Книга: Седая старина Москвы

Сергиев Посад

Сергиев Посад

Из всех священных местностей это — самая знаменитая в окрестностях Москвы и привлекает неисчислимое количество богомольцев.

Подробных описаний Троице-Сергиевой лавры существует немало, поэтому мы, отсылая любознательных читателей к тем описаниям[338], ограничимся здесь кратким рассказом об основании лавры и о ее древностях и церквах.

Лавра основана в 1340 году преподобным Сергием (1319–1392). В настоящее время имеет 12 церквей. Все здания ее окружены оградой с девятью башнями и четырьмя воротами. Стены в окружности более версты; вышина 4 сажени, местами доходит до 7. При входе через ворота с правой стороны возвышается Успенский собор с пятью большими главами[339]. Иконостас XVIII столетия, пятиярусный, резной. Живопись в храме возобновлена в 1866 году, иконы обновлены в 1881 году. В нем кроме главного престола три придела. Вне собора, против северо-западного угла, — гробницы Бориса Годунова, его супруги, сына и дочери (Ксении).

Далее, к юго-западу, — Соборный Троицкий храм. Он из белого камня, стоит, вероятно, на том же месте, на котором некогда срубил преподобный Сергий свою деревянную церковку, которая сгорела несколько лет спустя по его кончине, в нашествие Едигея, в 1408 году. Место, на котором стояла она, несколько лет пустовало. Преподобный Сергий, как известно, умирая, заповедал братии похоронить его не в церкви Св. Троицы, а на общем кладбище вместе с прочими усопшими братьями; он заповедал это, но только без клятвенного обещания со стороны братии, почему братия с разрешения митрополита Киприана похоронила его все-таки в церкви Св. Троицы. Когда татары сожгли ее и воздвигнута была временно другая деревянная церковь Св. Троицы, то поставлена она была не на пепелище старой, а в стороне, потому что старое место, на котором под открытым небом покоился преподобный Сергий, предназначалось уже тогда на возведение каменного, более богатого храма, что и исполнено в 1422 году, с открытием мощей. Нет сомнения, что именно этот храм и есть Троицкий. Весьма невеликий, 9 саженей и 2 аршина в длину и 7 в ширину, он остается скромным и не особенно заметным среди других сооружений лавры. Над четырехскатной крышей поднимается на невысокой шее одинокий луковичный купол. В 1880 году этот купол позолотили, так как две прежние позолоты, XVI и XVIII веков, уничтожило время. Не более прочна оказалась и стенопись внутри храма. Со времени возникновения храма она в 1854 году возобновлена в четвертый раз, так что от первоначальных работ иноков Андрея Рублева и Даниила Черного сохранились, может быть, частью одни только очертания на темном золотом фоне. Обилие серебра и золота в этом храме кажется еще большим вследствие его малости. Пятиярусный иконостас, полный икон, дважды обит серебряной позолоченной ризой. К серебру, облекающему иконостас, стены и столпы, следует прибавить серебро алтаря.

Царские врата устроены и украшены царем Михаилом Федоровичем. Характерно, что в дарохранительнице на престоле небольшие фигуры апостолов сделаны из золота и один только Иуда из меди: замечательный художественный прием для выражения сравнительной ценности изображаемого. Между древних икон много весьма замечательных, но первенствующие, без сомнения, чудотворный образ Св. Троицы, обложенный золотом и каменьями в 1600 году царем Борисом Годуновым[340], и образ Видения Богоматери преподобным Сергием над южной дверью. Складной образ этот сделан из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует на задней стороне надпись. В 1654 году царь Алексей Михайлович брал этот образ в Польский поход и одержал победу над польским королем. В 1703 году, во время шведской войны, образ был отправлен в русский лагерь к графу Б. П. Шереметеву, где и находился во всех походах, окончившихся победой над Карлом XII. В 1812 году образ находился в московском ополчении и возвращен обратно по изгнании врагов из отечества. В 1855 году икона эта была вручена императору Александру Николаевичу митрополитом Филаретом, препровождена в действующую армию в Крым на укрепление против врагов и в 1856 году возвращена ополчением в лавру[341].

Но главную святыню Троицкого храма, духовный центр его, составляют почивающие у южной стены, близ иконостаса, мощи св. Сергия. Они находятся в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иваном Васильевичем; другая рака около нее устроена императрицей Анной Ивановной в 1737 году, она серебряная, чеканная, с богатой сенью на четырех столпах, 25 пудов весом. Против раки хранятся за стеклом образа Моления преподобного Сергия, Пресвятой Богородицы Одигитрии и Св. Николая, риза преподобного, епитрахиль и поручи из крашенины, деревянный его посох, аналав от схимы, нож с ножнами и деревянная ложка. В юго-западном углу погребено тело радонежского князя Андрея Владимировича, в иноках Саввы. Над могилой его — медная доска с надписью. Среди храма, перед алтарным иконостасом, висит огромное серебряное паникадило, устроенное в 1812 году, весу в нем 5 пудов. В северном притворе находятся две надписи, напоминающие о 1771 и 1812 годах: о спасении монастыря от язвы и от врагов.

С южной стороны к Троицкому собору пристроена церковь Преподобного Никона. Она небольшая, теплая; возобновлена в 1840 году. Здесь икона Иерусалимской Божьей Матери, и в юго-западном углу опочивают под спудом мощи ученика и преемника св. Сергия преподобного Никона, преставившегося в 1428 году, 17 ноября, после 26-летнего управления Троицкой обителью. Юго-западный придел собора, известный под названием Серапионовой палатки, по преданию, есть место кельи преподобного Сергия, где он удостоился посещения Божьей Матери с двумя апостолами. Здесь на южной стене большая икона этого видения, и в особых ковчегах правая рука св. первомученика Стефана и камень от Гроба Господня. Здесь же под спудом опочивают архиепископ новгородский Серапион, митрополит Иоасаф и Дионисий, архимандрит Троицкого монастыря. На каменных надгробиях изображены их лики.

Против Троицкого собора, с восточной стороны, церковь Сошествия Св. Духа. К ней пристроен с южной стороны в 1867 году придел Св. Филарета Милостивого. Здесь усыпальница митрополитов Филарета, Иннокентия и архимандрита лавры Антония. Церковь Сошествия Св. Духа построена на месте деревянной в 1476 году. В 1655 году она внутри расписана, в 1778 году в ней сделан новый иконостас. В 1808 году украшены и позолочены глава и крест. К северной стороне церкви примыкает часовня, где погребен преподобный Максим Грек; она устроена в 1847 году.

Церковь Преподобного Сергия находится против Успенского собора, на южной стороне. Построена в 1686–1692 годах, украшена живописью в 1780 году. Возобновлена и украшена в 1847 году. Пол в церкви мраморный; вокруг открытая терраса, выстланная чугунными плитами. Трапезная обширная, в ней бывают в великие праздники и высокоторжественные дни соборные столы. Тут же, с южной стороны, и отделение для ежедневной трапезы и палата с запасной ризницей. Над церковью монастырская библиотека, где хранятся разные древние рукописи и книги, по большей части духовного содержания, а также акты в столицах, относящиеся к монастырским вотчинам. Рукописей более 828, книг около 9 тысяч. Более же ценные рукописи находятся в библиотеке Духовной академии.

Церковь Преподобного Михея (иначе называется Видение Божьей Матери преподобным Сергию и Михею). Это шестиугольное низкое здание, построенное на том месте, где была деревянная келья преподобного Михея. Гробница Михея находилась прежде под трапезным крыльцом, а с построением в 1734 году церкви поставлена в ней. Мощи преподобного Михея опочивают под спудом. Церковь Св. Михея возобновлена два раза: в 1781 и 1842 годах.

Церковь Рождения Иоанна Предтечи находилась над вратами ограды. Сооружена в 1629–1696 годах. В 1746 году она сгорела с иконостасом и всей утварью. Восстановлена и освящена в 1763 году, а затем в 1827.

Церковь Смоленской Божьей Матери. На этом месте прежде стояли две каменные палаты, на одной из которых стоял вырезанный из камня старинный образ Смоленской Божьей Матери. В 1730 году икона эта исцелила псаломщика, у которого обе иссохшие руки пригнуты были к спине[342]. По этому случаю в 1735 году архимандрит Варлаам соорудил церковь, в которой и поставил чудотворную икону. В 1854 году церковь расширена и украшена живописью.

Церковь Св. великомученицы Варвары. На левой стороне от св. ворот. Построена в 1853 году иждивением графини Варвары Татищевой, в иночестве Анастасии.

Церковь Св. апостолов Петра и Павла. Находится в архиерейском доме при настоятельских кельях. Прежде, в 1758 году, здесь был престол во имя Казанской Божьей Матери. В 1795 году он посвящен св. апостолам Петру и Павлу от митрополита Платона в честь своего ангела Петра (в светском житии). В церкви весь иконостас и иконы писаны на полотне. На сводах и стенах изображены разные замечательные эмблемы и надписи, сочиненные Платоном. В палатах еще сохраняются старинные портреты святителей и царей, вековая узорочная мебель и келейная утварь Платона.

На постройку храмов употреблено одно дерево. Стены верхней церкви обиты сосновыми досками. На северной стене достоин внимания по святости и глубокой древности образ Иорданской Божьей Матери, писанный, по преданию, на доске, бывшей в келье св. Иоанна Ламаскина. Иконостас храма из кипарисного дерева. Царские двери из Подсосенской церкви. Стены алтаря внутри обиты досками из трех пород дерева: кедра, певга и кипариса. Нижняя церковь отличается такой же простотой, как и верхняя, Успенская. В скиту есть ризница и библиотека, помещающаяся в отдельном здании над трапезной, которая находится позади церкви во имя св. Филарета Милостивого.

К южной стене Успенского храма пристроены деревянные, на каменном фундаменте двухэтажные покои для митрополита с моленной, обращенной окном в церковь. Здесь три небольшие комнаты, замечательные простотой убранства: кресла и диваны заменены лавками.

В трехэтажном каменном корпусе — больница, кельи и храмы: вверху, на хорах, в честь преподобных Сергия и Никона, а внизу — во имя св. Филарета Милостивого, сооруженная в 1860 году московским купечеством в память 40-летнего служения на московской пастве митрополита Филарета. Церковь освящена 27 сентября 1860 года. Здесь по два часа в сутки каждым из скитников совершается непрерывное очередное чтение Псалтири как о здравии живущих, так и о упокоении усопших благотворителей.

На восточной стороне скита — Воскресенская кладбищенская церковь, построенная в 1847 году. Иконостас в ней из железа и состоит из колонн в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа над церковью. В этом храме отпевают скитскую братию. Близ церкви, в часовне, на холме водружен деревянный крест, в который вложена часть от креста преподобного Сергия.

На северной стороне от Гефсиманского скита, за прудом, находится пещерный храм в честь Архангела Михаила, а над ним другой великолепный храм в честь чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери. Пещеры с кельями укреплены каменными сводами. Начало пещерам положено известным в свое время юродивым Филиппом.

На западе от пещер, на берегу пруда, находится Боголюбивая киновия. Это — кладбище лаврской братии. Киновия основана в 1858 году схимонахом Филиппом, который перешел сюда из пещер. Двухэтажная церковь сооружена в 1859 году: верхний престол в честь Боголюбской Божьей Матери, в нижнем этаже придел во имя св. жен Матроны и Капитолины; освящен 18 июля 1861 года.

Богослужение в Гефсиманском скиту совершается почти непрерывно, к нему иноки призываются иногда звоном колокола, а иногда ударами в било (чугунная доска, в которую ударяют колотушкой). Скитская братия занимается разными изделиями: вырезает крестики, ложки, подсвечники и чашки из дерева. В скит женскому полу входить не дозволяется, кроме двух дней в году — 16 и 17 августа.

В 1859 году в пяти верстах от скита на восток основана пустынька. Основание пустыньки благодаря попечениям архимандрита Антония положено схимонахами Илларионом, Федотом и Александром. В 1860 году там выстроена церковь в честь Св. Духа, и пустынька получила название скит Параклита, т. е. обиталище Св. Духа Утешителя. Дорога в скит необыкновенно живописна. Женщинам входить в скит вовсе воспрещается. Устав строгий, и монахов очень мало.

Оглавление книги


Генерация: 1.131. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз