Книга: Крым великолепный. Книга для путешественников
Бахчисарай и пещерные города
Разделы на этой странице:
Бахчисарай и пещерные города
Бахчисарай, многовековая столица Крымского ханства, с нынешним населением около 30 тысяч человек, находится в 40 километрах к югу от Симферополя.
Бахчисарай расположен в долине перед внешней грядой Крымских гор, на берегах маленькой речки Чурук-Су. Окружающие город долины рек Бельбек, Кача, Альма и Бодрак очень живописны, по ним проложены автомобильные дороги и пешеходные тропы, ведущие к курортным селам Угловое, Орловка, Кача, Береговое и Песчаное.
Бахчисарай и его окрестности являются одними из самых посещаемых мусульманскими и русскими путешественниками.
Краткая история Бахчисарая
На Бахчисарайской земле люди жили с древнейших времен. В ущелье Канлы-Дере археологи нашли погребение, совершенное почти 40 тысяч лет тому назад, а у самого Бахчисарая обнаружили стоянку Кая-Арасы, которой около 8 тысяч лет.
В районе будущей столицы Крымского ханства обитали тавры, а скифы оставили свои Усть-Альминское и Альма-Керменское городища у сел Песчаное и Заветное.
В I–III веках н. э. на берегу Альмы у будущего главного города Крымского ханства стояла небольшая крепость римлян, в которой квартировал гарнизон IX Клавдиева легиона. В раннее Средневековье на Бахчисарайских горах местное скифо-сарматское население построило укрепления – исары, в которых люди спасались от нападений гуннов, печенегов и половцев.
В середине XIII века Крым надолго вошел в состав татаро-монгольской Золотой Орды. В районе Бахчисарая появились феодальные поместья татарских беев и мурз. В долине реки Чурук-Су («Гнилая вода»), по которой проходила торговая дорога от крымских ворот Перекопа в морской порт Херсонес, появилось поселение Эски-Юрт. Выдающийся исследователь истории Крымского ханства XIX века В. Д. Смирнов писал: «С XIV века татары систематически приливали в Крым и пускали там корни, в центральной степи и далее к гористому побережью. Претенденты на владычество во всей Золотой Орде считали Крым, вследствие его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае своего поражения в борьбе за трон Бату-хана. Чтобы заручиться союзниками и приверженцами, они охотно дарили своим соплеменникам земли сомнительной принадлежности. В Крыму взяли силу татарские беки, кочевавшие в нем со своими ордами. Не обращая внимания на то, что творилось в главном золотоордынском городе, Сарае, они деятельно стремились создать свой особый центр, что вскоре и осуществилось».
В середине XIV века Золотая Орда распалась, и после долгой междоусобной борьбы родоначальник династии крымских ханов Хаджи-Гирей в 1443 году объявил полуостров Крымским ханством, основное население которого составили крымские татары.
Первой столицей ханства стал Солхат, ныне Старый Крым. Хаджи-Гирей также подолгу жил в будущем бахчисарайском районе, в Кырк-Ере, Чуфут-Кале. В узкой и тесной долине, которую удобно было защищать от внезапного нападения других претендентов на ханский трон, в селении Салачик («Маленькая крепость»), Хаджи-Гирей построил свою новую резиденцию, Ашлама-Сарай.
В 1475 году в Крым вторглись войска Оттоманской Порты. Сын первого крымского хана Менгли-Гирей попал к ним в плен и в Стамбуле признал своим сюзереном турецкого султана. Впоследствии султан и его визири всегда держали у себя в заложниках сына или брата правящего крымского хана. Если кто-нибудь из Гиреев пытался проводить независимую от Турции политику, его тут же заменяли на покладистого родственника, а самого ссылали на остров Родос или просто казнили.
Гордый Менгли-Гирей все свое правление пытался бороться за призрачную независимость Крымского ханства, но противник был очень силен и не жалел своих и чужих жизней в борьбе за власть и деньги. Крымские легенды рассказывают, что после одной неудачной битвы Менгли-Гирей и его сын Мухаммед спаслись на левом берегу реки Чурук-Су. Там они стали свидетелями схватки двух змей, одна из которых, полумертвая после поражения, сумела ожить после купания в реке.
Гербом Крымского ханства стали две свившиеся в схватке змеи, а на месте их драки в 1503 году Менгли-Гирей начал строительство новой ханской резиденции, названной «Дворец в саду» (Бахчисарай), которое закончилось в 1550-х годах. Ханский дворец занял левый берег реки Чурук-Су, а на правом появился город, ставший столицей Крымского ханства почти на триста лет.
Сорок крымских ханов Гиреев, сменяя друг друга, три века правили ханством из Бахчисарая. Гиреям помогал Государственный совет, диван, в который кроме хана входили его преемник, калга-султан, второй наследник, нуреддин-султан, мать хана или его старшая жена, ханша-валиде, глава мусульманского духовенства, муфтий, главные феодалы, беки и мурзы, и руководители войска, огланы. Для утверждения законов и принятия судьбоносных решений в Бахчисарай на съезды созывались представители крымско-татарской знати.
В XVII веке Бахчисарай во главе Крымского ханства достиг пределов своего могущества, владея Крымским полуостровом, Кубанью и Северным Причерноморьем. Придворный штат Бахчисарайского дворца Хан-Сарая составляли сотни человек – султаны, принцы из рода Гиреев, ор-бей, комендант крепости Перекоп из рода Гиреев, главный ханский визирь, казы-аскер, главный духовный судья, великий ага, министр полиции, главный казначей, первый дефтедар, министр финансов, их заместители, нуреддины и дефтедары, беи Ширинский, Барынский, Мансурский, Аргинский, Яшлавский, Седжеутский, силихтер, меченосец хана, кятиби-диван, секретарь Государственного совета, ак-меджи-бей, хранитель гарема, каймакамы провинций, мурахасы, представители знатных дворянских родов, кади, судьи, сердары, командиры войска, дыздары, коменданты крепостей, руководители Монетного двора и таможни, несколько десятков ханских мурз-телохранителей из разных родов, капиджи, камергеры, имирюры, шталмейстеры, кулар-агасы, начальник пажей и слуг, смотритель ханского зверинца в Чуфут-Кале, смотритель соколиных гнезд, главный ловчий, главный шкипер, чугадары, фурьеры, главный секретарь хана, главный лекарь, множество слуг, надзирателей, смотрителей и поваров.
За XVI–XVII века Крымское ханство сотни раз нападало на земли Московского государства, каждый двадцатый житель которого был продан в рабство в Феодосии и Судаке. В середине XVIII века в ответ на вековые нападения Крым опустошили русские войска фельдмаршалов Миниха и Ласси, которые, однако, не смогли укрепиться на полуострове. Летом 1736 года войска Миниха сожгли ханский дворец вместе с его архивом, сильно пострадал и Бахчисарай. Адъютант Миниха Х. Манштейн писал 28 июня 1736 года: «Ханский дворец, составленный из многих красивых и огромных зданий, как и весь город, был обращен в пепел, солдаты не могли сдержать ярости в сердце». Хан-Сарай и столица ханства были восстановлены с помощью приехавших из Турции архитекторов и художников. В течение XVIII века в Бахчисарае сменилось более 20 ханов Гиреев, правивших каждый не более пяти лет, что свидетельствовало об упадке Крымского ханства.
После страшного набега в 1769 году на российские земли крымских орд, уведших в рабство более двадцати тысяч человек, началась Русско-турецкая война, в результате которой Крымское ханство перестало существовать. Армия князя Василия Долгорукова-Крымского, которая была вчетверо меньше татарских и турецких войск, в течение месяца овладела полуостровом, трижды разбив врага – под Перекопом, Бахчисараем и Кафой.
8 апреля Крымское ханство, получившее независимость от России в 1774 году, вошло в состав Российской империи. В 1784 году из Крымского ханства была образована Таврическая область с центром в Симферополе. Бахчисарай перестал быть богатым столичным городом.
В XIX веке Бахчисарай являлся заштатным городом Симферопольского уезда Таврической губернии. В начале этого столетия в нем насчитывалось около шести тысяч жителей, полторы тысячи домов, тридцать мечетей и более пятисот лавок. В городе работало много оружейных и шорных мастерских, в которых делали отличные кинжалы, карабины, пистолеты, седла, сафьяновые сапоги. Жители разводили сады, виноградники и скот.
В период Крымской войны 1854–1855 годов в Бахчисарае великим русским хирургом Николаем Пироговым были развернуты госпитали, работали многие тыловые службы русской армии. Перепись 1858 года отмечала: «В Бахчисарае купцов второй гильдии 5, третьей 477, мещан 10 382, земли 8236 десятин».
До начала XX века средневековый Бахчисарай, наполненный запахом кофе из десятков кофеен, был небольшим городком, который часто посещали историки, любители древностей и художники.
После установления советской власти в Крыму в ноябре 1920 года в Бахчисарае были построены крупные предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов, на полях в округе начали выращивать лаванду и шалфей, другие эфиромасличные культуры. Пострадавший во время Великой Отечественной войны город был восстановлен, в нем появились многоэтажные дома.
В Бахчисарайском районе основную часть населения составляют крымские татары, первое упоминание о которых в исторических источниках относится к началу XVI века. Крымские татары (кърым татарлар) состояли из трех народностей: предгорных татар, татили татлар, южнобережных татар, ялы-бойлю, и потомков ногаев, ногайлар. Придерживаются мусульманского вероисповедания суннитского толка. Эти народности сформировались в результате ассимиляции мигрировавших в Крым кочевых тюркоязычных племен – печенегов, половцев, татаро-монголов и издревле живших здесь крымских оседлых жителей горных и прибрежных частей – тавров, скифов и сарматов.
Татарские жилища XVII–XVIII веков строились из сырцового кирпича, который изготавливался из чистой глины. Для этой цели рыли круглые ямы, около трех метров в диаметре, пока за черноземом не дорывались до глины. Ее выкапывали и рыхлую складывали в кучу, потом добавляли к ней старую солому и воду и, чтобы замесить, передвигались по ней на лошадях. Затем кирпичную массу переносили к деревянной форме длиной 30, шириной 16 и высотой 6 сантиметров.
В форму вжимали приготовленную массу, выглаживали ее рукой и вынимали. Летом, при хорошей погоде, кирпичи сохли 5–7 дней.
На том месте, где строился дом, вырезался дерн и клались кирпичные стены высотой около двух метров. На них возводили стропила и черепичную крышу под тупым углом.
В стенах делали окна без рам размером около полуметра. Двери дома высотой около полутора метров выходили в степь и всегда были обращены на юг, перед дверями делался порог высотой до 30 сантиметров. Внутри дом чисто вымазывали глиной, делали комнаты для мужчин, женщин, гостей и кухню с купольной печью. Такие печи быстро нагревались и долго держали тепло.
«Генуэзская крепость в Судаке»
В чистом огороженном дворе держали запасы топлива, сена, соломы, сельскую утварь, двухколесную телегу-арбу или четырехколесную маджару, устраивали колодец.
Шарль Монтандон, автор первого «Путеводителя путешественника по Крыму», вышедшего в 1834 году в Одессе, писал:
«В Крыму, как и повсюду, ощутимо воздействие температуры на характер и деятельность человека.
Не будет лишним порекомендовать путешественникам, которые пожелают заручиться доброжелательностью татар, воздерживаться в их присутствии от любых поступков, способных оскорбить их религиозные принципы.
В деревнях горного Крыма большинство татарских домов, построенных из камня и расположенных ярусами на склонах гор, низенькие и имеют лишь фасад. Плоская крыша, покрытая толстым слоем грунта, выдается над широкой галереей, украшенной деревянными столбиками. Противоположная сторона крыши находится на уровне земли, из-за чего порою ходишь прямо по дому, даже не подозревая об этом.
В селениях на севере гор есть двухэтажные дома в татарском стиле, построенные аккуратно и умело. Меблировка состоит из матрасов, покрывал, подушек, заменяющих стулья. Низенький стол на шесть дюймов над землей и с большой поверхностью, где стоят кушанья, размещается перед иностранцами, когда они совершают трапезу.
Дымоходы имеют крюк, куда подвешивается котел или кувшин, приспособленный для кипячения воды. Комнаты украшены кувшинами разных размеров, их разнообразные формы привлекательны и изящны.
Говядина, козлятина, а главное, баранина и мучные изделия домашнего приготовления составляют обычную основу татарской кухни.
Татарские женщины почти ежедневно делают из теста блюдо, которое готовят с помощью длинной и тонкой скалки с затратами сил и времени. Это мучное изделие, нарезанное очень тонко, называется „эристе“ и похоже на вермишель. Если нарезка шире, его называют „лапшой“, а если в форме ромбов – „салмой“. Нарезанное квадратами, свернутое и фаршированное небольшим количеством молотого мяса, носит название „кашик-бурек“. Достоинство блюда заключается в том, чтобы сделать эти пироги как можно меньшего размера. Все эти изделия подают на стол в бульоне, в котором их отваривают, или без бульона, приправленными растопленным коровьим маслом либо взбитым „югуртом“. Те, что фаршированы, также жарят в масле и тогда называют их „чирчер-буреками“.
Татарки также делают род пирожного, которое называется „баклавой“, которое готовится хлопотно и требует с их стороны длительного труда, поскольку слоев делается не менее шестидесяти.
В середину закладывается каймак, сладкие густые сливки, в несколько приемов снятые с молока, пока оно варится, и сладкий миндаль, готовое тесто нарезают ромбами, поливают сверху растопленным маслом и помещают в печь. Когда „баклава“ испечется, ее поливают крымским медом. Это почти бесподобное пирожное.
Мясо татары подают просто отваренным, или запеченным в печи, или зажаренным на масле. Последнее блюдо называется „кавурма“. В городах и больших деревнях Крыма можно найти „шашлык“, маленькие кусочки баранины, зажаренные на маленьких вертелах. Они едят листья винограда, фаршированные рисом, перемешанным с молодой ягнятиной, которые носят наименование „долма“.
Из всех татарских блюд путешественники предпочитают шашлык, рисовый суп с отварной курицей и плов. Югурт не нравится всем путешественникам, но нет таких, которые после долгого пребывания в стране не приходят, в конце концов, к заключению, что он столь же приятен, сколь и полезен. Нет продуктов, которые татары не сдабривали бы охотно югуртом, но главным образом с ним употребляются блюда из теста и плов. Когда он слегка превышает степень необходимой резкости, ему придают приятности, сильно взбивая его со сливками, сахаром и несколькими каплями апельсинового нектара. Употребляемый в таком виде с хлебом, он может быть рекомендован всем, кто в течение пути страдал от солнечных лучей. Если его пить с водой, то он превращается в прохладительный напиток. Татары не пьют вина. Буза, напиток брожения, приготовленный из проса, не является в столь всеобщем потреблении. Татары пьют его по особым случаям.
Весна, бахаар, начинается в день Святого Георгия 23 апреля и длится 60 дней до 22 июня. Затем наступает длинное сорокадневное лето, тошилла, которое заканчивается 1 августа. Этот месяц не принадлежит никакому сезону, длится до 25 августа. 26 августа начинается осень, гхуз, включающая 60 дней и завершающаяся 26 октября. Следующие 36 дней предшествуют большой зиме, кучилла, которая начинается 1 декабря, длится 66 дней и завершается лишь 4 февраля. Последующие 24 дня этого месяца татары называют гудшукай. Оставшиеся 53 дня, с 1 марта по 23 апреля, называются мар и не входят ни в какой сезон. Есть у татар и тридцатидневный пост, в течение всего лунного месяца рамазана, называемый ураза, во время которого татары не должны от восхода до заката солнца ни есть, ни пить, ни курить, ни нюхать табак. Ночью они едят дважды. Пост заканчивается праздником Рамазан-Байрам, через 70 дней после чего наступает Курбан-Байрам».
Климат Бахчисарая мягкий, но холоднее, чем на морском побережье, из-за прохладного воздуха из ущелий и речных долин. При этом здесь нет морских бризов и летом очень жарко и душно.
К западу от Бахчисарая, в селах Песчаное, Береговое, Угловое, находятся песчаные и мелкогалечные пляжи, с крутыми берегами, закрепленными железобетонными конструкциями и высаженными деревьями, но все равно сохраняющими большую опасность оползней. Здесь организуют охоту и рыбалку. При входе в воду следует быть осторожным из-за возможных остатков в нем различных строительных конструкций.
Бахчисарай часто посещают любители не только живописной горной экзотики, таинственных и малоизученных пещерных городов, но и малоизученной истории Крымского ханства, надежно охраняемой насмерть дерущимися змеями на воротах Бахчисарайского дворца, у которых так любят фотографироваться его многочисленные посетители.
Культурные и архитектурные достопримечательности
Исторический центр Бахчисарая частично сохранил средневековый колорит. По узким извилистым улочкам мимо экзотичных маленьких домиков с балкончиками-мушараби и нависающими над нижними вторыми этажами интересно идти к ханскому дворцу, главной достопримечательности города.
В бывшем ханском дворце расположен Бахчисарайский историко-культурный заповедник, в который кроме дворцового комплекса входят Музей археологии и пещерных городов, Литературно-художественный музей и Музей просветителя крымско-татарского народа И. Гаспринского. В музейных фондах более ста тысяч экспонатов, во дворце работают этнографические выставки Музея истории и культуры крымских татар, выставка холодного и огнестрельного оружия XVII–XIX веков. В музее находятся получившие мировую известность кремневые изделия со стоянок первобытных людей, посуда эпохи бронзы 3-1-го тысячелетия до н. э., древности легендарных тавров, памятники крымского Средневековья, золотошвейные изделия, древние восточные ковры, резные дерево и металл, средневековая стеклянная посуда, арабские книги XVI века, посвященные Бахчисараю картины и гравюры.
Художественно-исторический музей был открыт в Бахчисарайском дворце в 1917 году. Во время фашистской оккупации 1942–1944 годов многие ценные экспонаты и древние предметы пропали, сами здания сильно пострадали.
Хан-Сарай с юга окружали бесконечные сады, с запада были расположены корпуса гарема, с севера – здания для гостей и надвратные башни, с востока стояла большая Ханская мечеть.
После разгрома в 1736 и 1737 годах войсками Миниха и Ласси Хан-Сарай был восстановлен к 1743 году, а при хане Крым-Гирее (1758–1769) были построены Кофейная комната, Золотой кабинет, комната наследника и летняя беседка.
Посетители XIX века осматривали портал, Зал дивана, Бассейный садик, Летнюю беседку, Фонтанный дворик с Золотым фонтаном Магзуб и Фонтаном слез Сельсебилем, гарем, Посольский зал и в нем Золотой кабинет, расположенный над Летней беседкой, анфиладу второго этажа с комнатой, в которой ночевала Екатерина II.
Дворцовые здания Хан-Сарая различны по стилям и времени постройки. Самые старые – двери 1503 года, Зал дивана, Малая мечеть и бани, дошедшие до нас с XVI века. Остальные здания – главный корпус с Посольским залом, Кофейной, Золотым кабинетом, жилой, свитский, гаремный, конюшенный корпуса, надвратная башня, Большая Дворцовая мечеть, Летняя беседка, Соколиная башня – строились и перестраивались в XVII–XVIII веках.
Свое имя Бахчисарай, «Дворец в саду», получил от ханского дворца Хан-Сарая, возведенного посреди обширного сада, значительно увеличенного при строительстве и позже. Сегодня его площадь составляет более четырех гектаров. Перестраивавшийся много раз Хан-Сарай соединяет в себе несколько разных архитектурных стилей, использовавшихся зодчими из Турции, Персии, Италии, России и Украины.
Основное строительство дворца было закончено в 1520 году. От города его отделила река, через которую был построен каменный мост, упиравшийся в широкие башенные ворота.
За воротами находился большой дворцовый двор, вокруг которого располагались дворец, мечеть, гарем, хозяйственные постройки, аркадные галереи, роскошный южный сад с великолепными цветниками, фонтанами и бассейнами, называвшийся «райским».
Здания дворца строились так, чтобы у их царственных жителей создавалась иллюзия постоянного пребывания в прекрасном Эдеме, чему должны были способствовать красивые деревянные галереи, нависавшие над ними вторые и третьи ярусы с маленькими ажурными балкончиками. Ханская резиденция XVI и XVII веков полностью соответствовала своему роскошному названию «Дворец в саду».
Ханский дворец постоянно перестраивался в XVI и XVII веках, а в 1736 году был сожжен войсками российского фельдмаршала Миниха. Его отреставрировали в 1787 году к приезду в Крым Екатерины Великой и еще несколько раз перестраивали в течение XIX века.
В 1961–1964 годах была сделана попытка научной реставрации Хан-Сарая, при которой стремились восстановить его древний архитектурный и интерьерный облик.
Сопровождавший в 1787 году Екатерину II в ее путешествии в Крым французский посол Сегюр писал: «Слабый свет освещал покои, так как оконные стекла были разрисованы. Когда их открывали, жаркое солнце все равно едва пробивалось сквозь ветви бесчисленных лавровых, жасминовых, гранатовых и апельсиновых деревьев. Деревья заменяли жалюзи, обволакивая окна своей листвой».
Гиреи, подчеркивавшие свое происхождение от «потрясателя Вселенной» Чингисхана, стремились показывать свое богатство и величие. Путешествовавшие с российской императрицей архитекторы рассказывали ей, что «ханский дворец построен по образцу Константинопольского султанского, хотя и в меньших масштабах». Ощущения «кейфа в райском саду» поддерживали легкие, не давящие на человека здания, роскошные диваны и подушки внутри помещений, изукрашенные витражные стекла, шелестящие фонтаны, цветы и фруктовые деревья.
В большом ханском саду ажурные беседки и павильоны располагались в окружении прекрасных цветников, маленьких садиков и двориков с фонтанами и бассейнами.
До нашего времени дошли дворцовые железные двери Демир-Капу, изготовленные в 1504 году итальянским зодчим Алевизом Нови, приглашенным великим московским князем Иваном III для строительства Кремля. Менгли-Гирей задержал выдающегося архитектора и его помощников на целый год, в течение которого они создали подлинный шедевр. Через портал Демир-Капу между Посольским садиком и Фонтанным двориком, украшенный итальянским орнаментом из дубовых листьев и цветов, проходили все гости, приглашенные на прием к хану.
Недалеко от парадных дверей находился ранее открытый в сад зал, названный Фонтанным двориком в честь Золотого фонтана Магзуб постройки 1744 года и знаменитого Фонтана слез персидского архитектора Омера постройки 1756 года.
В память любимой жены Крым-Гирея Диляры-Бикеч у ее мавзолея зодчий Омер сделал плачущий фонтан, питавшийся водой горных родников. Позднее, к приезду Екатерины II, его перенесли от мавзолея в ханский дворец, возможно, для того, чтобы его через несколько лет воспел Александр Пушкин.
Не имея возможности изображать одушевленные предметы, Омер часто и успешно в своей работе использовал язык символов. Верх мраморной ниши Бахчисарайского фонтана украшен изображением цветка лотоса с пятью лепестками, обозначавшего в арабском искусстве человека.
Из цветка медленно, по капле, стекает вода, по очереди попадая в три ряда чаш, все большего книзу размера. Капли трижды раздваиваются и соединяются у подножия мраморной плиты на спиральном рисунке, символизирующем продолжение жизни и вечную любовь.
Легенда о бахчисарайском Фонтане слез
Страшен был хан Крым-Гирей, грозен и свиреп, и боялись люди даже смотреть на него. Он гордился тем, что рожден для войны, и оставлял после своих набегов только пепел.
Никакие слезы и мольбы не трогали его, и стали говорить люди, что у него нет сердца. Не нравились эти разговоры хану. Но говорил он, что это хорошо, когда подданные боятся правителей.
Влюбился на закате жизни старый хан в юную невольницу Диляре. Радовался своему чувству хан, говорил, что вот и у него забилось сердце в груди.
Быстро зачахла Диляре в неволе, как цветок без солнца. Вызвал расстроенный хан великого персидского зодчего Омера и приказал ему сделать такой памятник, чтобы камни его плакали целые века.
Долго думал Омер о том, как выдавить из угрюмого камня человеческую слезу, и решил наконец, как сделать, чтобы камень заплакал. Вырезал Омер на мраморной плите пять лепестков лотоса, похожих на человеческий глаз, и стали из него медленно падать из чаши в чашу набегавшие капли.
Так стоит уже много веков фонтан Бахчисарайского дворца и все плачет и плачет день и ночь, день и ночь, рассказывая через века людям о страданиях и любви.
Фонтанный дворик соединен с главным залом ханского дворца, Залом дивана, высшего органа Крымского ханства.
Здесь правители Крымского ханства решали важнейшие проблемы внутренней и внешней политики государства. Зал имел мраморный пол, резной деревянный потолок и два уровня окон, включая верхние витражные. В центре южной стены стоял ханский трон, покрытый дорогим сукном, с вышитым на спинке золотым полумесяцем. Рядом стояли два покрытых сукном табурета, по бокам зала размещались диваны. Хан мог присутствовать на совете, сидя на возвышении, или наблюдать за ним из тайной верхней комнаты.
Зодчий Омер вставил в стены зала приемов двадцать четыре окна, а камин украсил резными грушами, гранатами, персиками и надрезанными дыней и арбузом. На потолке черного цвета сохранилась старинная люстра.
В ханском гареме с двухъярусными витражными окнами на террасе, в комнатах и беседке для отдыха восстановлен предположительный интерьер XVII–XVIII веков. Гарем располагался в великолепном розариуме, в центре которого были построены увитый вьющимися розами и виноградом каскадный фонтан и бассейн. Гаремный Бассейный садик ограждался высокими стенами с крошечными окнами вверху, закрытыми частыми ажурными решетками.
Единственная комната без решеток принадлежала евнуху, «блюстителю ложа», и не зря гарем называли золотой клеткой.
У южной стены гарема в 1760-х годах была выстроена Соколиная башня, Тоган-Кулеси, в которой содержались птицы для ханской охоты и откуда открывался великолепный вид на окрестности. С башни евнухи следили за гаремом, а ханские жены наблюдали за смотрами войск и въездом послов.
Большая Ханская мечеть, Хан-Джами, восстановленная после страшного пожара в 1740 году, считается одной из самых больших в Крыму.
В южной стене Хан-Джами расположена ниша, михраб, показывающая направление в сторону Мекки, рядом находится кафедра, мимбер, с которой по пятницам произносились проповеди. На втором этаже мечети расположены хоры для молящихся и небольшая ханская молельня. Над двумя ярусами мечети с красивыми разноцветными окнами возвышаются стройные минареты с винтовыми каменными лестницами, ведущими на высокие круговые балкончики, с которых муэдзины призывали верующих к молитве, намазу.
Сохранилась и восстановленная в 1741 году домовая мечеть крымских ханов, купол которой был расписан знаменитым Омером растительными орнаментами, – ислам запрещает изображать людей и животных.
В созданной Омером Летней беседке, по краям которой был устроен широкий и удобный диван, находится мраморный бассейн, расписанный изображениями кипарисов.
В 1532 году во дворе дворца были построены ханские бани Сары-Гюзель с мощными, толстыми стенами и отверстиями в двух куполах в виде звезд и полумесяцев. К мужскому и женскому отделениям были пристроены крытые дворики с фонтанами, которые стали своеобразными общественными клубами, что вообще характерно для восточных бань, где соединялись омовение и общение. Над входом в мужское отделение бани сохранилась надпись: «Эта баня построена по велению хана Адиб-Сагиб-Гирея в 939 году Хиджры». Бани работали по своему прямому назначению до 1934 года.
Сохранилось кладбище Хан-Сарая, мезарлык, с двумя мавзолеями, дюрбе. Первое захоронение здесь было произведено в 1532 году. В Старом городе, в Салачике, также дошли до нашего времени несколько восьмигранных и кубовидных мавзолеев XIV–XVI веков, с толщиной стен до двух и высотой до пятнадцати метров. Среди дюрбе – мавзолей Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея, 1501 года, на них древняя надпись: «Помощь от Аллаха и скорая победа». Рядом с мавзолеями находится Зинджирли-медресе, духовная школа постройки 1500 года.
На выезде из Бахчисарая в Салачик находится мечеть Тохталы-Джами («Сделанная из досок») постройки 1707 года.
От путешествия в Крым Екатерины II сохранились екатерининские мили, каменные колонны, установленные по пути ее следования через каждые десять километров. Одна из колонн стоит у входа в ханский дворец, который императрица осмотрела 14 июля 1787 года и где ночевала в ханской спальне.
Впервые Бахчисарай в 1793 году подробно и красочно описал известный историк и путешественник академик П. С. Паллас. В 1819 году в Хан-Сарае побывал известный исследователь древностей и пещерных городов В. В. Капнист, также описавший увиденное.
7 сентября 1820 года в Бахчисарай приехал Александр Пушкин, который обратил внимание на дворцовый «le fontaine des larmes, фонтан слез». Позже он написал посвященное ему стихотворение: «Фонтан любви, фонтан живой, принес я в дар тебе две розы», которое быстро стало романсом. В память великого поэта уже много лет в верхней чаше фонтана лежат две свежие розы, напоминая о написанной Пушкиным в 1824 году поэме «Бахчисарайский фонтан». Поэма стала очень популярной еще при жизни поэта, который никогда не забывал, что «полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую».
В 1821 году П. Вяземский описал ханский дворец в стихотворении «Бахчисарай».
«Генуэзские укрепления Чуфут-Кале»
Летом 1825 года Бахчисарай и пещерные города осмотрел Александр Грибоедов, записавший в дневнике: «Ночной Бахчисарай, музыка, кофейня, журчание фонтанов, мечети, тополя. Мимо нас из города скачет татарин, и искры сыплются из его трубки».
Побывавший в столице Крымского ханства сразу же за Грибоедовым Адам Мицкевич посвятил Бахчисараю несколько красивых сонетов.
В сентябре 1837 года сопровождавший царя Николая I Василий Жуковский несколько дней рисовал дневной и ночной Бахчисарай и составил его план.
Во время Крымской войны в Бахчисарае несколько раз бывали Николай Пирогов и Лев Толстой.
В конце XIX – начале XX века в Бахчисарае останавливались Леся Украинка и Иван Бунин, посвятившие городу несколько сонетов и стихотворений. В 1920-1950-х годах Бахчисарай и его окрестности часто рисовали многие известные художники.
Вокруг Бахчисарая вдоль многочисленных пешеходных троп много небольших живописных озер, прозрачных родников, средневековых пещер, садов и виноградников. Морские берега к западу от Бахчисарая во многих местах обрывисты и подвержены оползням, вход в море может быть опасен из-за находящихся в море обломков железобетона и арматуры.
В 1910 году в имении знаменитых князей Юсуповых Коккоз («Голубой глаз»), ныне село Соколиное к югу от Бахчисарая, известнейший ялтинский зодчий, автор Ливадийского и еще шестидесяти крымских дворцов, Николай Краснов создал настоящий шедевр в виде небольшого дворца, скромно названного Охотничьим домиком. Н. Краснов писал, что «дом в Коккозе выполнен в характере Бахчисарайского дворца, как первый опыт татарского стиля. Материалом для композиции служили остатки Бахчисарайского дворца и некоторые частные дома в Бахчисарае».
Маленький дворец-шедевр был выстроен в модном в России начала XX века стиле «национально-романтический модерн». В гостях у Юсуповых в коккозском дворце побывали многие коронованные особы, включая царя Николая II. Феликс Юсупов писал о своем Охотничьем домике: «Белый дворец в феерическом месте, с крышей из глазурной черепицы разных оттенков зеленого цвета, окружал виноградник. У стен бежал ручей, с балкона было можно ловить форель. Внутри стояла мебель яркого красного, синего и зеленого цветов, которая была скопирована с татарской. Диваны и стены покрывали восточные ткани. Парадный зал освещался через персидские витражи на потолке, одна из стен была украшена фонтаном, точной копией бахчисарайского».
В Соколином, которое называют столицей горного Крыма, сходится несколько экскурсионных троп и маршрутов: пешеходных, конных, велосипедных и автомобильных. В селе расположен этнографический крымско-татарский центр.
В начале XIX века в нескольких километрах к востоку от Бахчисарая, в селении Саблы, ныне Прохладном, был построен великолепный дворцово-парковый ансамбль таврического губернатора А. М. Бороздина. В этом классическом «дворянском гнезде» бывали многие российские знаменитости, включая Пушкина, Жуковского и Грибоедова, мечтавшего поселиться в Саблах навсегда после службы в Персии.
В имении были созданы великолепный барский дом, парк из многих тысяч деревьев и кустов, с фонтанами и беседками, сад и виноградники, питомник, более ста лет снабжавший отличной лозой и саженцами многие крымские усадьбы.
Саблы – типичнейшая богатая помещичья усадьба юга России. Прямоугольный замкнутый двор окружали выстроенные в одном стиле двухэтажный господский дом с тройными окнами и одноэтажными крыльями, людская, кухонный корпус с подвалом, конюшня, хозяйственные постройки, устроенные очень рационально.
Вокруг двора был разбит сад, огражденный решетчатым забором с одними въездными воротами, от которых к господскому дому вела красивая каштановая аллея. Усадьба находилась в очень живописном месте. Вдоль второго этажа дома в сторону парка была сделана покрытая кровлей терраса на тонких колоннах, с которой открывался чудесный вид на цветники, аллеи и фонтан парка, сделанный в виде греческой амфоры. Летом галерея задерживала знойный, а зимой теплый воздух.
Дворец длиной 45, шириной 15 и высотой 7 метров имел семнадцать больших комнат на первом этаже, двенадцать печей и камин. На втором этаже было пять комнат, пять печей и камин. В доме с великолепной мебелью и интерьерами находились также картинная галерея, отличная библиотека, скульптуры и прелестные декоративные вазы. Дворец и парк, создававшие чарующее впечатление, выглядели прекрасным гармоническим и эстетическим целым, к которому нечего было добавить и убавить.
К востоку от Бахчисарая в поселке Научный с середины XX века работает Крымская астрофизическая обсерватория, занимающаяся изучением Солнца, туманностей и звездных систем.
Ученые Пулковской обсерватории определили место на высоте 600 метров над уровнем моря, обладающее самым прозрачным в Крыму воздухом, и в 1960 году здесь был установлен самый мощный тогда в Европе телескоп с двухсоткратным увеличением.
В обсерватории работает музей, экспозиция которого рассказывает об астрономических исследованиях, посетителям показывают башни телескопа, из которого можно ночью посмотреть на Луну и звездное небо над головой.
Крымская обсерватория имеет отделения в Симеизе и Кацивели.
Пещерные города под Бахчисараем
Начиная с V века, со времени нападений готов, гуннов и позднее хазар, печенегов и половцев, в Центральном Крыму на плоских скальных плато начали строиться замки, крепости и монастыри, быстро ставшие центрами ремесел и торговли. Все они были надежно укреплены и выдерживали нападения степных племен. Вместе с наземными постройками в скалах вырубались оборонительные, храмовые и хозяйственные помещения, камень из которых шел на строительство укреплений. Века и войны стерли с лица земли многие наземные укрепления, но тысяча скальных пещер выдержала испытания временем. Первые исследователи древностей и путешественники, увидевшие средневековые развалины на земле и хорошо сохранившиеся сооружения в скалах, назвали их «пещерными городами», которые были хорошо изучены во время археологических раскопок XIX и XX веков.
Вокруг Бахчисарая расположены пещерные города Бакла, Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, пещерные замки Тепе-Кермен, Сюйрень, пещерные монастыри Успенский, Качи-Кальон, Челтер и Шулдан. Они получили названия в позднее Средневековье, их настоящие имена не дошли до нашего времени.
В пещерных городах очень много опасных мест, обрывов, провалов, двигаться по ним нужно с особой осторожностью, желательно организованной группой с профессиональным экскурсоводом, хорошо знающим местность.
К северо-востоку от Бахчисарая, в долине реки Бодрак у села Скалистое, находится город-крепость Бакла, построенный в III веке. Археологи обнаружили здесь руины города, пещерный храм с греческой надписью, древний некрополь, остатки жилых домов и хозяйственных построек, каменные пифосы, тарапаны-винодавильни, зерновые ямы с остатками пшеницы, выровненные пещеры-крипты.
Просуществовавшая тысячелетие, крепость погибла в 1299 году во время страшного татарского погрома Крыма ордами эмира Ногая, мстившего виновным и невиновным за то, что на Южном берегу убили его внука, грабившего население.
Гору Бакла несколько десятков лет изучают геологи разных стран мира, считающие, что здешние интересные фигуры выветривания появились не в течение многих тысячелетий, а в результате мгновенного катаклизма, возможно извержения вулкана. Геологи говорят, что странный цвет обрывистым скалам Баклы дают остатки многочисленных морских организмов, сварившихся в кипящей воде.
Рядом с Баклой расположены несколько пещерных гротов, называемых Шайтан-Коба.
В двух километрах восточнее Бахчисарая, в ущелье Марии, Марьям-Дере, где в мягком крымском известняке в несколько ярусов были высечены пещерные храмы и кельи, расположен Успенский монастырь, основанный в VIII веке византийскими монахами-иконопочитателями. По преданию, здесь в день Успения Пресвятой Богородицы была явлена ее икона, написанная евангелистом Лукой. С XV века здесь была резиденция крымского митрополита, до конца XVIII столетия монастырь был крымским православным центром.
В середине XIX века в монастыре у святого источника были построены фонтан, дом настоятеля, трапезная, гостиница для паломников, дошедшие до нашего времени.
В 1921 году часть монастырских построек была взорвана красноармейцами за укрывательство монахами белых офицеров.
Восемьдесят четыре ступеньки опасной потайной лестницы ведут от монастыря на плато, с которого открывается интересный вид на Бахчисарай.
За Успенским монастырем расположен самый сохранившийся пещерный город Чуфут-Кале.
В V веке на вершине неприступной скалы сармато-аланы, уже исповедовавшие христианство, с помощью византийцев построили укрепленное поселение.
Город быстро рос, его жители разводили сады, виноградники, скот, занимались ремеслами, и продолжалось это тысячу лет. В 1299 году татары безуспешно осаждали Чуфут-Кале и захватили эту мощную крепость только с помощью обмана и стенобитных машин.
Город был переименован в Кырк-Ор, здесь долгое время жил наместник хана Золотой Орды. В середине XV века Хаджи-Гирей-хан перенес свою резиденцию в ближнюю Ашлама-Дере, а его сын Менгли-Гирей на берегах Чурук-Су основал Бахчисарай.
В Чуфут-Кале («Иудейской крепости») стали жить сильно укрепившие город караимы – иудеи, признававшие не Талмуд, а Ветхий Завет Моисея. Караимы, имевшие свой язык, пользовались уважением в Крымском ханстве.
В тюрьме Чуфут-Кале ханы держали самых знатных пленников, в том числе боярина Шереметева, князя Ромодановского, гетмана Потоцкого.
Город на вершине скалы, с которой открывается живописный вид на окрестности, просуществовал до конца XIII века. До нашего времени дошли мощные стены, Малые ворота, обитые железом Большие дубовые ворота, еще в XVII веке украшенные драгоценными камнями, древний некрополь и осадный колодец с опаснейшими подземными лабиринтами.
Среди немногочисленных сохранившихся построек выделялись праздничная Большая и повседневная Малая кенассы, в которых проходили не только службы, но и собрания караимского народа. Рядом, в Иосафатовой долине, находится священная роща караимов Балта-Кермез («Топор не коснулся»).
В Чуфут-Кале расположен также изукрашенный мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша и жены татарского эмира Эдигея Джанике-Ханым, постройки середины XV века. Здесь, в Кырк-Оре, умная и образованная ханша спасла будущего первого хана Хаджи-Гирея, создававшего свое ханство.
При археологических раскопках в начале XXI века в Чуфут-Кале нашли большой клад золотых и серебряных монет средневековой чеканки.
В семи километрах к востоку от Бахчисарая, в долине Качи у села Кудрино, чуть южнее Чуфут-Кале, на напоминающей остров скале Тепе-Кермен («Холме-крепости»), в V веке был построен замок, через несколько столетий разросшийся в город.
До нашего времени дошли руины наземных построек и около 250 пещер, расположенных несколькими двух– и трехэтажными ярусами. Вверху располагались храмы с изображениями раннехристианских символов, боевые казематы, жилые помещения. Нижние пещеры использовались как хозяйственные, в том числе и винодельческие.
Особые кресты, которые носили на своих боевых плащах рыцари Тевтонского ордена, являются точной копией двух крестов, высеченных у пещерного алтаря средневековой церкви Тепе-Кермен.
У подножия Тепе-Кермен бьет родник. Рядом, через ущелье, находится небольшое укрепление Кыз-Кермен («Девичья крепость») с несколькими искусственными пещерами.
С вершины горы Тепе-Кермен, расположенной на высоте 540 метров над уровнем моря, открывается интересный вид на долину реки Качи. Чуть восточнее расположена Крымская астрофизическая обсерватория.
В восьми километрах к югу от Бахчисарая, рядом с Тепе-Кермен, у села Баштановка, в VIII веке в огромном куполообразном гроте отвесной скалы был основан монастырь Качи-Кальон, своей формой напоминающий корабль. Находящийся в гроте источник Святой Анастасии считается целебным, но пить из него воду нельзя.
Более ста пятидесяти пещер, в которых находились храмы, кельи и хозяйственные помещения, были соединены навесными лестницами, террасами и переходами. Монахи Качи-Кальона активно занимались разведением виноградников и виноделием, в скальных пещерах сохранилось множество тарапанов – давилен.
Пещерный монастырь с перерывами просуществовал до 1920-х годов.
Внизу у монастыря находится старинный источник Таш-Аир («Каменное ущелье»), связанный, по легенде, с древними культурами друидов и шаманов, неизвестно откуда появившихся в средневековом Крыму.
У источника обнаружена стоянка первобытных людей Качинский Навес. Много тысяч лет назад с Качинского Навеса древние охотники забивали глыбами проходивших мимо на водопой мамонтов, не подозревавших о смертельной угрозе.
На скалах у источника и навеса находятся сделанные 6 тысяч лет назад рисунки силуэтов людей, лошадей, деревьев и магические символы.
В 20 километрах к югу от Бахчисарая, в Каралезской долине, у села Красный Мак, находится пещерный город Эски-Кермен («Старая крепость»), созданный византийцами в VI веке на отвесных тридцатиметровых склонах, в который можно подняться только в трех местах, да и то с немалым трудом.
В VIII веке крепость сожгли хазары, но Эски-Кермен быстро возродился и в начале 2-го тысячелетия стал крупным торговым и ремесленным центром.
В 1299 году Эски-Кермен был сожжен ордами эмира Ногая. До нашего времени дошли пещерные храмы: церковь Успения Богородицы, «Зал суда», храм Трех Всадников, храм Донаторов-дарителей, в которых когда-то были чудесные фрески, украшавшие стены и потолки. Сохранились также боевые пещеры-казематы и очень опасная крутая лестница из 77 разрушенных ступеней, ведущая к глубокому осадному колодцу-источнику.
Склоны Каралезской долины похожи на египетских сфинксов и являются памятником природы.
Южнее Бахчисарая, у Эски-Кермен и села Залесного, на вершине горы Мангуп, расположен самый большой пещерный город Крыма, площадь которого составляет десятки гектаров. Мангуп-Кале был основан готами и византийцами в IV веке как мощнейшая крепость.
В начале XI столетия город стал столицей средневекового княжества Феодоро, князья которого, родственники византийских императоров Палеологов, происходили из знатного армянского трапезундского рода Гаврасов. В состав княжества входила значительная часть Крыма, в том числе Южный берег от Балаклавы до Алушты.
Христианское княжество Феодоро весь XIII век спорило за торговые пути с генуэзцами, возвращая и вновь теряя свои морские крепости-порты у Балаклавы и Инкермана. Расположенный на неприступных скалах с несколькими линиями обороны, Мангуп-Кале дважды отбился от страшных нашествий Ногая и Эдигея в конце XIII и XIV веков. К середине XV века столичный город достиг своего расцвета, но в 1475 году был атакован турецким войском, захватившим весь Крым. Мангуп-Кале держался полгода, выдержал пять мощнейших штурмов, уничтожил 7 тысяч янычар и погиб в огне. Турки на его развалинах построили небольшое укрепление, просуществовавшее до конца XVIII века.
«Грот в Гурзуфе»
До нашего времени дошли остатки цитадели, башен, оборонительных стен, пещерные церкви и казематы, в том числе и подземная тюрьма с камерой пыток.
В мангупской тюрьме в 1569–1577 годах в вырубленных в скалах одиночных камерах держали русского посла Афанасия Нагого и воеводу Василия Грязного. Над тюрьмой возвышалась смотровая площадка с обзором «на три долины». В пещере, называемой Барабан-Коба, находится звучащая колонна.
У подножия Мангупа, подъем на который очень тяжел, находится источник, искусственное озеро и большая поляна с гостиницей и кафе.
С Мангупа, также называемого Баба-Даг («Родитель гор»), открывается панорамный вид на десятки километров. Знаменитый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби писал о мангупской горе: «Если у подножия крикнуть, горы будут непрерывно гудеть, как гром, в течение получаса, вызывая у человека удивление и неимоверный испуг». Одна из мангупских пещер, делающая любой звук мощным и объемным, так и называется – Акустическая.
Говорят, что в мангупских пещерах, обрывающихся в никуда, существуют подземные ходы, в которых можно встретить привидение – «мангупского мальчика-князя», заманивающего в пропасти всех виновных и невинных в ответ за уничтожение города турками в 1475 году.
Недалеко от Мангупа, у села Танковое, находятся средневековое Сюйреньское укрепление с дозорной башней и гроты, где располагались стоянки первобытного человека.
В мангупских пещерах и гротах можно встретить самовольно живущих в них представителей различных неформальных движений.
В 1996 году Мангуп-Кале как историко-археологический памятник был занесен в списки уникальных древностей ЮНЕСКО.
Чуть к югу от Эски-Кермена и Мангуп-Кале расположены монастыри Челтер и Шулдан.
Увидевший в XIX веке пещерные города Крыма автор знаменитого романа «Князь Серебряный» А. К. Толстой писал:
Во всех пещерных городах, городищах и монастырях были найдены или раскопаны древние тарапаны – давильни. Вино в Бахчисарайском районе делали с раннего Средневековья, еще до изобретения давильного пресса. В скалах сохранились вырубленные винные погреба с каменными крышками и защитой от дождевой воды. Вино хранили и в огромных глиняных греческих кувшинах, пифосах, в которые мог влезть человек. Уже в Средние века бахчисарайские вина через генуэзских купцов поставлялись в Европу.
Сегодня бахчисарайский завод «Фонтан» производит ординарные сухие, крепленые и сладкие вина, в том числе «Солнце в бокале» и «Старый нектар». В городе работают два дегустационных зала с очень хорошими винами. Ценят бахчисарайские вина из-за высочайшего качества местного винограда. Одна из самых известных марок – игристое вино «Бахчисарайский фонтан», утоляющее жажду в сильную жару.
В Бахчисарае также работает туристический центр с кинотеатром, дискотекой, ресторанами и кафе.
- Щит с гербом города
- КРЕПОСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА © C.В. Трояновский — текст, © А.А. Кочевник, А.И.Орлов, С.В. Трояновский — фото...
- Из истории города
- Четыре времени города
- Улицы города
- Центр города
- Градообразующее влияние высотных зданий в Москве. Невоплощенные проекты. Опыт проектирования высотных зданий в городах С...
- Транспорт по городам
- *Центр города и квартал Анфуши
- ЦЕНТР ГОРОДА – СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ
- Вид Китай-города. Богоявленский и Греческий монастыри.
- Между городами