Книга: Егорьевский район

Рязановский, поселок (Радовицы)

Рязановский, поселок (Радовицы)

От Егорьевска автобусом до остановки Рязановский — 46 км. Егорьевское шоссе

27. МОНАСТЫРЬ НИКОЛО-РАДОВИЦКИЙ документально известен с 1580 г. Каменное строительство началось в нем сооружением в 1638—1651 гг. собора Рождества Богородицы, простоявшим до 1868.г., когда он был разобран “за ветхостью”. Остальные постройки, за исключением поварни и башен ограды, еще долгое время оставались деревянными. Архитектурный облик монастыря практически сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX в., когда все деревянные строения сменились кирпичными. В 1816—1825 гг. был выстроен по проекту И.Ф.Русско второй, Никольский, собор, границы монастыря расширены в южном и восточном направлениях. Эта часть комплекса утрачена в 1930-х гг. В настоящее время монастырский ансамбль составляют собор 1860-х гг., Святые ворота с надвратной церковью и колокольней, три жилых корпуса, три башни ограды, хозяйственные постройки и конный двор. Архитектура зданий отражает с известным запозданием, свойственным провинциальному зодчеству, постепенную смену художественных направлений, начиная от московского барокко и кончая стилизаторством второй половины XIX в.


27/1. Николо-Радовицкий монастырь. Генплан 1 — собор Рождества Богородицы; 2 — Святые ворота с надвратной церковью и колокольней; 3 — Братский корпус; 4 — Старый настоятельский корпус; 5 — Новый настоятельский корпус; 6 — Кладовый корпус; 7 — конный двор; 8 — ограда конного двора; 9 — башни монастырской ограды


27/2. Собор Рождества Богородицы


27/3. План собора

Композиционный центр ансамбля — собор Рождества Богородицы — сооружен по проекту Н.М.Чистосердова в 1868-1869 гг. на месте собора XVII в. с частичным использованием кладки его алтарных стен. Здание псевдорусского стиля сложено из кирпича и побелено по обмазке, детали убранства белокаменные. Согласно условиям заказа, старый двустолпный пятиглавый храм на подклете с трехчастной апсидой и трапезной с подвалом превращен в двусветный, без столбов, расширенный вдвое против прежнего путем пристройки равновеликого объема с северной стороны. Внутренние стены заменены крупными арками и центральным пилоном, отчего сводчатое пространство приобрело единство, величественность и грандиозность. Двухпрестольный собор получил традиционное тесно поставленное пятиглавие на квадратном постаменте. Ныне утраченное, оно было выполнено в дереве с обшивкой каркаса листовым железом. Структура и убранство фасадов памятника, видимо, следуют прототипу. Межъярусный пояс напоминает о прежнем делении здания на этажи, кокошники в парапете — о его завершении. Воздействие форм XVII в. ощутимо в рисунке оконных наличников с треугольным и фигурным очельем, но проработка деталей суха и графична. Своеобразна западная паперть с тремя порталами, образующими аркаду с пощипцовым покрытием.

Штукатурная отделка интерьера почти утрачена, иконостасы отсутствуют.

Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью и колокольней над ней образуют многоярусную вертикальную композицию, которая сформировалась в два этапа. Первый этап ограничивается 1757—1763 гг., когда над трехпролетным основанием здания, на его верхней террасе был поставлен небольшой храм. Колокольня в два яруса, со шпилем, строилась в последней трети XVIII в., окончена в 1787 г. Длительность строительства сказалась на стилистике памятника, отразившей этапы развития русского барокко. В художественной обработке нижних ярусов еще широко применяются запоздалые мотивы московского барокко, в деталях используется белый камень. Кирпичное, пластически не развитое убранство колокольни с помощью пилястр, ниш и накладных фронтонов характеризует угасание стиля и переход к строгим формам классицизма. Церковь перекрыта коробовыми сводами, колокольня — восьмидольными сомкнутыми, из которых нижний — на ступенчатых тромпах. К колоколам ведет внутристенная лестница, берущая начало в толще западной стены церкви.


27/4. Вид монастыря с западной стороны


27/5. План надвратной церкови

Двухэтажный Братский корпус в стиле раннего классицизма выстроен в линии западной монастырской стены не ранее 1780-х гг. Большая протяженность единообразных фасадов здания скрадывается их обработкой высокими плоскими нишами, объединяющими окна с декоративными “досками” и промежуточными филенками в вертикальные звенья. Одинаковая планировка этажей основана на коридорной системе с односторонним расположением келий. Перекрытия сводчатые. В оконных и дверных проемах с закладными колодами перемычки — из брусьев. Железная кровля устроена по металлическим стропилам. Корпус замыкает северо-западная башня монастырской ограды, при его постройке реконструированная и приспособленная под жилье.


27/5. Братский корпус

Старый настоятельский корпус, функционально и планировочно связанный с северо-восточной башней ограды, выстроен одновременно с капитальной ее реконструкцией в 1785 г. Небольшое одноэтажное здание на подклете, с закрытыми крыльцами и задней галереей на аркадах, не имеет художественных акцентов. Строительные и отдельные декоративные приемы восходят к традициям XVII —начала XVIII в. Перекрытия сводчатые. Внешние углы усилены огибающими лопатками, в цоколе — поребрик. Лишь гладкие оконные наличники с замком, “ушами” и “фартуками” свидетельствуют о влиянии архитектуры барокко.


27/7. Старый настоятельский корпус. План

Несложная осевая планировка корпуса образована тремя равновеликими палатами, из которых восточная имеет проход в домовую, помещенную в башне церковь. При очередном расширении церкви вынута одна из внутренних стен здания, в башне пробиты новые окна. Помещения оштукатурены, своды украшены в XIX в. плафонами и филенками.

Двухэтажный Новый настоятельский корпус в стиле зрелого классицизма сооружен в 1805— 1810 гг. в западной линии монастырских стен. В его состав органически включена юго-западная башня ограды, образующая угловую ротонду. Архитектурную обработку получил лишь главный фасад здания. Его центральная часть выделена пилястровым тосканским портиком с фронтоном и сандриками над верхними окнами. При лапидарности архитектурных форм подлинным украшением здания служат тесаные в камне тонкопрофилированные детали — карнизы, сандрики, подоконники, базы и капители пилястр.

Перекрытия в доме балочные, в трех помещениях нежилого первого этажа имеются своды. Есть сведения, что комнаты были расписаны. Фрагмент Деисуса обнаружен внизу, возможно, в бывшей здесь трапезной палате.

Кирпичный Кладов ый корпус в два этажа с ледниками в подвалах, облицованных белым камнем, выстроен между 1782 и 1797 гг. Сохраняющий черты допетровского зодчества, он дает представление о почти повсеместно утраченных аналогичных монастырских постройках более раннего времени. Здание обладает симметричной секционной планировкой, общей для обоих этажей. Изолированные помещения перекрыты лотковыми и полу лотковыми сводами, подвал — накатом. Верхние кладовые объединялись открытой деревянной галереей на столбах, куда вели из боковых ризалитов лицевого фасада две кирпичные лестницы. Сдержанная внешняя обработка здания с мотивами барокко по характеру близка Старому настоятельскому корпусу.

Конный двор, примыкающий к монастырю с северной стороны, перестроен в кирпиче между 1782 и 1797 г. Состоит из одно-двухэтажных секционных зданий конюшен, кузниц, каретного сарая, образующих удлиненное каре. Часть секций разобрана. Над конюшнями — сеновалы. Перекрытия в основном деревянные, в кузницах — сводчатые. Железные кровли устроены по металлическим стропилам. Фасады южной связи, смежной с монастырем, ритмично расчленены крупными арками и нишами, создающими эффект аркады. Архитектурная обработка внешней, северной, стены ложными окнами с накладными “досками” созвучна декоративному оформлению Братского корпуса, что усиливает стилевое единство ансамбля.

Ограда монастыря вдоль западной и северной границ его территории заменена в течение XVIII-XIX вв. жилыми и хозяйственными корпусами. На южном и восточном участках ограда, в 1825 г. перенесенная на новое место, утрачена. Из четырех круглых угловых башен второй половины XVII в. уцелели три в сильно перестроенном виде, с коническими шатрами и массивными шпилями. Две западные башни вошли в состав прилегающих к ним построек, получив соответствующую структуру, новые перекрытия и архитектурный облик.


27/8. Северо-восточная башня ограды

Древняя северо-восточная башня сохранилась в пределах двух нижних ярусов, из которых один подклетный. В стенах имеются лестницы для внутреннего сообщения, на фасадах — элементы прежнего декоративного убранства. Глухая верхняя половина башни и своды переложены в 1785 г. с сохранением внешних черт крепостного сооружения. Издавна в башне помещалась церковь Иоакима и Анны. Устроенная в 1677 г., она расширялась в 1786 и 1837 гг. за счет площади Старого настоятельского корпуса. В XVIII в. в башне пробиты новые окна, купольный свод позже отделан лепными картушами. 

Выписка из Вкладной книги Николаерадовицкого монастыря// РГВ. — 1851. № 9, 10. Добролюбов, IV, с. 446-452.

Зверинский, II, с. 240, № 1013. И.Л.Николо-Радовицкий монастырь// РГВ. — 1855. № 49-52.

Макарий. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. — М., 1863. — С. 260-289. Николо-Радовицкий монастырь// РЕВ. — 1870. № 12. Прибавление. — С. 298-307.

ПАМО, 1, с. 125-127.

Симон Лагов, архиепископ рязанский// РЕВ. — 1884. № 13. Прибавление. — С. 245-247. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание Николо-Радовицкого мужского монастыря.- М., 1898.

Оглавление книги


Генерация: 0.476. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз