Книга: Тува
Национальный характер
Разделы на этой странице:
Национальный характер
Жилище
Во всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, который служит одновременно и дымовым отверстием. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски – входом на восток, но в южных районах, по монгольскому обычаю, – на юг. Юрту покрывают семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывают веревками. Земляной пол раньше застилали войлоком, шкурами, а сейчас – досками. В центре юрты находится очаг с железным таганом на трех ножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. В юрте нет перегородок, правая сторона при входе считается женской – здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона – мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо напротив входа, за очагом, – почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Деревянная мебель и домашняя утварь приспособлена к перекочевкам.
Горловое пение
Природа одари ла кочевников центра Азии ис ключительным даром – умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического тона (низкого или высокого), что дает эффект особого «горлового» пения. Оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. Если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой «оваадай», то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка «чинзе»: красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию.
Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 15 чел. обладают самым высоким званием – народный хоомейжи Республики Тува.
Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля «Хун-хурту». В Кызыле действует Международный научный центр «Хоомей» (ул. Щетинкина-Кравченко, 46, тел. 334 24).
Кухня
У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и с бедная вкусовыми оттенками – тувинцы почти не используют специй.
Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались «ак чем» («белая пища»).
Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения. Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают, словом, придумывают всевозможные способы его длительного хранения. В любое время года тувинцы предпочитают вареное мясо жареному. Баранина – самый распространенный вид мяса в Туве. При этом в пищу идет буквально все, в том числе внутренности и кровь. Как только баранья туша разделана и внутренности разобраны, мясо варят в котле. При этом действе присутствует вся семья, ближайшие соседи и живущие поблизости родственники.
Рыбу тувинцы не жалуют. Если и едят ее, то в вареном виде.
Дикие травы и целебные растения, которые собирают тувинцы, также используются в национальной кухне. Из чаги, крапивы, золотого корня, сараны, шиповника, облепихи, солодки, смородины делают настойки, которые в зимнее время служат спасительным источником витаминов.
Язык
Тувинский язык относится к тюркской группе языков алтайской семьи. Письменность создана в 1930 г. на базе латиницы, а с 1941 г. переведена на кириллическую основу. Конституцией Тувы 2001 г. тувинский и русский определены как равноправные государственные языки. Делопроизводство ведется на русском языке. В большинстве тувинских сел и на чабанских стоянках молодежь не говорит по-русски.
Тувинские блюда и напитки
Хойтпак – заквашенное молоко (тюркск ое название «айран»). Из него гонят молочную водку (арака), из творожистых остатков делают кислый, высушенный на солнце творог (ааржы), а также пресный сладковатый сыр (быштак). Для получения хойтпака нужна закваска. Лучшей закваской считают сам хойтпак, а когда его нет, используют пророщенную в полотняном мешочке пшеницу. Иногда готовят закваску заранее: берут кусок чистого войлока, пропитывают его хойтпаком и хранят. За зиму войлок подсыхает, но закваска не утрачивает своих свойств. Весной этот войлок опускают в свежее молоко, и оно быстро заквашивается. Хранят хойтпак в деревянных кадках (доскаар), отчего в юрте стоит специфический запах. Хойтпак употребляют как утоляющий жажду питательный напиток: две пиалы выпил – и можно пасти скот целый день.
Арака (Арага) – молочная водка. Для ее приготовления используют самогонный аппарат – уникальное изобретение тувинских умов, так называемый шууруун: ствол тополя с удаленной сердцевиной, закрепленный с помощью камней прямо в посудине, сверху – сосуд с холодной водой, который служит конденсатором алкоголя, щели в трубе обматывают войлоком. Во время кипячения напиток, называемый «шими арагазы», вытекает из шуурууна по специальному желобу. Алкоголя там немного – примерно 20 %. Чтобы получить более крепкую водку, ее перегоняют вторично и доводят до 70–80 Љ. Такая водка называется «дан» («заря»). Водка-первач не слишком приятного мутного цвета, запах соответствует цвету. Вкус такой, что лучше пить араку быстро. Этот напиток тувинцы всегда предлагают гостям.
Божа – разновидность творога. У экономных тувинцев в дело идет все. Оставшуюся после перегонки в котле жидкую творожистую массу сливают в полотняный мешочек, остужают, процеживают и сушат. Получается разновидность сушеного творога «ол ааржы». Кроме божа, на стенках перегонного аппарата образуется творожистый осадок, который соскребают ложкой и едят, – «шуурун итпээ». Из него делают съедобные колобки «хом», которые сушат на солнце.
Быштак – прессованный сыр. Готовят его из кипяченого молока с добавлением простокваши. Мешочек с «заготовкой» кладут между двух досок, что придает сыру нужную форму. Сыр можно приготовить в течение одного дня.
Куртуг – творог нарезают квадратиками и сушат, как грибы, на ниточке, подвешивая к каркасу юрты. Творог быстро твердеет. Его берут с собой в длительные поездки или на пастбище. С непривычки его есть трудно, однако попробовать стоит. Куртуг можно привезти в качестве сувенира.
Согожа – любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Есть можно только в горячем виде.
Праздники
Наадым. Ежегодный национальный праздник тувинского народа, отмечаемый в августе. В программе соревнований: борьба хуреш, скачки, стрельба из лука и др.
Хуреш – непременный атрибут всех празднеств наравне с конными скачками и стрельбой из лука. Правила борьбы очень простые – проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой они надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.
Шагаа. Празднование Нового года по лунному календарю – один из главных обрядов тувинского народа. Поскольку оно зависит от фазы луны, его празднуют в разное время – с начала января до конца февраля. Дата праздника определяется ламами по астрологическим таблицам, а затем ежегодно устанавливается Верховным Хуралом.
Шагаа – комплекс обрядов, игр и развлечений. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. За несколько дней до наступления Шагаа жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.
В домах и храмах особое внимание уделяется алтарю или месту, на котором размещают подношения Будде и статуэтки буддийских бурханов. Перед Шагаа их чистят, моют, натирают до блеска. Обязательно зажигают лампаду.
Встречают Новый год не в полночь, а с появлением первых лучей солнца в первый новогодний день. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, принимает их за мертвых и не благословляет.
Первый день Шагаа проходит в визитах, посещении родственников и обмене подарками. Происходит духовное очищение, когда прощаются все обиды, горести и печали остаются в прошедшем году. В дни празднования Нового года почитается белый цвет (который у многих тюрко-монгольских народов связывается с представлением о счастье). Особая, ритуальная роль в новогоднем празднике отводится пище. Готовят ее в большом количестве. В новогодней трапезе преобладают вареная баранина, различные виды молочных продуктов, выпечка.
Знаменитые люди
Мунзук Максим Монгужукович (1910–1999) – народный артист России и Республики Тува. Родился в с. Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куросавы.
Оскал-оол Владимир Базыр-оолович (1920–1999) – народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой династии. Он создал прекрасную сказку о Туве, с элементами национальных игр, обрядов, обычаев.
Черзи Монгуш Холла-Салович (1899–1969) – скульптор, родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет смастерил из тополиной коры игрушку и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. Черзи создал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня, множество видов тувинских шахмат.
Кенин-Лопсан Монгуш Борахович (р. 1925) – ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Родился в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы. Американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».
Монгуш Аяс Семис-оолович (р. 1973) – борец. Родился в с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении 14 лет непрерывный победитель крупнейших тувинских соревнований на праздниках Наадым. Его выступления неизменно собирают полные стадионы. Кумир всех мальчишек Тувы.
Рушева Надежда Николаевна (1952–1969) – художница редкой одаренности, имя которой вошло в историю российского искусства. Ее мама Н.Д. Ажыкмаа – одна из первых тувинских балерин. Надя родилась в г. Улан-Баторе, где ее родители находились в командировке. После рождения дочери Рушевы переехали в Москву. У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Популярность «всесоюзного» масштаба настигла девочку благодаря ее иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина и М.А. Булгакова. Надя умерла в возрасте 17 лет в результате осложнений после гриппа. Она оставила после себя огромное творческое наследие – около 12 тыс. рисунков.
Шойгу Сергей Кужугетович (р. 1955) – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Родился в Чадане. Одна из самых заметных фигур в правительстве России. Член Совета безопасности РФ. Один из лидеров партии «Единая Россия». Генерал-полковник. Герой России (1999). Кандидат экономических наук, президент Международной ассоциации спасателей.
- Национальное наследие и национальный характер
- Национальный парк Ленсойс-Мараньенсес
- Характер собрания
- Характерные признаки национальной идентичности
- *Венгерский Национальный музей
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ТЮРЕСТА (тел.код. 08)
- *Национальный дворец Ажуда
- Национальный театр
- **Баварский Национальный музей
- *Национальный этнографический музей
- **Национальный музей керамики
- **Национальный музей старинного искусства