Книга: Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво!

Карлов мост

Карлов мост

Karl?v most

Как добраться: станция метро «Staromestska», трамваи 17, 18, 51, 54.

С возникновением этого шедевра средневекового зодчества связана не одна легенда. Момент, когда сам император Карл IV положил первый камень будущего моста, был предопределен астрологами. Заложение первого камня произошло 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту, так как именно в это время Солнце находилось в соединении с Сатурном. По мнению средневековых астрологов, это была самая счастливая и благоприятная минута года. Кроме того, дата имеет и магическую силу, поскольку одинаково читается как слева направо, так и справа налево: 1357 9 7 5 31.

Карлов мост пережил века, пережил эпохи славы и унижения чешского народа. Много изменилось со времени его постройки, споры и междоусобицы посеяли рознь между людьми одной крови и одного языка. Мост видел бурные волнения, народное унижение и упадок народной силы и мощи, все выдержал этот памятник лучших дней, он устоял как бы для того, чтобы поддержать слабых духом воспоминанием о славном прошедшем.

Великий стратег и градостроитель, Карл IV задумал мост, которому не страшно ни одно наводнение. Он поручил строительство 27-летнему архитектору Петру Парлержу. Тот долго искал состав скрепляющего раствора, способного надежно удержать камни моста, и наконец принял решение замешивать раствор на яичном белке.

Ни в Праге, ни в окрестностях яиц не хватило. Карл отдал приказ по всем городам и селениям чешским, чтобы каждое из них доставляло яйца на постройку пражского моста. К столице потянулись целые караваны. Яйца разбивали и тут же замешивали на них известь и глину. Жители селения Вельвары плохо поняли, для чего потребовались яйца, и во избежание боя хрупкого продукта прислали сваренные вкрутую. Они тоже пошли в дело — на завтрак рабочим.

Мост первоначально был известен как «Каменный мост» или «Пражский мост», а название «Карлов» он носит только с 1870 года.

Мост 516 метров в длину и почти 10 метров в ширину опирается на 16 арок и укреплен тремя башнями. Две из них находятся в Малостранской части города, одна — в Староместской части города. Староместская башня моста является одним из самых удивительных сооружений готического стиля в мире. Мост украшен изумительными 30 скульптурами и скульптурными группами святых.

Легенды, окружающие Карлов мост, гласят, что при его строительстве не обошлось и без вмешательства темных сил. Поговаривают, что архитектор заключил сделку с дьяволом, что в обмен на прочность и долголетие Карлова моста принесет в жертву первое живое существо, ступившее на мост. Когда в день открытия мастер увидел, что к Карлову мосту направляется его сын, он схватил прогуливавшегося неподалеку петуха и бросил ему наперерез. А поскольку петух оказался черным, князю тьмы ничего не осталось, как смириться.

Мостовая скульптура — своего рода галерея под открытым небом. Скульптурные группы, как живые персонажи, всегда смотрятся по-разному: зимой сияют, а летом темнеют. В течение дня в зависимости от положения солнца изображения меняют свой облик, и создается впечатление, что меняется даже их настроение.

Предшественник Карлова моста, впоследствии снесенный, назывался Юдифиным. Как память о старом мосте осталось самое древнее скульптурное изображение, называемое в народе Бородач, — по всей вероятности, это был строитель моста Юдифи. Он располагался в третьем пролете моста Юдифи со стороны Старого города. Когда Бородача переместили в кладку набережной стены, он оказался на том же уровне, что был и прежде, чтобы, согласно обычаю, люди могли видеть, не напился ли Бородач влтавской воды, не угрожает ли городу наводнение, насколько высок уровень воды, поднимется ли вода до подбородка, до носа или до ушей Бородача.

Над созданием этой уникальной галереи трудились лучшие европейские скульпторы той поры. Сегодняшнее пластическое убранство Карлова моста представляет не только эпоху барокко, но и «романтическое» направление классики — псевдоготику.

В 1965 году пражские власти приняли решение заменить все ценные статуи Карлова моста копиями — наводнения разрушали конструкции самого моста вместе со скульптурами, со временем на открытом воздухе выветривался песчаник.

На Карловом мосту, кроме библейских персонажей, «обитают» святые. Здесь можно встретить изображения иезуитов-контрреформаторов и философов-доминиканцев, ярких представителей множества монашеских орденов, находивших приют в Чешских землях, и особо почитаемых исторических личностей святых, патронов Чехии. Однако на протяжении трех столетий единственным украшением Карлова моста был основной символ христианской веры — крест (krucifix).

Первый деревянный крест водрузили еще при Карле IV — впоследствии он был уничтожен во время гуситских войн. Бронзовый крест появился на мосту в середине XVII века. Бронзовая скульптура «Голгофа», изображающая Христа на кресте и сохранившаяся до наших дней, была установлена в 1657 году. Расположенные полукругом, на ней сверкают золотом еврейские письмена. Легенда об их происхождении такова. Однажды проезжающий мимо еврей насмешливо отозвался о распятии. В наказание христиане заставили его изготовить надпись на иврите из чистого золота с оскорбительным для иудеев содержанием: «Святой, святой, святой Бог».

Место перед распятием считалось священным, здесь провозглашалось о значительных событиях, вершились казни. Перед крестом было принято смиренно снять шапку, отдавая дань традициям.

По преданиям, когда-то на этом месте наказывали недобросовестных ремесленников и пекарей, опуская их в воду в железной клетке. (Говорят, именно с тех пор хлеб в Праге особенно вкусный.) Когда их вытаскивали из воды на Карлов мост, они, мокрые и дрожащие, бежали через всю Прагу, а жители кричали: «Подводник бежит, подводник!» С той поры «подводниками» в Праге называют обманщиков.

Наводнение 1496 года снесло Распятие вместе с пилоном, на котором оно было установлено, и на его место поставили скульптурную группу под названием «Пьета» — скорбь над телом Спасителя.

Первая многофигурная композиция «Пьета» была вытесана из камня в 1695 году скульптором Яном Брокоффом. Скульптура сильно пострадала от обстрела 1848 года и в 1859 году была перенесена в сад монастыря Милосердных сестер под Петршином, где стоит и поныне. Нынешняя «Пьета» — вторая композиция на этом месте, созданная в 1859 году скульптором Эмануэлом Максом, сооруженная на средства города и общественные пожертвования.

Группа представляет собой сцену оплакивания Спасителя после снятия его с креста: над фигурами скорбящих над телом Христовым Богородицы и Марии Магдалины перед пустым крестом изображен святой Иоанн Евангелист.

В 1503 году мост украсила статуя легендарного Брунцвика, являющаяся символом городского самоуправления Старого Града. По мнению историков, Брунцвик — чешская ипостась Роланда, одного из рыцарей Круглого стола при дворе короля Артура.

Бледнолицый Страж над плеском века —Рыцарь, рыцарь, Стерегущий реку, —

так писала Марина Цветаева об одной из любимых своих пражских скульптур.

Согласно «Пражским сказаниям» Алоиса Ирасека, Брунцвик был сыном (исторически этот факт не подтвержден) чешского князя Жибржида.

После смерти своего отца Брунцвик решил приобрести для нового герба себе и также чешскому княжеству изображение льва. «Мой отец раздобыл в свой герб орла, а я хочу завоевать льва», — сказал молодой князь и собрался в путешествие. Когда он отправлялся в путь, то велел жене ждать его ровно семь лет; если же он не вернется, то она может выйти замуж за другого. Брунцвик распрощался с женой Неоменией и вместе со своей дружиной покинул Чехию.

Они добрались до моря, раздобыли корабль и продолжали путешествовать на нем. Но однажды ночью они увидели вдали желтое сияние. Почувствовав сильный, незнакомый запах, путешественники поняли, что их манит к себе Янтарная гора, остров, от которого еще ни одному моряку не удалось удалиться, всех он приманил к себе навсегда.

Янтарная гора их действительно заколдовала, и все члены дружины, кроме Брунцвика и старого рыцаря Балада, погибли от голода.

Балад посоветовал Брунцвику завернуться в конскую шкуру, так как заметил, что каждый год прилетала на Янтарную гору гигантская птица Ног, она прилетит, наверное, и в этом году и может Брунцвика отнести. Так и случилось. Птица Ног унесла Брунцвика в свое гнездо, откуда ему удалось спастись.

Но он еще не знал, где очутился. Когда он осматривал окрестность, вдруг услышал громкий рев.

Подойдя ближе, он увидел льва, дерущегося с драконом. Брунцвик вспомнил, что именно льва искал для своего герба, и побежал с мечом льву на помощь, в нелегком бою вместе они убили дракона. Поначалу Брунцвик льва побаивался, но вскоре убедился, что лев, благодарный за спасение, ему полностью предан. И они стали путешествовать вдвоем.

Так они и попали под Карбункульную гору, где простиралось царство короля Олибриуса.

Как странно выглядел этот царь! У него была еще одна пара глаз на затылке. А его придворные — это уже были совсем чудовища. Одни со звериными головами, другие красные или зеленые, некоторые великаны или, наоборот, гномы.

Брунцвику там совсем не понравилось, и он хотел сразу уехать. Но король его попросил, чтобы он помог спасти его дочь Африку, которую похитил дракон Василиск и унес на свой остров.

При помощи льва рыцарь действительно убил дракона и освободил королевскую дочь, но король Олибриус не отпустил его домой. Его дочь Африка заявила, что хочет выйти замуж за Брунцвика. Брунцвик погрустнел. Африка ему нравилась, но он любил родину и свою жену и хотел вернуться домой.

Однако делать было нечего — пришлось жениться на Африке.

Он очень скучал во дворце короля Олибриуса и когда однажды ходил по пустым коридорам дворца, то вдруг обнаружил железную дверь, которой до сих пор не замечал. Он открыл ее и вошел в маленькую комнату, в которой был лишь стол, а на нем лежал меч в ножнах.

Брунцвик его вынул, и когда увидел, что этот меч гораздо лучше его меча, то поменял их. Своей жене Африке он не сказал, что поменял мечи. Только спросил, почему там этот меч так бережно хранится. Африка очень испугалась и быстро побежала, чтобы запереть дверцу. Брунцвику же сказала, что меч этот волшебный, что достаточно его вытянуть из ножен, взмахнуть им и сказать: «Всем врагам головы с плеч!» — и так сразу случится.

Брунцвик долго не ждал, сразу вытянул меч, поднял его и сказал: «Королю, его дочери и всем придворным головы с плеч!» — и головы действительно покатились.

Сразу после этого Брунцвик со своим львом отправился домой, в чешское княжество. По дороге его хотели соблазнить дьяволы в виде дев и юношей, но Брунцвик при помощи волшебного меча их одолел. Когда он в конце концов со своим верным львом прибыл в Прагу, его жена Неомения как раз выходила замуж. Семь лет уже прошло с тех пор, когда Брунцвик отправился в путешествие, и все его уже считали мертвым.

Брунцвик тайком бросил жене в бокал свой перстень и на воротах замка написал: «Тот, кто семь лет назад уехал, — здесь!» Жених Неомении очень испугался. Он хотел сразиться с Брунцвиком, но как только Брунцвик обнажил меч, голова у жениха отвалилась. Брунцвик стал чешским князем, а белого льва на красном фоне, как и обещал, поместил на герб чешского государства. Такова легенда.

Волшебный меч Брунцвика якобы спрятан в каменной кладке Карлова моста. Однажды, когда чешскому народу будет тяжелее всего, на помощь к нему придет сам святой Вацлав во главе своего войска. В условленном месте на мосту княжеский конь ударит копытом о мостовую, и легендарный меч снова появится на свет. (Кстати, за несколько дней до «бархатной революции» в руке Брунцвика таинственным образом появился меч.)

В 1709 году Карлов мост украсила скульптура Войтеха Пражского, великомученика и особо почитаемого в Чехии святого. В 1973 году оригинал работы Михала Яна Йозефа Брокоффа заменили копией.

В Европе святой Войтех Пражский (956–997) был более известен под именем Адальберт. Войтех — его славянское имя. Войтех принадлежал к чешскому княжескому роду Славковичей. Получив прекрасное образование в соборной школе Магдебурга, он стал известен во всей Европе благодаря строгой приверженности христианскому учению. В 27 лет Войтех был назначен вторым епископом пражским. Однако уже в 989 году он сам сложил с себя сан, отчаявшись примирить враждующие роды Пршемысловичей и Славковичей, и отправился в монастырь бенедиктинцев в Риме.

Спустя три года Войтех вновь появился в Праге в качестве епископа с благословением Рима. Через год он основал в пражском предместье Бржевнов первый в Чехии мужской монастырь. Его заслугой было создание в Чехии монашеских орденов, которые закладывали первые монастыри по всему королевству.

Из-за противоречий с Болеславом II епископ Войтех был вынужден покинуть свою епархию и страну навсегда. Пожив некоторое время у польского князя, Войтех как миссионер отправился сначала в Венгрию, затем в Пруссию с целью обращения прусских славян в христианскую веру. В возрасте 40 лет он был убит прусскими язычниками неподалеку от нынешнего Калининграда. По преданиям, неверные долго издевались над миссионером, после чего отсекли ему голову. Спустя два года после мученической смерти Войтех был канонизирован Папой.

Вскоре после гибели епископа его останки были выкуплены польским князем. Князь Бржетислав привез их из Польши в 1039 году, и с тех пор они покоятся в храме Святого Вита.

Изваяние на Карловом мосту изображает Войтеха в епископском одеянии со святым Евангелием в левой руке. Его правая рука поднята в крестном знамении. В оригинальном изображении святого присутствует знак скитаний Войтеха — посох.

Многофигурная композиция, посвященная французским тринитариям, называемая в народе «Турком с Карлова моста», — последняя работа Фердинанда Максимилиана Брокоффа, самая известная и популярная из его пластик, установленных на Карловом мосту. Она изображает святого Иоанна де Мафа, пустынника Феликса де Валуа и Ивана Чешского.

Тринитарии — монашеский орден Святой Троицы, основанный в 1199 году Иоанном де Мафа и пустынником Феликсом де Валуа для выкупа христиан из мусульманского плена.

Иоанн де Мафа родился в 1160 году в Провансе, в набожной дворянской семье. Предание рассказывает, что Иоанну было видение: ангел в белой одежде с красным крестом, по обе стороны которого стояли два невольника в кандалах — один христианин, другой язычник. Решив учредить орден, Мафа нашел себе единомышленника в лице Феликса де Валуа. Их начинания поддержал Папа Иннокентий III, после того как и Феликсу было видение, повторяющее то, что привиделось Мафа. Многих рабов Иоанн выкупал лично и перевозил из Африки в Европу.

В продолжение 437 лет (с 1258 до 1696 год) орден тринитариев выкупил из мусульманского плена 30 732 невольника.

Святой Иван Чешский происходил из княжеского рода, правившего на территории нынешней Хорватии. Он отказался от короны, предназначавшейся ему, бежал из дома в Чехию, где прожил 14 лет в пещерах в долине реки Бероунка, неподалеку от града Карлштейн.

Постамент скульптуры изображает скалу с пещерой, в которой за решеткой томятся и просят о пощаде три пленных христианских отрока, которых стерегут собака и «злобный турок», колоритная фигура, олицетворяющая мусульман.

В народе ходили слухи, что ночью турок соскакивал со скульптуры, прогоняя непослушных детей, и бил тех из них, кто не хотел идти спать. Среди пражских воров существует свое поверье: перед тем, как идти на дело, нужно подержаться за турка и положить к его ногам монетку — чтобы избежать будущей неволи.

Святой Феликс подает руку освобожденному узнику. Над турком стоит святой Иоанн с символическими кандалами, рядом с ним — священный олень с крестом между рогами. Сидя на вершине скалы, на происходящее взирает бородатый пустынник Иван Чешский.

Украшает Карлов мост и статуя святой Людмилы, первой славянской христианки в Чехии. Святая Людмила держит в левой руке покрывало (которым, по легенде, была задушена), правой рукой указывает на Библию, по которой учит читать юного Вацлава, будущего святого. Рельеф на постаменте изображает сцену убийства князя Вацлава в Старом Болеславе.

Сербская княжна Людмила еще девочкой была выдана замуж за чешского князя Борживоя и вместе с мужем приняла христианство. Крестил их в моравском Велеградском монастыре Мефодий, один из братьев-миссионеров, приехавших в Чехию, чтобы проводить здесь богослужения на славянском языке, более понятном простым людям.

Людмила, следуя византийской церковной традиции, была проповедницей славянской письменности. Для укрепления новой веры Борживой с Людмилой начали строить первые в Чехии христианские храмы, приглашая служить в них славянских священников из Болгарии.

После смерти Борживоя Людмила посвятила себя воспитанию внука Вацлава, сына Братислава и Драгомиры, в христианском духе. В 15-летнем возрасте Вацлав становится чешским князем, а его стремящаяся к власти мать берет бразды правления в свои руки, вновь насаждая языческие порядки. Опасаясь популярности непокорной Людмилы, Драгомира подослала в ее резиденцию в Тетине близ Бероуна двух своих приближенных, чтобы те покончили с ненавистной свекровью. В 921 году убийцы ворвались во дворец и удушили княгиню, будущую почитаемую святую. Как известно, Вацлав прогнал свою мать, повелев перенести мощи своей любимой бабушки в базилику Святого Георгия. В капелле Святой Людмилы ее останки покоятся по сей день. А злодейку Драгомиру повозка с огненными конями умчала прямиком в ад. Говорят, эта адская повозка по ночам иногда появляется на Лоретанской площади.

Одна из самых знаменитых скульптур — изваяние патрона Карлова моста, защитника от злых наветов, главного покровителя Чешских земель Яна Непомуцкого, образ которого символизирует героизм и самопожертвование за высокие идеалы. Это работа Яна Брокоффа 1683 года.

Иоанн Непомук, или Ян Непомуцкий, ставший патроном Карлова моста, изображен с пальмовым листом и распятием в руках. Венец вокруг его головы состоит из пяти звезд. По преданию, в том месте, где Непомук ушел под воду, над водой появились пять звезд, символизирующих пять букв латинского слова facet, что означает «молчи».

Легенда гласит, что Ян Непомуцкий был духовником жены Вацлава IV, королевы Жофии. Однажды король, заподозрив супругу в измене, потребовал раскрыть тайну исповеди, но Ян Непомуцкий отказался. Король приказал вырвать признание под пытками, но исповедник умер, не проронив ни слова. После смерти он был сброшен во Влтаву с Карлова моста. С женой Вацлав IV поступил еще более жестоко, бросив на растерзание собакам.

Постамент памятника украшен тремя бронзовыми рельефами. Левый рельеф пьедестала изображает исповедь королевы Жофии; на правом рельефе запечатлена сцена казни Непомуцкого; герб с надписью и указанием имени дарителя скульптуры (графа Вуншвитца) — посередине.

По историческим данным, родился будущий святой в городке Помук, неподалеку от Плзени. Получив образование, Ян служил нотариусом в судебной канцелярии в Праге. Эта должность предполагала умение говорить и писать минимум на трех языках: чешском, немецком, латыни. Проявив блестящие способности, в 1373–1381 годах он работал в канцелярии Пражского архиепископства, где в его обязанности входило ведение ежедневной хроники событий. Получив церковное образование, в 1380 году Ян из Помука был назначен настоятелем костела Святого Гавела в Старом Граде пражском.

После пятилетней учебы в Падуанском университете, куда его отправил архиепископ Ян из Йенштейна, Непомуцкий блестяще выдержал экзамен и получил звание доктора церковного права. В 1389 году он был назначен каноником в Вышеград, затем последовали другие назначения в церковной иерархии. Вскоре он стал доверенным лицом архиепископа Яна из Йенштейна, поручившего ему обязанности генерального викария.

По мнению историков, тайна исповеди не имеет отношения к мученической смерти святого. Ян Непомуцкий стал жертвой разногласий между императором Вацлавом IV и архиепископом Яном из Йенштейна, канцлером Священной Римской империи, преданность и верность которому и сыграли роковую роль в его судьбе.

Существует легенда, что маленький крест в перилах моста, которым недалеко от скульптуры обозначено место падения Яна Непомуцкого в воду, исполняет загаданные желания. Для этого надо встать на одно колено и положить на него правую руку, а левой дотронуться до скульптуры. Есть еще одна легенда — если мужчина положит руку на одну из собак, ему станут известны все тайны его жены.

Украшает Карлов мост и статуя святого Христофора. Оригинал скульптуры работы Эмануэля Макса был установлен в 1857 году на средства десятого пражского бургомистра В. Банки.

Когда-то святой Христофор звался Офферусом. Великан Офферус всегда желал служить только самому могущественному господину. Сначала он поступил на службу к королю, затем к дьяволу, а потом к Господу. Однажды отшельник призвал его перенести через бурлящий поток нескольких пилигримов, среди которых оказался младенец Иисус. Сидя на плечах у великана, младенец становился все тяжелее и тяжелее. Наконец, когда под тяжестью ноши Офферус готов был рухнуть в реку, Христос окрестил его и нарек Христофором, что означает «христоносец». Скульптура на Карловом мосту изображает святого Христофора, несущего на плечах маленького Иисуса. В руках святой держит огромный пальмовый посох, который, согласно легенде, покрывался зелеными листьями всякий раз, как только Христофор втыкал его в землю.

После крещения Христофор всецело посвятил себя распространению христианства, за что его заключили в темницу и после долгих пыток обезглавили.

Святой Христофор считается покровителем мореплавателей, скитальцев, путешественников, автомобилистов и всех, кто как-либо связан с транспортом и путешествиями.

Раньше на месте статуи стояла будка стражников, присматривающих за порядком на мосту. В 1784 году седьмой устой Карлова моста был подмыт водой и рухнул вместе с будкой. Все пять стражников утонули. С тех пор стража с моста была снята. Сам мост устоял, но при этом, чтобы избежать возможного разрушения, было запрещено движение транспорта и ограничен проход пешеходов. Поврежденный мост восстановили на средства австрийского императора Иосифа II, а в 1857 году установили изваяние святого Христофора.

Есть на Карловом мосту и скульптура Иоанна Крестителя — патрона малостранских иоаннитов-госпитальеров. Оригинал ее был изготовлен Михалом Яном Йозефом Брокоффом в 1706 году. В 1857 году ее заменили копией.

Святой пророк Иоанн Креститель, почитаемый за предтечу Христа, жил в пустыне и призывал к покаянию, проповедовал скорый приход мессии и крещение в водах реки Иордан как лучший способ очиститься от всех грехов. Сам Иисус пришел к Иоанну на берег Иордана, чтобы принять обряд крещения.

Скульптура, посвященная святому Каэтану, появилась на Карловом мосту в 1709 году по заказу ордена каэтанов, или театинцев, — их костел с монастырем до сих пор располагаются на Малой Стране, в самом начале Нерудовой улицы.

Скульптурная композиция символизирует Святую Троицу. Святой Каэтан — защитник от чумы, поэтому укутанный каменными облаками трехгранный обелиск, находящийся за спиной святого, напоминает «чумной столб» (традиционный местный знак благодарности святым покровителям за избавление от напасти). Вокруг обелиска вьются ангелы, поддерживая установленное на его вершине огромное пылающее сердце. Каэтан держит в руках раскрытое Евангелие.

Каэтан, уроженец итальянского города Виченцы, был секретарем Папы Юлия II. В 1616 году принял сан священника и неустанно трудился на пользу реформы духовенства. В 1519 году Каэтан возвратился из Рима в родной город Виченцу и вступил в братство святого Иеронима, которое в особенности заботилось о бедняках и больных.

Вместе с будущим Папой Павлом IV и двумя другими священниками он основал в Риме Конгрегацию театинцев с целью религиозно-духовного и пастырского образования духовенства и народа. Исполнению этих задач мешали интриги при папском дворе, из-за которых Каэтан был изгнан из Рима.

В последние годы своей жизни Каэтан самоотверженно трудился на святом поприще и, по преданиям, обладал даром чудотворения. Умер святой в 1547 году. Его мощи покоятся в Неапольском костеле Святого Павла. Святой Каэтан — покровитель рожениц, защитник от эпидемий чумы и голодной смерти, он же — патрон Баварии.

Одна из наиболее эмоциональных и выразительных скульптурных групп Карлова моста — «Видение святой Луитгарды» работы Матиаша Брауна (1710 год). На ней изображена слепая монахиня цистерцианского ордена, которая увидела во сне, как к ней склоняется с креста Иисус Христос.

Украшает Карлов мост и скульптура святого Вита с игривыми львами, выполненная Фердинандом Брокоффом в 1714 году. На постаменте в форме скалы с пещерами, из которых вылезают львы, стоит святой Вит в облачении римского легионера со средневековым княжеским убором на голове. Львы изображены не голодными, свирепыми, кровожадными зверьми, а скорее игривыми и ласковыми животными, явно симпатизирующими пленнику.

Относительно работы над этой скульптурной композицией существует занятная (не исключено, что и достоверная) легенда: якобы скупой подрядчик, живущий в доме, на фоне которого установили изваяние, долгое время не авансировал работу. Фердинанд решил отомстить скряге: один из игривых львов повернут к дому задом, а хвост его весьма характерно задран.

Есть у Карлова моста и собственное привидение, довольно оригинальное. В конце XIX века езда на велосипеде стала повальным увлечением, но очень дорогостоящим. Молодой человек по имени Боберж Ржима, мечтавший о велосипеде дни и ночи, но не имеющий возможности его приобрести, в конце концов решился на кражу. На Карловом мосту он не справился с управлением, свалился в воду и утонул. С тех пор в безлюдные ночи (не знаю, бывают ли такие на Карловом мосту) мокрый юноша меланхоличного вида пытается продать одиноким прохожим старый велосипед…

Оглавление книги


Генерация: 0.250. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз