Книга: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Характер собрания
Характер собрания
Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Кроза [1], Брюль [2], Вальполь [3], Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Однако в этом собирании они не руководились целью дать полную картину истории живописи, но лишь искали окружить себя превосходными предметами. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, к сожалению, как раз в тех отделах, которые особенно интересуют современное общество. Отсутствуют итальянские “прерафаэлиты”, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие.
Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран, имевших однородную культуру. Великие переживания искусства, известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым “школам” (или, иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Поэтому мы делим и наш путеводитель на “школы”, предупреждая, однако, читателей, что самое представление о каких-то школах, растянутых на многие века, есть фикция и что чаще больше общего между представителями разных школ, живших в одно время, нежели между представителями одной и той же школы, разделенными веками.
- Характер собрания
- Итальянская живопись
- Испанская школа
- Французская школа
- Английская школа
- Нидерландская живопись до отделения Голландии от Фландрии (XV и XVI в.)
- Фламандская школа
- Голландская живопись
- Немецкая школа
- Иллюстрации, не вошедшие в Путеводитель
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Характерные признаки национальной идентичности
- Национальный характер
- Здание Екатерининского общественного собрания
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Дом Благородного собрания (Дом союзов)
- Географическая характеристика
- Здание Офицерского собрания армии и флота (Литейный пр., 20)
- О характере
- Английские времена. Краткая характеристика
- 1. Вулкан корейского характера
- Географическая характеристика района
- Национальное наследие и национальный характер