Книга: Путеводитель по Амстердаму
Сингел
Сингел
Канал Сингел (Singel) на самом деле не принадлежит к проекту Больших каналов: это ров, вырытый вокруг городских укреплений еще в XV веке. Но по духу широкий Сингел с его нарядными жилыми домами ближе к каналам, чем к средневековому центру, да и застраивать его по-настоящему начали одновременно с параллельными Херенграхт, Кайзерсграхт и Принсенграхт.
В самом начале Сингела, на левой стороне, за деревьями, виднеется элегантный купол Круглой лютеранской церкви (Ronde Lutherse Kerk), построенной в 1668-1671 годах главным архитектором голландского классицизма, поклонником французского и итальянского зодчества Aдрианом Дортсманом. Единственный круглый протестантский храм в Голландии выглядит чужеродным и слишком уж итальянским среди маленьких голландских домиков: ему явно неуютно в городе, где все тяготеет к прямому углу. По недосмотру кровельщиков церковь сгорела дотла в 1822 году, но год спустя была восстановлена с очень небольшими изменениями. Сейчас в ней конференц-зал отеля "Ренессанс".
Почти напротив Лютеранской церкви стоит у причала Кошачья лодка (Poezenboot) - плавучий приют для бездомных кошек. Немного южнее, на правой стороне канала, находится одно из самых нарядных зданий на Сингеле - дом "Дельфин"(Dolphijn Huis, 140-142) со сдвоенным краснокирпичным фронтоном, украшенным обелисками, масками и волютами из белого песчаника. Хендрик де Кейсер построил его в 1600 году для гуманиста, поэта и (что характерно для голландских интеллектуалов того времени) преуспевающего торговца Хендрика Спигела. Впрочем, гораздо больше прославился другой жилец этого дома - главный герой картины Рембрандта "Ночной дозор" Франс Банинк Кок.
А неподалеку расположен необыкновенно широкий (42 метра) мост Торенслаус (Torensluis, то есть "Башенный"), на котором до 1829 года стояла старинная башня-тюрьма Ян-Роденпорт. Мост этот соорудил в 1648 году Ян Легхватер - тот самый, что прославился осушением земель. Посреди моста стоит памятник Мультатули (1820-1887) - невероятно плодовитому писателю, сочинявшему романы о тяготах жизни в колониях.
A на левой стороне Сингела целый квартал вплоть до пересечения с Радхаусстрат (Raadhuisstraat) занимает "Дом Хофта"(PC Hoofthuis, 1976-1984) - здание стометровой длины, спроектированное чрезвычайно плодовитым современным архитектором Тео Босхом для филологического факультета Амстердамского университета. Постройка Босха примыкает к многоэтажному зданию Роттердамского страхового общества - одному из первых высотных домов в городе. На рубеже XIX-XX веков в Амстердаме, как и по всей Европе, десятками возникали страховые общества, которые пытались превзойти друг друга в парадности и оригинальности своих штаб-квартир. На Сингеле есть еще два любопытных примера этой страховой архитектуры: здание компании "Веста" (N429-435), построенное в 1904-м, и дом общества "Космос" 1891 года (Verzekeringsgebouw Kosmos, 480) с чудесной мозаикой в стиле ар деко.
Третий выдающийся образец расположен неподалеку, на излучине Радхаусстрат: это дом страхового общества "Утрехт" (Utrechthuis, 23-55) - безумная смесь неоготики и ар нуво. Архитектор здания, прославленный ван Гендт, одинаково успешно строивший, кажется, во всех возможных стилях от неоренессанса (Центральный вокзал) до неоклассицизма (Консертхебау и Манеж), щедро уснастил фасад скульптурными изображениями диких животных и химер в духе собора Парижской Богоматери. По замыслу заказчиков, хищные птицы, крокодилы и прочие гады должны были напоминать об опасностях, подстерегающих тех, кто не застраховал свою жизнь. Под аркадой, идущей вдоль всего фасада, сегодня работают мелкие магазинчики, закусочные и сувенирные лавки.
Кстати, Радхаусстрат (Raadhuisstraat), на которой стоит дом "Утрехт", - это главная радиальная улица в западной части Больших каналов. Ее проложили в 1894-1896 годах, снеся старые дома на Херенграхт и Кайзерсграхт. Правда, сделали это очень аккуратно: разрушены были только малоценные строения, а все сколько-нибудь интересное постарались сохранить - именно поэтому улица так странно изогнута.
В общем ряду домов, что начинается сразу за площадью Спау (Spui), выделяется эффектное здание бывшего городского арсенала (N423), возведенное все тем же Хендриком де Кейсером в 1606 году. После арсенала в этом доме располагались королевские конюшни, а в XIX веке сюда переехала библиотека Университета Амстердама, посетители которой еще долго жаловались на стойкий запах лошадиного навоза.
По диагонали от арсенала через Сингел высится неоготическая церковь Крайтберг (De Krijtberg), построенная в 1881 году с использованием средневековых технологий. Особенно хорош получился интерьер с витражами и отличной скульптурой. Кстати, слово "Крайтберг" значит "меловая гора": когда-то на этом месте находился дом торговца мелом.
От Крайтберга рукой подать до ночного клуба Odeon, который располагается в старинном здании 1662 года. Главный амстердамский архитектор второй половины XVII века Филипс Фингбонс построил этот дом для богатого торговца Марселиуса на месте бывшей пивоварни "Хет Лам". В задней части дома расположен очаровательный концертный зал (Concertzaal Odeon), спроектированный в 1837 году известным классицистом Тетаром ван Элфеном. А буквально в двух шагах отсюда начинается самый знаменитый в Амстердаме цветочный рынок (Bloemenmarkt), который тянется от Конингспляйн (Koningsplein) до Мюнтпляйн (Muntplein). С 1860 года здесь продают изумительные цветы, тюльпановые и гиацинтовые луковицы, семена редких растений. Кстати, в XVII веке на Сингеле тоже был рынок, но только плавучий: цветами, зеленью, овощами и деревенскими продуктами торговали прямо с барж.