Книга: Крым великолепный. Книга для путешественников
Евпатория
Разделы на этой странице:
Евпатория
Древняя как жизнь Евпатория расположена на безводном западе Крымского полуострова, на берегу большого и мелководного Каламитского залива. Известный детский курорт протянулся на 15 километров по берегу Каламитского залива. Здесь в году больше солнечных дней, чем в Ялте и Сочи.
Краткая история Евпатории
Побережье Каламитского залива до начала нашей эры было по чти не заселено. В V веке до н. э. в районе будущей Евпатории высадились греки и основали поселение – колонию Керкинитиду, названную по имени их предводителя Керкиниона. Размеры ее укрепления были примерно 400 на 200 метров.
Новый крымский город упоминался в трактатах многих античных авторов, в том числе Геродота и Плиния. В Керкинитиде жили искусные гончары, ткачи, ювелиры, кузнецы, его улицы имели каменные дома, украшенные росписями и мозаикой, каменные мостовые и даже водостоки. Жители возделывали поля, ловили рыбу, добывали соль, активно торговали по всему Черному и Средиземному морям.
Город быстро богател и разрастался, у него появились собственные поселения. Богатство Керкинитиды привлекло внимание соседних скифских племен, несколько раз нападавших на греческую колонию. Керкинитида обратилась за помощью к более могущественному Херсонесу, утратила независимость, но получила военную помощь, мощные укрепления и крепостные стены.
Во II веке до н. э. возросшая мощь скифских племен, вытесненных в Крым из Северного Причерноморья, уже не могла сдерживаться ни Керкинитидой, ни Херсонесом, которые вошли в состав могущественного Боспорского царства, расположенного на востоке Крымского полуострова.
Однако даже боспорский царь Митридат VI Евпатор не выдержал длительной борьбы с атаковавшим Крым Римом и погиб, а его царство стало далекой провинцией Римской империи.
После гибели Древнего Рима на Северное Причерноморье и Крым обрушились гуннские племена свирепого Аттилы. Керкинитида вместе со всем населением погибла в огне пожаров, но ее порт продолжал использоваться для торговли и после V века н. э.
В середине XV века образовавшееся Крымское ханство попыталось создать в Каламитском заливе свой большой морской порт, но после нашествия Османской империи на Крым в 1475 году турки поставили под свой контроль все торговые пути и гавани Крыма.
На месте Керкинитиды была построена крепость Гезлев, «Сто глаз», или «Подземелье», о которой в XVII веке писал турецкий путешественник Эвлия Челеби: «Это огромная крепость в виде пятиугольника, сооруженная из тесаного камня на ровном морском берегу, замечательно устроенная. В ней 24 мощных четырехугольных бастиона и 5 больших и крепких ворот».
В городе, по уверениям путешественников, было много «подземелий под строениями, с переходом из одного в другое, часто на большие расстояния, они служили для жителей убежищем и хранилищем их имущества во время смут и неприятельских нашествий».
Турки торговали из Гезлева рабами, захваченными ими в бесконечных набегах на Южную и Восточную Европу, в виде исключения разрешив это делать и татарам. Порт Гезлева не раз был атакован морскими десантами запорожских казаков, массово освобождавших захваченных невольников.
С конца XVI века Гезлев около половины столетия был резиденцией крымских ханов и центром серебряной монетной чеканки ханства.
Гезлев превратился в большой и богатый город, успешно торговавший зерном и шерстью. Узкие и кривые городские улицы были застроены складами, постоялыми дворами, лавками и кофейнями, которые никогда не пустовали, и такая жизнь продолжалась более трехсот лет. В 1665 году запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко взяли Гезлев и освободили всех христианских невольников.
Французский путешественник Монтре, посетивший Гезлев-Козлов в 1711 году, писал: «Козлов – это довольно большой город, густо населенный турками, татарами, греками, евреями, окруженный старыми стенами, которые разрушаются во многих местах. Порт или, скорее, рейд малонадежный, суда находятся здесь во власти ветров, потому что он не прикрыт никакими возвышениями суши, кроме того, суда бросают якорь на приличном расстоянии от города, воды возле которого мелки и дно плохое».
В 1736 году Гезлев, известный в русских источниках как Козлов, был взят русской армией Миниха, адъютант которого Х. Манштейн писал о турецко-татарской крепости:
«Козлов окружен прочною, каменною стеною, снабженною большими башнями, ров очень широкий и высечен в скале. Гавань – хорошая и просторная, способная вместить до 200 судов. Это самый торговый город в Крыму, в нем до 2500 домов, большей частью каменных, и несколько красивых мечетей, есть и христианская церковь в предместье. Турки обыкновенно содержали в Козлове гарнизон в 3000 человек».
В 1771 году Козлов был взят армией Василия Долгорукова-Крымского. В городе была устроена таможня, в нем была штаб-квартира командующего русскими войсками в Крыму и на Кубани Александра Суворова. После присоединения Крыма к России в 1784 году Гезлев был переименован в Евпаторию, в память боспорского царя Митридата Евпатора.
С 1837 года Евпатория стала духовным и культурным центром караимов.
Город успешно развивался до середины XIX века. В начале сентября 1854 года у берегов Евпатории появилась огромная англо-французская эскадра, начавшая на полуострове Крымскую войну. На берег высадились более 50 тысяч французских и английских солдат. Евпатория стала штабом оккупационных войск, была сильно разграблена и разрушена. Только собранного со всего Крыма зерна было вывезено из Евпатории более полумиллиона пудов. Ее население сократилось вдвое, и город долгие годы, как и весь Крым, приходил в себя после войны.
Справочник 1867 года писал о Евпатории:
«Уездный и торговый город Евпатория имеет в настоящее время 6392 жителя, во всем Евпаторийском уезде 17 200 человек. Почти все товары из Одессы в Симферополь выгружаются в Евпатории, здесь же идет огромная погрузка соли, добываемой из соседних озер, отправляемой в Одессу и заграничные порты. Главные предметы вывоза из евпаторийского порта: зерно, шерсть, невыделанные кожи, смушки, сало, масло коровье, соль, ракушечник. Торговые обороты измеряются миллионами рублей».
Один из путешественников писал о Евпатории второй половины XIX века: «Лучшие здания Евпатории расположены вдоль морского берега, где находится и бульвар. Эта часть города имеет относительно благоустроенный вид: улицы вымощены, у них есть тротуары, которые по ночам освещаются. Есть дома европейской архитектуры и порядочные магазины. Но остальная часть Евпатории до сих пор сохраняет характер татарского города с узкими, кривыми и грязными улицами».
До конца XIX века в Евпатории были только грунтовые колодцы с соленой грунтовой водой, на одну артезианскую скважину приходилось до двухсот горожан, и люди выстаивали за водой ежедневно часами.
В начале XX века к Евпатории подошла железная дорога, давшая мощный толчок развитию города и его морского порта. В нем появились отдыхающие и путешественники, которым понравились пологие песчаные пляжи и чистая, почти минеральная вода. В городе появились пансионаты, гостиницы, санатории и лечебницы, лечившие морскими купаниями и грязевыми ваннами.
Евпаторию несколько раз посещала выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка, писавшая о ясных небе, море, солнце и тучках Евпатории. Из ее письма сестре: «Я останусь здесь, так как купанья лучше евпаторийского нет нигде, как известно. Жаль, что ты не ездила на лодке по морю при луне – вот уж хорошо! Я проехала дважды таким способом, и теперь мне мечтается, как бы еще отправиться в море в белой лодочке. Само море своим блеском и игрою прибавляет мне отваги и надежды».
В поэме «Морская тишина» она писала:
С конца XIX века в Евпатории, состоявшей из старого и нового города, началось строительство дачного поселка по четкому плану на параллельных и перпендикулярных друг другу улицах. Строились так называемые дачи-кабинки и немного более интересные дачи-особняки, расположенные среди садов.
В результате дачный поселок не сложился в гармоничный район. Местные жители грустно признавали: «Большинство дач, за небольшими исключениями, – это просто доходные дома для их владельцев. У строителей и собственников не чувствуется любви к архитектурному пейзажу и природе».
«Евпатория»
Путеводитель 1914 года сообщал о Евпатории: «Помимо торговой роли Евпатории, на первый план выдвигается ее значение как одного из немногих курортов, где имеется полная возможность комбинированного лечения лиманом с его лечебными грязями, изумительного свойства песком, морскими купаниями и виноградом. Столь редкое счастливое сочетание естественных богатств давно уже должно было отвести Евпатории выдающееся положение, но этому мешает ее полное неблагоустройство».
После установления советской власти в Крыму в ноябре 1920 года в Евпатории были построены крупные предприятия, десятки санаториев, грязелечебницы, половина из которых были детскими.
За время оккупации 1942–1944 годов фашисты превратили Евпаторию в руины, и ее пришлось долго восстанавливать после Великой Отечественной войны.
Современная Евпатория с населением более ста тысяч человек является крупным курортным центром, принимающим на свой морской берег множество отдыхающих. В городе до сих пор ходят старинные трамваи, ставшие местной достопримечательностью.
Климат Евпатории сухой и устойчивый, сочетающий степной и морской воздух. Евпаторийское лето солнечное и жаркое, купальный сезон продолжается с мая до октября, осень теплая и красивая, но зима может быть холодной и ветреной.
Западное побережье Крыма, в том числе у Евпатории, небогато лесами и вообще растительностью, что связано с почти полным отсутствием рек, озер и водных источников.
Преобладающими ветрами в Евпатории летом являются юго-западный, а осенью, зимой и весной северо-восточный.
Средняя температура моря у берегов Евпатории превышает 20 градусов тепла, а нередко может подниматься и до 27 градусов тепла по Цельсию.
В мелководный Каламитский залив у Евпатории не впадают реки, что обеспечивает морской воде высокую концентрацию солей и микроэлементов, благотворно влияющих на организм человека.
Еще с конца XIX века в Евпатории велись систематические наблюдения над климатом, погодой, воздухом, ветрами, облаками, дождями, температурой и прозрачностью морской воды, морскими течениями и волнами, их длиной, высотой, скоростью. С 1915 года изучением целебного климата занималась Евпаторийская гидрометеорологическая станция, которая разработала интересную методику лечения солнцем, морскими бризами, солнечными и воздушными ваннами с учетом ультрафиолетовой радиации. Было определено, как продолжительность загорания на пляже и купания в море действуют на нервную систему человека.
Евпаторийский мелкий желтый песок быстро нагревается, медленно остывает и является целебным, имеет хорошую гигроскопичность и оказывает лечебное воздействие на человеческий организм.
Наряду с солнечными, воздушными, песчаными ваннами в Евпатории в июле и августе принимают и «египетские» ванны – особые солнечно-грязевые процедуры. Специальная грязь нагревается на солнце до нужной температуры и накладывается тонким слоем на определенные участки тела. Затем принимается солнечная ванна, грязь нагревается, высыхает, трескается и начинает отставать от кожи, после чего можно искупаться в особой озерной воде температурой около 28 градусов тепла или принять короткий пресный душ. «Египетские» ванны очень энергоемки и требуют после них хорошего отдыха.
Принимать солнечные, воздушные, песочные, «египетские» ванны следует в соответствии с врачебными рекомендациями.
Широкие песчаные пляжи растянулись вдоль Евпаторийской бухты, на набережной которой находится грязелечебница, и всего Каламитского залива.
В западной части Евпатории расположено Мойнакское («Звездное») соленое озеро, в восточной – озеро Сасык, славящееся целебными рапой и илом.
Озеро Мойнакское, образовавшееся около пяти тысяч лет назад, сделавшее Евпаторию не только климатическим, но и грязевым курортом, имеет два километра в длину, почти один километр в ширину и глубину около одного метра.
Его дно покрыто лечебной грязью тридцатисантиметровой толщины и слоем сероводородного масляного ила. От моря его отделяет песчаная коса, благодаря которой солнце смогло создать в озере особый состав различных солей. В нем есть подземные ключи, морская вода также просачивается через косу, что позволяет озеру постоянно восстанавливать свои лечебные свойства.
В 1884 году, когда целебные качества мойнакской грязи были установлены медициной, на берегу озера были построены грязелечебница и купальня с подогреваемой рапой, содержащей сложный раствор солей. В литре рапы содержится почти 200 граммов различных солей, намного больше, чем в морской воде.
Вокруг расширившейся лечебницы был разбит парк.
Знаменитый профессор Н. Бурденко разработал методики лечения рапой и грязью, и к началу Великой Отечественной войны мойнакская грязелечебница ежегодно делала сотни тысяч процедур. Сегодня количество процедур многократно выросло.
В 1980 году у Евпатории был открыт источник минеральной воды «Мойнакский», на выходе из скважины имеющий температуру 40 градусов.
Минеральная вода используется для ванн, душей, гидромассажа при лечении различных заболеваний. Ее пьют по рекомендации врача медленно, маленькими глотками, три раза в день по стакану за полчаса до еды.
Море, теплое почти полгода, прекрасные песчаные пляжи, источники минеральных вод, грязи у Сак превратили Евпаторию в климатический курорт, на котором с удовольствием отдыхают родители с детьми, которым нравится мелководье и целебный теплый воздух, смягчаемый горными ветрами и морскими бризами.
Здесь есть парк развлечений, детский парк, парк культуры и отдыха, Детский театр кукол, дельфинарий, аквапарк, игровые центры, аттракционы, огромная танцевальная площадка.
Не раз бывавший в Евпатории писатель Алексей Толстой писал в «Хождении по мукам»: «Автомобиль повернул мимо квадратных запруд солеварен на песчаную возвышенность, и с нее открылось море. Оно лежало будто выше земли, темно-синее, покрытое длинными жгутами пены, и веселый ветер засвистел в ушах».
Любивший Евпаторию К. Станиславский писал: «Здесь очаровательно, все то, что мне нужно. Чувствуешь море, никогда жарко не бывает. Здесь всегда есть движение воздуха, то из степи на море, то обратно».
М. Волошин в 1919 году писал о Евпатории:
Культурные и архитектурные достопримечательности
В архитектурном облике Евпатории выделяется старая часть города с узкими и кривыми улочками, на которых расположены дореволюционные особняки знати и богатых горожан. Долгие века Гезлев застраивался хаотично, без всякого плана, и это придало городу своеобразный исторический колорит.
Старый город является родиной и назван в честь знаменитого боспорского царя Митридата VI Евпатора.
В Евпатории находятся городской театр, детский театр на ходулях, библиотека имени А. Пушкина, краеведческий музей, скифское городище, Текие – монастырь дервишей, турецкая баня, знаменитая мечеть Джума-Джами, собор Святого Николая Чудотворца, церковь Пророка Илии.
Евпаторийский краеведческий музей, созданный в 1916 году как археологический, расположен в очень красивом здании. Рядом с ним в начале XXI века была обнаружена часть древней крепостной стены Керкинитиды, фрагменты которой встречаются и в других местах Евпатории. В городе также есть остатки древнего поселения скифов и греков VIII–V веков до н. э.
В фондах музея более 80 тысяч единиц хранения, рассказывающих о двухтысячелетней истории Керкинитиды– Гезлева-Евпатории. Отдельный раздел содержит интересные материалы о природе западного побережья и степного Крыма.
Евпаторийская Пятничная мечеть Джума-Джами высотой 20 метров построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет-Гирея I великим турецким архитектором греком Ходжой Синаном, автором более трехсот замечательных зданий и дворцов. Вокруг огромного купола зодчий расположил еще двенадцать куполов разного размера и два минарета высотой более 30 метров. В этой мечети все крымские ханы утверждались правителями Крыма, получая фирман турецкого султана. После вручения фирмана новый хан расписывался в специальном акте, который хранился в мечети.
В Евпатории находится единственный в Крыму монастырь для странствующих монахов-дервишей, Текие, построенный в конце XV века. Центральное квадратное здание окружают 19 келий-худжр, у входа построена мечеть.
Текие было создано дервишами суфийского странствующего ордена «Мевлеви» («Ученый муж»), основанного проповедником и философом Джалал эд-Дином Руми. Дервиши, «нищие», не имевшие никакой собственности, всю свою жизнь странствовали по святым местам, на некоторое время останавливались в монастырях-текие, которыми руководили настоятели-шейхи. Говорят, что многие из дервишей были и целителями, и евпаторийское Текие получило за много веков от них особую лечебную ауру.
В Евпатории находятся кенассы (молитвенные дома), выстроенные в XVIII веке караимами, покинувшими пещерный город Чуфут-Кале. Евпатория стала местом проживания гахана – духовного главы караимов.
В 1807–1815 годах архитекторы братья Бобовичи из белого инкерманского камня выстроили в городе молельни дома караимов. Большую и малую кенассы соединяет внутренний дворик, увитый двухсотлетним виноградом. Кенассы являются музеем, в котором собраны материалы по истории, религии и культуре караимского народа.
В городе находится здание древней турецкой бани, выстроенной в XVI веке. Баня, отделанная мрамором, была своеобразным клубом и действовала по своему прямому назначению чуть ли не до конца XX века.
Евпаторийский каменный храм Святого Николая Чудотворца был построен в 1806 году на месте старой деревянной церкви. Он был сильно поврежден во время Крымской войны, и в 1893 году на его месте архитектором А. Бернардацци в византийском стиле был построен Свято-Николаевский собор.
На Театральной площади Евпатории расположено красивое здание городского театра, построенное в 1910 году по проекту архитекторов А. Генриха и П. Серова в стиле модерн. Трехъярусный театральный зал вмещает около тысячи зрителей. На его сцене выступали многие знаменитые певцы и артисты.
Рядом с театром находится построенная в 1913 году в стиле русского неоклассицизма библиотека имени А. Пушкина с эффектным куполом и мраморными львами на дорожке, ведущей к парадному входу.
На пятом километре Симферопольского шоссе на морском берегу в 1970 году был установлен величественный монумент в память геройского евпаторийского морского десанта 1942 года, на который нанесена надпись: «Ваш подвиг Отчизну славит. Награда ему бессмертие».
Недалеко от Евпатории за озером Донузлав расположен мыс Тарханкут с причудливейшими выветренными скалами и множеством уютнейших бухточек. Здесь, в идеально чистой морской воде, снимали знаменитые фильмы «Человек-амфибия» и «Акваланги на дне».
Здешние бухты, в большинстве мелководные, прогреваются уже в мае и доступны для купания в конце сентября. Лесов и источников пресной воды на Тарханкуте почти нет, но морская вода очень чистая и прозрачная, даже маленькие рыбки видны на расстоянии до десяти метров.
Озеро Донузлав, самое большое в Крыму, имеет отличные песчаные пляжи. Камышовые заросли, в которых гнездится множество птиц, дали название озеру – «Кабанье логово».
Мысы Большой, с естественной аркой, и Малый Атлеш являются памятниками природы. Рядом находится круглая скала, заполненная водой и называемая Чаша Любви. Через мысы Большой и Малый Атлеш идет сквозной стометровый грот, осенью мимо них проходят косяки кефали, и путешественники могут ловить рыбу сверху огромными сачками.
У Евпатории расположены эффектные джангульские оползни, удивительные своей дикой каменной красотой. Среди причудливых фигур выветривания растут дикие яблони и барбарис.
Недалеко от Евпатории расположен Космический центр с антенной почти стометровой высоты и диаметром в 70 метров, что практически равно размеру футбольного поля. В Космическом центре впервые рассчитали точное расстояние от Земли до Луны. Дальность действия всего комплекса около 10 миллиардов километров. Из него посылались сигналы другим, возможно, существующим внеземным цивилизациям.
У центра проводится популярный молодежный фестиваль с космической музыкой.
К западу от Евпатории на берегу Керкинитидского залива находится поселок Черноморское. В IV веке до н. э. на его месте греки построили Калос Лимен («Прекрасную Гавань»), которая входила в состав земель Херсонеса. Город погиб в начале нашей эры под ударами кочевых племен. В Средние века здесь существовало небольшое татарское поселение. После присоединения Крыма к России эти земли стали принадлежать графу М. Воронцову, выстроившему на них уютный прибрежный поселок.
В советское время археологи открыли в Черноморском остатки Прекрасной Гавани, на месте которой был создан Историко-археологический заповедник. Недалеко от поселка находятся остатки древних скифских поселений, возникших задолго до нашей эры. О них рассказывается в экспозиции Черноморского историко-краеведческого музея.