Книга: Егорьевский район

ЕГОРЬЕВСК, ГОРОД

ЕГОРЬЕВСК, ГОРОД

1. От Москвы с Казанского вокзала через Куровскую до станции Егорьевск — 113 км. 2. От Москвы автобусом до Егорьевска —109 км. Егорьевское шоссе


Егорьевск. Схема расположения памятников архитектуры

1 — общественные лавки (№6); 2 — жилой дом (№ 11); 3 — дом Бардыгина (№ 10); 4 — женское училище (№ 7); 5 — церковь Александра Невского (№ 2); 6 — усадьба Дудочкина (№ 9); 7 — усадьба Бардыгина (№ 8); 8 — богадельня (№ 5); 9 — механико-электротехническое училище (№ 4); 10 — Троицкий-Мариинский монастырь (№ 1); 11 — Алексеевская церковь (№ 3)

Егорьевск — старый промышленный центр Рязанской, с 1922 г. Московской губернии. В далеком прошлом это было село Высокое, Егорье-Высокое, или Высоцкое, лежавшее на правом возвышенном берегу речки Гуслицы, вблизи ее истока. Местность с XIV в. принадлежала Московскому княжеству. Село впервые упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия II в 1462 г. В 1563 г. царь Иван IV передал Егорье-Высокое московскому Чудову монастырю, во владении которого оно находилось до секуляризации церковных имуществ во второй половине XVIII в.

Благодаря расположению села на перекрестке дорог из Владимира в Коломну и из Москвы в Касимов уже в XVII в. здесь возник Торжок, укреплялись экономические связи села с ближайшими центрами. Впоследствии преобладание в Высоцкой волости экономических крестьян обусловило развитие в ней ремесел, отхожих промыслов и торговли, что способствовало хозяйственному подъему Егорье- Высокого. В 1778 г. село стало уездным городом Егорьевском Рязанского наместничества, позже губернии. Основную часть населения Егорьевска в XVIII — первой половине XIX в. составляло купечество, которое вело преимущественно посредническую торговлю хлебом. Положение стало меняться со второй четверти XIX в., когда в городе было открыто ткацкое производство; Егорьевск встал на путь промышленного развития. Основанная в 1845 г. бумагопрядильная фабрика Хлудовых вплоть до Октябрьской революции оставалась здесь наиболее крупным промышленным предприятием.

Специфика социально-общественной и экономической жизни Егорьевска нашла непосредственное выражение в его архитектурно-художественном облике. Построек старше конца XIX в. здесь не сохранилось. Памятников искусства немного, но то, что было создано, ярко характеризует свое время, быт и вкусы заказчиков.

Город расположен на мягком волнистом рельефе и застроен по регулярному плану с прямоугольной сеткой кварталов, который был утвержден в 1780 г. Этот планировочный принцип был использован при расширении городских границ в 1900-х гг. и сохраняется до настоящего времени. Деревянная малоэтажная застройка улиц лишь с 1870-х гг. начала заменяться в центральных районах каменной двухэтажной; в 1889 г. на долю каменных зданий приходилось более трети всего жилья. Архитектура, определившая облик городской среды, эклектична, носит отпечаток провинциальности. Художественными достоинствами обладают лишь немногие, главным образом культовые здания. Экономический подъем города на рубеже XIX —XX вв. привел к оживлению в области промышленного строительства. Реконструировались стоящие за Гуслицей корпуса Хлудовской фабрики, при них образовался большой фабричный городок, был создан крупный комплекс технического училища. С этими постройками в архитектуру Егорьевска проникли элементы модерна, которые в целом не изменили ее прежнего характера.

Основная магистраль города — Советская, в прошлом Московская, улица с тремя организованными на ней площадями. Обширную центральную площадь некогда занимал грандиозный Успенский собор в стиле ампир, служивший композиционным центром и высотной доминантой города. Вокруг площади сосредоточены наиболее представительные торговые и жилые здания, городские учреждения. Ближе к окраинам застройка остается деревянной. Одноэтажные домики украшены наличниками с накладной пропильной резьбой, ворота — фигурными филенками. Встречаются резные водоприемники водосточных труб.


1/1. Троицкий-Мариинский монастырь. Генплан 1 — Троицкая церковь, 2 — богадельня, 3 — корпус келий, 4 — ограда с башнями, 5 — Святые ворота

1. МОНАСТЫРЬ ТРОИЦКИЙ-МАРИИНСКИЙ (ул.Профсоюзная), один из поздних образцов монастырского строительства, образован в 1902 г. на основе Мариинской женской общины и богадельни, существовавших при Троицкой кладбищенской церкви. Архитектурный ансамбль сложился в 1880 —1890-х гг. по заказу и на средства Н.М.Бардыгина, до 1897 г. под наблюдением А.С.Каминского, затем И.Т.Барютина. До разборки церковных завершений активно участвовал живописным силуэтом своих построек в формировании городского ландшафта. Несмотря на длительность создания, комплекс монастыря получил художественную законченность и цельность. Его территория разделена на три смежные функциональные зоны: парадную, оформленную зданием церкви, жилую с внутренним двором и хозяйственную. Кирпичные постройки наглядно характеризуют архитектуру конца XIX в. с ее тяготением к стилизаторству и ретроспективизму.


1/2. Троицкая церковь 


1/3. План церкви

Троицкая церковь сооружена в 1880—1883 гг. как теплый кладбищенский храм при холодном Никитском. В 1898 г., с созданием при церкви женской общины, расширена трапезная, сделаны пристройки к колокольне, вновь отделаны и расписаны интерьеры.

Бесстолпный храм с двумя боковыми приделами, трапезной и трехъярусной шатровой колокольней характером архитектуры близок проектам К.А.Тона. Его художественные формы основаны на сочетании композиционных приемов XVII в. с классицистической структурой фасадов и ордерными элементами в декоре. Высокий центральный двусветный четверик с трехчастным делением стен и сомкнутым сводом венчался глухим динамичным пятиглавием. Статичность смежных пониженных частей здания и однообразие их декора искупались живописностью общего силуэта с вертикалями барабанов и глав, шатром колокольни и многолопастными фигурными фронтонами средних прясел высотных элементов постройки.

От богатого внутреннего убранства храма остались пол из метлахской плитки и небольшие фрагменты забеленной масляной росписи по золотому фону на его своде.

Богадельня первой половины 1890-х гг. представляет собой краснокирпичный двухэтажный корпус “покоем”, получивший формы позднего классицизма. Разработан преимущественно главный фасад с крепованной средней частью. Гладкие плоскости стен, за исключением междуэтажного пояса, покрывает ленточный руст; окна украшают сандрики и веерные замки оконных перемычек. Внутри здание изменено.


1/4. Келейный корпус

Двухэтажный с полуподвалом неоштукатуренный корпус келий сооружен в 1899 г., очевидно, по проекту И.Т. Барютина. Постройка с симметричной структурой фасадов, с поэтажным членением и коридорной системой организации помещений характерна для монастырского строительства своего времени обращением к древнерусским мотивам наружного убранства. Сильно переработанные формы XVII в. получили крупный масштаб и упрощенную геометризованную трактовку. Насыщенные декором фасады нарядны, но однообразны. Первоначально их креповки по аналогии с тыльным фасадом завершались фигурными атттиками в виде килевидных кокошников с пинаклями. Это значительно оживляло общий силуэт здания и создавало зрительное единство с живописными вертикалями церкви и шатрами башен ограды.


1/5. Святые ворота


1/6. Башня ограды

Монастырская ограда, включавшая территорию кладбища, выстроена, видимо, по проекту Барютина в 1897 — 1899 гг. Трактована как крепостное сооружение с широким использованием стилизованных деталей оборонного зодчества средневековья: машикулей, бойниц, сквозных парапетов и т.п.; снабжена в основном круглыми башнями с высокими шатрами. Разнообразие архитектурных элементов и острота их силуэтов в совокупности с нарядной декорацией придают памятнику выразительный художественный облик. Особенно эффектны трехпролетные Святые ворота с фланкирующими квадратными башнями в два яруса, верх которых воспроизводит формы Царской башенки Московского Кремля.

Денисов, с. 726, Mb 743.

Егорьевский городской голова .... с.121 — 127. Токмаков, с. 25 — 29.


2/1. Церковь Александра Невского


2/2. План церкви

2. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (ул.Халтурина), ныне соборная, сооружалась по проекту Н.Н.Вейса с начала 1880-х гг. более 20 лет. Строительство осуществлялось на средства города и прихожан по инициативе Н.М.Бардыгина, под наблюдением А.С.Каминского.

Кирпичное оштукатуренное здание внушительных размеров, с многошатровым верхом и убранством псевдорусского стиля, играет видную роль в панораме города. При выразительном и остром силуэте, характерном для древнерусских построек, центрический четырехстолпный храм с симметричной структурой и уравновешенным пространством тесно связан с канонами классицизма. Противоречивость архитектуры обусловила несоответствие внешних объемных форм интерьеру. Массивный центральный, снаружи восьмигранный световой барабан перекрыт куполом и завершен при этом каркасным шатром с кокошниками в основании. Аналогичные малые восьмерики, поставленные на глухих парусных сводах, образуют с ним традиционное пятиглавие. Узкое зальное помещение, занимающее место трапезной, соединяет храм с трехъярусной шатровой колокольней, своим завершением близкой образцам XVII в. В декоративном оформлении памятника помимо кокошников распространен мотив полуколонн, использованный для закрепления углов, в наличниках и порталах. Широкие фризы с поребриком или ширинками дополнены кирпичными подзорами.

Убранство интерьеров относится к концу 1890-х гг. Храм украшают поставленные в ряд резные иконостасы, главный в три, боковые в два яруса, киоты и сени. Стены и своды покрывает масляная сюжетная и орнаментальная живопись. Пол из лещадных плит. Красивы кованые ограждения солеи и решетка наружной западной двери.

Егорьевский городской голова ..., с.114—115, 157. Токмаков, с. 23.


3/1. Алексеевская церковь


3/2. План церкви

3. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСЕЕВСКАЯ (Ширяевский проезд, 64/11) сооружена в 1900-х гг. на основе часовни деревни Нечаевской, впоследствии вошедшей в городскую черту. Небольшая кирпичная оштукатуренная постройка — характерный образец местной культовой архитектуры конца XIX— начала XX в. с присущей ей специфической трактовкой эклектичных форм и тяжеловесной массивностью деталей. Определенная общность с другими церквами города не исключает композиционного своеобразия храма.

Включенный в осевую трехчастную схему с доминирующей в объеме двухъярусной шатровой колокольней, невысокий бесстолпный храм с одним ярусом окон имеет поперечную ориентацию. Плоский парусный свод скрыт двускатный кровлей, над которой поднимается миниатюрный барабан с луковичной главой. Извне храмовая часть выявлена фигурными фронтонами, по форме близкими образцам северной готики. Более тонко и профессионально разработана архитектура колокольни с мотивами псевдорусского стиля.

Резной золоченый иконостас в три яруса, киоты, утварь и паникадила, так же, как настенная масляная живопись, начала XX в. 

РЕВ. - 1912. 74Ь 23. - С. 727.


4/1. Механико-электротехническое училище. Генплан

1 — учебно-административный корпус, 2 — дома для преподавателей, 3 — сараи, 4 — общежитие для учащихся


4/2. Учебно-административный корпус. Фрагмент главного фасада


4/3. Учебно-административный корпус. План первого этажа


4/4. Козырек над парадным входом в учебный корпус

4. УЧИЛИЩЕ МЕХАНИКО-ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ пансионного типа (Профсоюзная ул., 30 — 32) представляет собой развитой комплекс жилых и учебно-административных зданий с производственными мастерскими. Сооружен из кирпича в 1907 — 1909 гг. по заказу и на средства М.Н.Бардыгина, по проекту И.Т.Барютина, с учетом новых принципов организации технических учебных заведений, выработанных к началу XX в. Архитектурный ансамбль в стиле модерн отличается единством художественного замысла, удачной компоновкой генерального плана, учитывающей интересы уличной застройки, а также рациональной планировкой зданий и высоким качеством строительных и отделочных работ. От улицы отделяется озелененным двором с нарядной металлической оградой.


4/5. Парадная лестница учебного корпуса


4/6. Жилой дом для преподавателей

Учебно-административный корпус вместе с мастерскими образует единое сооружение со сложной объемно-пространственной структурой. Состоит из нескольких объединенных между собой разновеликих объемов, формирующих асимметричную композицию. Каждая часть постройки имеет соответствующее ее назначению конструктивное и планировочное решение, архитектурную обработку фасадов и интерьеров. Трехэтажному с полуподвалом главному зданию, где размещались административно-служебные помещения, классы и аудитории, придан более парадный, представительный облик. Композиция его лицевого фасада, определенная логикой внутренней структуры здания, усложнена креповками, разнообразными лестничными башнями, выразительным силуэтом венчающих частей, имитирующих формы английской готики. Плоскости стен отделаны светлым поливным кирпичом и камневидной цементной штукатуркой. Строгость их декоративного убранства оживляет художественный металл: кованые козырьки и ограждения крылец с характерными для модерна растительными мотивами, детали водосточных труб и т.п.

Внутри корпус состоит из нескольких секций с различной планировкой, объединенных коридорами и вестибюлями лестниц. Перекрытия в основном сводчатые из несгораемых материалов по металлическим балкам, полы выстланы метлахской плиткой, лестничные ступени из литого камня. Парадные помещения, лестницы и холлы обработаны панелями и рустовкой, украшены торшерами. Особенно торжественно и нарядно выглядит актовый зал на втором этаже одного из боковых крыльев,отделанный в стиле неоклассицизма колоннами искусственного мрамора, плафонной лепкой, порталами.

Примыкающие к главному корпусу учебно-производственные мастерские занимают несколько различных по высоте и абрису зданий со специфическим промышленным обликом. Обращенные к улице фасады отделаны облицовочным кирпичом, самый протяженный из них расчленен декоративными ступенчатыми контрфорсами, стилистически объединяющими производственную часть комплекса с учебной. Обширные помещения мастерских зального типа, с крупными окнами, перекрыты бетонными сводами по металлическим балкам, опирающимся на чугунные стойки.


4/7. Сарай при жилом доме

Два жилых дома для преподавателей с четырьмя сараями во дворе составляют архитектурно-планировочный элемент училищного комплекса, симметричный относительно собственной оси. Трехэтажные с полуподвалом здания несколько усложненного плана относятся к типу многоквартирного секционного жилья. Их внешняя представительность подчеркнута геометрической четкостью объемов, симметрией фасадных плоскостей и выделением их центра ризалитом; ризалит на главном фасаде отвечает парадной лестнице. Эффектно цветовое сочетание красных кирпичных стен с приглушенным серым тоном укрупненных декоративных элементов. Перекрытия балочные. Планировка квартир изменена.

Одинаковые хозяйственные строения привлекают внимание крупными текучими формами модерна: высокими мансардными кровлями с фигурными стенками люкарн.


4/8. Общежитие для учащихся

Завершает ансамбль общежитие для учащихся — большое прямоугольное трехэтажное здание с симметричной внешней и внутренней структурой. Жилые блоки с коридорной системой объединяются группой лестничных клеток. Снаружи уравновешенность общей композиции несколько нарушена сильной пластической и декоративной разработкой торца, выходящего на поперечную улицу. Здесь энергичные выступы двух лестниц расчленяют поверхность гладкой стены, их фигурные фронтоны усиливают живописность завершения. Приемы и формы декорирования здания те же, что и в других сооружениях комплекса, но их набор более ограничен. Перекрытия преимущественно несгораемые сводчатые по металлическим балкам. 

Егорьевское механико-электротехническое училище цесаревича Алексея. — М., 1912.

Труды Егорьевского съезда г. г. директоров, преподавателей-специалистов и руководителей работ технических училищ Московского округа. — М., 1911.


5/1. Богадельня

5. БОГАДЕЛЬНЯ на 100 человек (ул.Октябрьская, 48), один из немногих образцов общественных городских сооружений второй трети XIX в., выстроена в 1862 г. на средства А.И. и Г.И.Хлудовых. Поставлена в глубине озелененного участка, отделенного от улицы оградой. Двухэтажное с полуподвалом кирпичное оштукатуренное здание, основанное на двух взаимно перпендикулярных осях, объемно-плановой структурой восходит к традиционному типу монастырских больниц. Выступающий из плоскости главного фасада центральный блок с вестибюлем в первом и с церковью во втором этаже объединяет равновеликие жилые крылья. Планировка везде коридорная с двусторонним размещением комнат. Перекрытия балочные. В парадных помещениях обращает внимание торжественная трехмаршевая лестница с ограждением из чугунных литых стоек с ажурным орнаментом.

Церковь венчалась высокой граненой главой в форме колокола. Это отвечало наружной обработке здания, наделенной чертами необарокко, и сообщало постройке композиционную завершенность и представительность. 

Добролюбов, IV, с. 365.

Токмаков, с. 26.


5/2. Богадельня. План первого этажа


5/3. Парадная лестница в богадельне


6/1. Общественные лавки. Северный корпус

6. ЛАВКИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ (ул.Советская, 82, 100) сооружены в 1873 г. на средства города для сдачи в аренду. Два одинаковых кирпичных корпуса в два этажа поставлены при въезде на центральную, бывшую Соборную площадь, по сторонам главной Советской улицы. Ответственное место в системе городской застройки соответствует значению торговли в жизни старого Егорьевска. Архитектура зданий с чертами английской готики достаточно провинциальна, но своеобразна. Хорошая обозреваемость построек обусловила идентичное решение всех четырех фасадов каждой из них с помощью одного композиционного мотива — рустованных лопаток, поддерживающих ступенчатый щипец. Ритмично чередуясь на фоне беленых стен, эти кирпичные элементы оформляют входы в магазины и окна верхних служебных помещений; придают компактным замкнутым объемам лавок пластические качества и живописность.

Планировка зданий изменена, в одном из них сохранилась деревянная лестница с точеными перилами. 

Егорьевский городской голова ..., с. 71 — 72.


7/1. Женское училище


7/2. Женское училище. План второго этажа

7. УЧИЛИЩЕ ЖЕНСКОЕ (ул.Парижской Коммуны, 4) построено в 1900-х гг. на средства М.Н.Бардыгина. Двухэтажный кирпичный корпус с чертами эклектики и модерна в архитектуре характерен для застройки центральной части города, в частности наличием внизу торговых помещений. Назначение здания определило осевую, строго симметричную композицию фасада и плана; ее средоточием служат обращенный во двор вестибюль учебного заведения, а над ним высокий рекреационный зал с большими окнами в торцах. Планировка училища, расположенного на верхнем этаже, коридорного типа. В соответствии с шагом внутренних стен главный фасад расчленен рустованными лопатками, его повышенная средняя часть выделена арочными окнами и фронтоном. Внизу двери в лавки, превращенные позднее в окна, своцм мерным ритмом и лучковыми перемычками напоминают привычные аркады торговых рядов XVIII —XIX вв. Парадная представительность здания смягчается декоративным приемом сопоставления красного фона стен и беленых деталей — лопаток, перемычек проемов, карнизов с кирпичными подзорами. Использованные в первом этаже своды Монье во втором сменяются балочными перекрытиями. В отдельных помещениях сохранились бетонные полы с орнаментом из мраморной крошки. 

Егорьевский городской голова ..., с. 157.

8. УСАДЬБА БАРДЫГИНА (ул.Октябрьская, 62/7), ранее Князева, возникла, очевидно, в конце 1820-х гг. в связи с организацией в городе Князевской ткацкой фабрики. Существующий художественный облик приобрела между 1904 и 1912 г. в результате предпринятой М.Н.Бардыгиным капитальной реконструкции зданий. Домовладение крупных фабрикантов, усадьба помимо дома включает хозяйственный флигель с конюшней, ограду и сад.

Двухэтажный с подвалом жилой дом репрезентативной классицизирующей архитектуры — один из лучших в городе. Поставленный на углу двух улиц, он служит опорным зданием в планировочной городской структуре. Его художественный облик складывается на основе трехчастной композиции лицевых фасадов с выделенным центром и богатой пластической их разработки с помощью развитых наличников, нарядных карнизов, рустовки. Каменный низ и деревянный оштукатуренный парадный верх имеют принципиально различную планировку, что позволяет предполагать формирование здания в два этапа. Схема расположения нижних капитальных стен и увеличенная их толщина в одном из угловых помещений, кладовой, находят полную аналогию в купеческих домах Коломны и Зарайска первой половины XIX в.


8/1. Усадьба Бардыгина. Жилой дом


8/2. Дом усадьбы Бардыгина. План второго этажа

Организация второго этажа, возможно, несколько измененная впоследствии, с удлиненными холлами и широкой лестницей в центре, основана на приемах, близких модерну. В том же стиле выполнена внутренняя отделка посредством имитации лаком красного дерева.

Нежилой одноэтажный кирпичный флигель с мансардной кровлей обращен на улицу узким торцом в три окна, внутри и снаружи сильно переделан.

Ограда вокруг палисадника — кованая металлическая, стиля модерн; вдоль сада — глухая кирпичная с воротами и калиткой, расчлененная рустованными лопатками.


9/1. Усадьба Дудочкина. Жилой дом


9/2. План дома

9. УСАДЬБА ДУДОЧКИНА (ул.Хал Турина, 15) дает представление о небогатой городской купеческой усадьбе рубежа XIX —XX вв. Выстроенная из дерева, она включает выходящий на улицу жилой дом, большой двухэтажный мучной амбар в глубине двора и низкий сарай между ними. Сохранилась часть бревенчатой ограды владения и решетчатые ворота. Все здания рубленые, за исключением амбара обшиты тесом “под руст”.

Дом на кирпичном цоколе состоит из двух половин: передней одноэтажной, хозяйской, с большими окнами высоких помещений, и двухэтажной задней под общим с ней карнизом, с низкими комнатами для служащих и, возможно, конторы. Обе половины объединяются сенями с лестницей на второй этаж, огражденной точеным балясником. Выходящая на улицу парадная часть здания в пять окон по фасаду богато украшена пропильной накладной резьбой, ажурным кружевом покрывающей наличники, широкий фриз и карниз большого выноса на кронштейнах. Не менее пышно обработано крыльцо главного бокового входа.

Четыре комнаты, в том числе угловая столовая, традиционно группируются вокруг прихожей. Из элементов интерьера сохранились частью двупольные филенчатые двери с фрамугами и угловая печь, облицованная белым кафелем.

Амбар для склада товаров служит образцом почти исчезнувшего типа хозяйственных построек. Лишенный окон, с отверстием в стене на сеновал, с двумя воротами, он отличается большой монументальностью и простотой форм, выразительностью открытого сруба.


9/3. Оконный наличник дома Дудочкина


10/1. Дом Бардыгина

10. ДОМ БАРДЫГИНА (ул.Советская, 87 — 89/7), образец богатого купеческого жилья последней четверти XIX в., сложился в несколько этапов. Его строительство началось по заказу Н.М.Бардыгина после пожара 1868 г. на старом месте, где уцелел лишь корпус так называемой “старой кладовой”, включенный в состав новой постройки.

Кирпичное оштукатуренное здание со сложной объемно-пространственной и плановой структурой состоит в основном из двух разновременных корпусов в два и три этажа, объединенных в единый комплекс. Наибольшее художественное значение имеет часть постройки, обращенная к центральной городской площади. Типологически это “жилой дом с лавками”, широко распространенный в провинциальном строительстве XIX в. Его нижнюю часть прорезают аркады высоких торговых помещений, размеренный ритм которых в сочетании с рустовкой стен сообщает зданию строгий деловой облик. Более дробные членения и нарядные эклектичные формы убранства верхнего этажа соответствуют парадным апартаментам владельца, составляющим короткую анфиладу вдоль бокового фасада. Интерьеры этих комнат, различных по величине и конфигурации, с массивными дубовыми дверями, богато украшены плафонами с пышной, частью раскрашенной лепниной. Сюда из вестибюля, расположенного в дворовой пристройке, ведет великолепная беломраморная лестница с ограждением из фигурных балясин. Украшением вестибюля, решенного в формах неоклассики, является мраморный портал в виде двухколонного портика.

Жилое крыло дома в три этажа несколько иной, но не менее характерной архитектуры, внутри более скромно. Уцелели прежние двери с фрамугами и белые кафельные печи. 

Егорьевский городской голова ..., с. 28, 49, 138.


10/2. Дом Бардыгина. План второго этажа


10/3. Дом Бардыгина. Интерьер парадной комнаты


10/4. Дом Бардыгина. Отделка вестибюля

11. ДОМ ЖИЛОЙ (ул. Советская, 73), подлинное украшение города, сооружен в 1914 г. в результате коренной реконструкции двух зданий, принадлежавших ранее Никитиным. Заказчик строительства и последний владелец дома не выяснен, возможно, это были Хлудовы.

Крупное двухэтажное здание в неоклассицистическом стиле с усложненной конфигурацией сложено из кирпича и оштукатурено, перекрытия балочные. Типологически представляет “дом с лавками”. Расположенное на углу квартала, оно выходит своей основной парадной частью на центральную городскую магистраль. Первый этаж здесь занимают магазины, второй — жилье владельца с анфиладой вдоль главного фасада и холлом, объединяющим изолированные комнаты. Вход наверх — со двора, где к дому примыкает глухой двухъярусный сводчатый объем традиционной в купеческом быту кладовой. В длинном изолированном боковом крыле здания размещаются склады и квартиры. Соответственно главный фасад постройки имеет представительную трехчастную композицию с активно выделенным центром, четкое поэтажное членение и нарядное лепное убранство. Боковой фасад, как второстепенный, более лаконичен. Его разнообразят торжественные портики подъездов, нарядная обработка проездной арки, ниша с декоративной скульптурой, выделяющиеся на фоне рустованной стены.

Частично сохранившиеся интерьеры парадных помещений соответствуют стилистике постройки.


11/1. Жилой дом


11/2. Жилой дом. План второго этажа

Оглавление книги


Генерация: 0.174. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз