль соорудить здесь храм наподобие Иерусалимского, для чего была взята точная модель последнего и немедленно приступлено к сооружению огромной церкви.
Над ее созданием Никон трудился девять лет и до того заботился о ней, что своими руками делал кирпичи и носил их на место. В ближней роще построил он для себя уединенный скит, где и провел все время строительства церкви, удаляясь на ночь в тесный затвор, где каменная скамья и такое же изголовье служили ему ложем. Желая окружить Новый Иерусалим названиями священных мест настоящего Иерусалима, Никон переименовал многие окрестности: реку Истру — в Иордань, изрытый нарочно вблизи скита поток — в Кедрон, селение — в Назарет и проч. А на том холме вблизи монастыря, где царь Алексей Михайлович высказал мысль о создании Нового Иерусалима, Никон построил часовню, носящую название Елеонской. Когда же по суду восточных патриархов Никон был лишен сана и в 1666 году сослан на Белоозеро, строительство остановилось. После кончины царя Алексея Михайловича царь Федор, любивший Никона, велел в 1679 году продолжать строение. Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала много денег и утвари для довершения знаменитой церкви. Но полностью здание было окончено только в 1685 году, при царях Иване и Петре Алексеевичах, и освящено 18 января того же года патриархом Иоакимом. В 1723 году каменный шатер, или главный купол над ротондой Св. Гроба, внезапно обвалился внутрь церкви; сверх того, сделавшийся вскоре пожар привел церковь еще в большее запустение. 26 лет церковь оставалась в развалинах.
В 1749 году Воскресенскую обитель посетила императрица Елизавета и повелела возобновить церковь, не отдаляясь от первоначального ее характера, и назначила для этого архитектором графа Растрелли. Возобновление было совершено под присмотром настоятеля монастыря Амвросия. Шатер купола над ротондой сооружен вместо тяжелого каменного деревянный. Сделаем краткое обозрение монастыря. Его ограда в виде неправильного шестиугольника построена в 1690–1699 годах. Окружность ее — 432 сажени, наружная высота 4 сажени 7 вершков. По углам находятся 8 трехэтажных конических башен с удобными помещениями. По ограде проходит широкая галерея для крестных ходов. Посреди площади при входе через св. ворота, над которыми находится церковь, возвышается главный храм Воскресения Христова — близкое подобие древнему Иерусалимскому[373]. Длина его внутри 50 саженей, ширина 20, окружность 173 сажени. Он украшен несколькими разнообразными куполами, между коими возвышается более чем на 32 сажени от земли гигантский шатер над ротондой. Это — необыкновенное создание, составляющее диво в архитектуре, потому что держится без связей[374]. В этой церкви 29 приделов. Трудно представить то впечатление, которое производит внутренность храма своим великолепием, позолотой и грандиозными размерами. Величественнее всего внутри собора Гроб Господень длиной 2 аршина 9 вершков, шириной аршин и 5 вершков — точное подобие Иерусалимского Гроба Господня. Маленькая часовня над ним вся вызолочена[375].
В храме большое количество достопримечательностей. В приделе Всех Святых погребен Никон (1631 г.). Возле могилы его вериги, келейный образ и другие предметы. Зимняя церковь — в честь Рождества Христова с Вифлеемской пещерой. Вокруг нее расположены малые приделы, символизирующие детство Спасителя и места страдания Его. Под Голгофской горой устроена церковь, в которую следуют 33 ступени, по числу лет, проведенных Спасителем на земле. Церковь Обретения Св. Креста Царицей Еленой — также подземная. Над Св. Вратами церковь Входа в Иерусалим, построенная в 1697 году. Всех церквей в монастыре 41.
В Воскресенском соборном храме среди других предметов и святынь хранится в серебряном ковчеге десная рука мученицы Татьяны, принесенная в дар царевной Татьяной Михайловной в 1691 году, а в ризнице находится подлинная модель Иерусалимского храма, привезенная с Востока Арсением Сухановым в 1657 году, и подобие Серебреников, за которые Иуда продал Господа нашего Иисуса Христа.
Вблизи монастыря находится пустынь, устроенная Никоном. Здание это небольшое, но высокое, подобное столбу, в 4 этажа, с узкими решетчатыми окнами. Тут 10 тесных келий, куда ведут каменные узкие лестницы, две трапезные и две церкви — во имя Богоявления Господня и св. апостолов Петра и Павла, в которых Никон в совершенном одиночестве отправлял служение как священник.
- Бутырки
- Петровское-Разумовское
- Останкино
- Алексеевское
- Ростокино
- Тайнинское
- Большие Мытищи
- Пушкино
- Братовщина
- Сафарино и Голыгино
- Хотьково
- Воздвиженское
- Радонеж
- Сергиев Посад
- Спасо-Вифанский монастырь
- Всесвятское
- Покровское
- Кунцево
- Архангельское
- Тушино
- Троицкое-Голенищево
- Воробьевы горы
- Троицкое
- Черкизово
- Горенки
- Измайлово
- Перово
- Кусково
- Косино
- Кузьминки
- Люблино
- Коломенское
- Дьяково
- Перервинский Николаевский монастырь
- Царицыно
- Екатерининская пустынь
- Остров
- Николо-Угрешский монастырь
- Серпуховской Владычный монастырь
- Давыдово-Вознесенская пустынь
- Берлюковская Николаевская пустынь
- Студенец
- Владыкино
- Ильинское
- Саввин Сторожевский монастырь
- Вяземы
- Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)
- Деулино
- Спасское
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СТАРЫЙ НОВЫЙ ЦЕНТР
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Новый Милет (Милет)
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»