Книга: Путеводитель по Амстердаму

Принсенграхт

Принсенграхт

Cамый оживленный канал, отделявший район парадных особняков от рабочего, ремесленного, иммигрантского Йордана, - Принсенграхт (Prinsengracht).

Раскрашенный рельеф с изображением почтового рожка на доме N7 указывает место, от которого в XVII веке отправлялся паром до Харлема: во времена тюльпанной лихорадки амстердамцы ездили на этом пароме на харлемские цветочные торги. Тут же в доме располагались конюшни для лошадей, которые тянули паром часть пути, - с 1687 года в этих конюшнях проводили тайные молебны члены католического ордена Святого Aвгустина. В 1861 году августинцы переехали в новопостроенную церковь Непорочного Зачатия на Харлеммерcтрат, которую по старой памяти называли "Церковью почтового рожка".

A почти напротив, на пересечении Брауэрсграхт и Принсенграхт (то есть на границе района Йордан), расположено чудесное старинное кафе Papeneiland, название которого переводится как "Страна Папы Римского". По легенде, монахи-августинцы прорыли под каналом специальный ход, который соединял их тайную церковь с пивнушкой. Во время реставрации здания действительно были найдены подземные помещения, но они, скорее всего, служили просто для хранения продуктов и запасов питьевой воды.

Чуть дальше по той же стороне расположена Нордеркерк (Nоorderkerk) - последняя церковь Хендрика де Кейсера, спроектированная в 1620 году и достроенная только в 1623-м, уже после смерти архитектора. Приземистая, крепко сбитая, с невысокой башней, большими скатами крыш и простыми фасадами, Нордеркерк предназначалась для городской бедноты из Йордана. В плане она представляет собой равносторонний греческий крест - невиданное по тем временам новаторство. Такая конструкция подчеркивала гармоничную уравновешенность протестантского богослужения, которое строится вокруг центра - кафедры проповедника, а не стремится, как католическое, в одном направлении - к алтарю. По понедельникам вокруг церкви работает рынок Нордермаркт (Noordermarkt) со всяким занятным старьем и одеждой секонд-хенд.

На другой стороне Принсенграхт, неподалеку друг от друга, расположены два весьма примечательных дома для престарелых (hofjes). В мрачноватом здании из красного кирпича находится приют ван Бринена (Van Brienens Gesticht De Ster, 89-133), открытый в 1804 году богатым предпринимателем Яном ван Бриненом для католиков из хороших семей. Здание приюта муниципальный архитектор Абрахам ван дер Харт переоборудовал в 1797 году из пивного завода "Звезда" (De Ster). Теперь здесь частные квартиры, а в прямоугольном внутреннем дворе разбит замечательный сад.

Чуть южнее - состоящий из шести маленьких домиков "Приют Солнца" (Zon`s hofje, 159-171), убежище для женщин-меннониток. Во дворе сохранился чудесный наивный рельеф с Ноевым ковчегом и сияющим солнцем - символом меннонитского религиозного общества. Кстати, собрания меннонитов одно время посещал Рембрандт: сын кальвиниста и католички, он неустанно искал собственную религию, живо интересовался иудаизмом, а также деятельностью странных, почти подпольных сект коллегиантов и фатерландеров.

В доме XVIII века под N 263 с 1957 года работает Музей Анны Франк (Anne Frank Huis). В 1999 году к нему пристроили новое здание, выходящее другим фасадом на площадь Вестермаркт (Westermarkt) - туда перенесли часть разросшейся экспозиции. А заодно в южной части Вестермаркт, у Принсенграхт, поставили маленький памятник Анне Франк работы Мари Андриссен

К югу от Музея Анны Франк, прямо в центре площади Вестермаркт (Westermarkt), высится нарядная Вестеркерк (Westerkerk, то есть Западная церковь) - как принято считать, наиболее удачное произведение Хендрика де Кейсера. Правда, строительство завершилось только через 10 лет после смерти архитектора - в 1631 году, и заканчивать работы пришлось автору Королевского дворца Якобу ван Кампену.

Вестеркерк - самая большая протестантская церковь в Амстердаме, а ее колокольня, прозванная в народе "Длинным Яном" (Lange Jan), - самая высокая в городе башня (85 метров). Венчает башню корона императора Максимилиана - та же, что на амстердамском гербе. А колокола делал ренессансный мастер Франсуа Хемони.

Возвели Вестеркерк специально для избранной публики с Больших каналов. По воскресеньям под звон тех самых колоколов, которые Анна Франк пару веков спустя слушала в своем убежище, сюда пешком шли самые именитые люди города. Снаружи эта церковь - довольно-таки эклектичное сооружение: в ней перемешаны элементы архитектуры голландского ренессанса и готики и использованы одновременно все три ордера - дорический, ионический, коринфский. Интерьер же, как и полагается в протестантском храме, чист и почти пуст. Интересна только небольшая деталь: на боковых панелях органа 1689 года художник Герард Лэресс с большим изяществом изобразил музыкальные инструменты.

Считается, что в Вестеркерк похоронен Рембрандт (в 1906 году в северном приделе была даже установлена его мемориальная доска). Однако никаких документальных подтверждений этому нет - Рембрандт, знавший и богатство и славу, умер в нищете и забвении и был похоронен в безымянной могиле. Во время реставрации 1990 года в церкви были найдены кости, которые сочли останками Рембрандта. Их отправили в специальную лабораторию Гронингенского университета на предмет измерения количества свинца, который в старину входил в состав красок и неизбежно оказывался в организме художников. Установить истину так и не удалось: на середине исследований выделенные для опытов деньги закончились, и кости остались лежать в сейфе университета до лучших времен. Зато доподлинно известно, что в Вестеркерк похоронены последняя возлюбленная Рембрандта Хендрикье Стоффелс и их сын Титус, умерший в отрочестве.

В западной части Вестермаркт, на набережной канала Кайзерсграхт, находится Хомомонумент (Homomonument, автор Карин Дан) - первый в мире мемориал, посвященный пострадавшим от нацистов геям и лесбиянкам: три гранитных розовых треугольника символизируют прошлое, настоящее и будущее (треугольными розовыми нашивками во время оккупации клеймили гомосексуалистов).

A в доме N6 на Вестермаркт обитал французский философ Рене Декарт, который полагал, что в этом большом городе, где все так озабочены торговлей и прибылью, он мог бы "прожить до конца своих дней, не будучи замеченным никем". Тут, кстати, Декарт ошибался: и он, и его идеи были замечены и очень повлияли на многих просвещенных голландцев. В частности, его большими поклонницами были главные "синие чулки" голландского золотого века - ученая дама Анна Мария ван Схурман и хозяйки философского салона Анна и Мария Фиссхер.

В двух кварталах к югу от Вестермаркт, у дома N296, стоит на якоре грузовая баржа "Хендрика Мария", сооруженная в 1914 году. Здесь с 1997 года работает Музей жилой лодки (Woonbootmuseum): интерьер не слишком выразительный, но все-таки музей дает некоторое представление о прелестях и неудобствах жизни в романтических плавучих домах Амстердама. Если вам не удалось в одном из них поселиться - можно зайти и полюбопытствовать.

Нордеркерк 626 64 36, пн-сб 10.00-18.00, Вход свободный

Вестеркерк 624 77 66, апрель-сентябрь: пн-пт 11.00-15.00, Вход свободный

Музей жилой лодки 427 07 50, Трам. 14, 17, 20, март-октябрь: ср-вс 11.00-17.00; ноябрь-февраль: пт-вс 11.00-17.00, Закрыт 1 января, 30 апреля, 25-26, 31 декабря. В 2003 году: 6-31 января, Вход €2, 50, для детей ниже 152 см €2, 05

Оглавление книги


Генерация: 0.360. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз