Книга: Путеводитель по Библии
Тиргак
Тиргак
По-видимому, если бы ассирийскому войску позволили сконцентрировать все усилия на Иерусалиме, то город наверняка пал бы. Однако этого не случилось. Жестокость Ассирии при расширении империи вела по пятам ее собственную Немезиду, ибо покоренные народы восставали при каждом удобном случае, и в последний век существования Ассирия была одним сплошным полем сражений с восставшими, а ее монархи едва способны были перевести дыхание между боями.
К сожалению, из Библии не совсем ясно, что же именно произошло в этом конкретном случае, поскольку внимание в ней сконцентрировано скорее на религиозных проблемах, нежели военных. Однако можно сделать вывод, что Сеннахирим вынужден был разделить войска, чтобы позаботиться и об усмирении восставших на отдаленном западе.
4 Цар., 19: 9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою.
Под царем Эфиопии предполагается один из эфиопских правителей Дельты Нила. Это может быть только Тиргак.
Тиргак, или Тагарка (Taharqa), потерпел сокрушительное поражение, но даже оно помогло Иерусалиму, поскольку Сеннахирим был вынужден оставить Иудею, не заняв столицу.
Причины для этого были разные. Библия приписывает это чуме, которая внезапно за одну ночь поразила и убила 185 000 ассирийских воинов.
Греческий историк Геродот не упоминает об осаде Иерусалима, но он говорит о кампании Сеннахирима против Египта и описывает внезапное отступление ассирийцев, объясняя это нашествием мышей, которые погрызли их стрелы и колчаны, а также кожаные покрытия их щитов.
Что касается летописей Сеннахирима, то в них говорится только о победах, об осажденном Иерусалиме и дани, которую посылал ему Езекия.
Однако бесспорным фактом является то, что Иерусалим был осажден так же, как и Самария четверть века назад. Иерусалим выстоял, Самария же — нет. Иудея сохранила свою национальную идентичность, в то время как Израиль — нет.
С другой стороны, настолько же бесспорен и тот факт, что Иудея понесла серьезный ущерб, ее территория была разорена, разрушения избежала только ее столица, а в итоге Иудея осталась данником Ассирии.
Хотя Библия и говорит об этом эпизоде как о большой победе, способствовавшей повышению доверия к Исайе и пророкам, все же пророки во многом потеряли престиж. Это была победа, которую было трудно отличить от поражения.