Книга: Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий

Веротерпимый Петербург

Веротерпимый Петербург

Наименование объекта. Лютеранская церковь святых Петра и Павла.

Маршрут следования. Перейти через Невский проспект у Дома книги и подойти к церкви святых Петра и Павла.

Остановка на маршруте. За оградой перед лютеранской церковью у дома № 22/24.

Элементы показа. Обратить внимание на современный вид ограды, отделяющей Невский проспект и церковь, на архитектуру церкви, рядом возвышающиеся дома и здание школы «Петершуле».

Из «Портфеля экскурсовода» показать вид первой церкви, построенной на этом месте.

Структура столичного центра в Петербурге до XIX века складывалась с нарушением канонов, существовавших до царя Петра в России.

Ранее русские города формировались вокруг единого центра, как правило, кремля.

Северная столица развивалась по-другому, здесь отсутствовал единый центр, откуда исходила сила власти.

Пётр Первый задумал некую иную систему, где каждый уголок старого Петербурга напоминал петербуржцам о присутствии царя и императора.

Он как бы двигал свои реформы, будучи монархом и генералом, адмиралом и христианином.

Во благо развития города весь Санкт-Петербург вбирал в себя силу царского двора, корабельной боевой славы, красоты города, а также силу единения различных по вероисповеданию церквей.

И всё это было под неотвратимым оком самого царя Петра.

Одна из идей Петра о веротерпимости Петербурга, способствовавшей становлению города, особенно ярко проявилась на Невском проспекте.

Важной основой в рождении и развитии Санкт-Петербурга явилось участие иностранных специалистов, приглашаемых Петром в Россию.

Стремление русских властей к сближению России с Западом, желание ввести страну в европейское сообщество неизбежно вело к установлению новых взаимоотношений и в религии.

Новое петровское время обостряло и сближало позиции христианской православной, утвердившейся в России, и христианских католической и лютеранской, утвердившихся на Западе, церквей.

Пётр, бывая в странах Европы, с интересом знакомился с религией западных церквей.

Русский человек начала XVIII века придерживался традиционно православных традиций.

Европейцы в начале XVIII века обычаи и обряды православного культа не понимали и воспринимали их как проявление «невежества» и «варварства».

Поэтому сближение двух церквей происходило на основе тех задач, которые Пётр I ставил перед новой, просвещённой, менявшейся на европейский лад Россией. Для этой цели царь избрал стартовой площадкой не всю Россию сразу, а новый, строящийся Петербург.

При строительстве новой столицы и одновременно центра международной морской торговли России он решил создать в городе благоприятную среду для отправления всех иноверческих культов иностранными моряками, купцами, военными и специалистами других профессий.

Царь Пётр, объезжая европейские города, видел для себя в качестве образца такой политики столицу Голландии Амстердам, где все религии были свободны и играли объединяющую роль в самосознания нации. Ему понравилось миролюбие города, в котором жили люди разных вероисповеданий.

Этот вопрос русский царь обсуждал с одним из голландских правителей, который разъяснил Петру, что его государство «не интересует, чему верят иностранные жители, главное, чтобы они не переступали законов земли, в которой они живут».

Миролюбие различных церквей Пётр утверждал и в Петербурге.

В 1702 году был издан Манифест о вызове иностранцев в Россию. В нём гарантировалась веротерпимость для приглашённых на русскую службу иностранных мастеровых людей и вводились правила общения с иностранцами.

Это была возможность православным в России беспрепятственно познакомиться с религиозным культом западных христиан и наоборот.

Надо учесть, что в допетровской России иноверцы не допускались в православные храмы.

Поэтому Пётр хотел разрешить эту проблему своеобразно: разместил храмы рядом друг с другом.

Сначала в центре Петропавловской крепости, наряду с православным храмом, действовала кирха святой Анны. Затем в Немецкой слободе на Адмиралтейском острове появились «несколько протестантских и один католический дом».

И вот уже в петербургском свете возник круг «западников», среди которых наметилась переоценка многих черт православной набожности, постепенно менялось отношение к почитанию икон, святых мощей, соблюдению постов, идеалу монашеской жизни.

Дело дошло до того, что с согласия Петра I в Петербурге по протестантскому образцу прошли реформы церковного управления, была создана Духовная коллегия и высшее духовное учреждение, называемое Синодом. Это нужно было Петру I для усиления новых политических взаимоотношений государства и церкви, царя и церковной иерархии.

Новая «политическая» столица без признаков «невежеств» традиционной религиозности теперь представляла Россию страной, входящей в систему общения европейских государств.

Такая идеология повлекла за собой и строительство новых больших иноверческих храмов.

Первым монументальным сооружением вблизи Казанской площади стала немецкая лютеранская церковь святого Петра, возведённая почти напротив стоявшей здесь деревянной православной церкви.

Ранее, начиная с 1708 года, немцы вместе с другими иноверцами молились в маленькой церкви, стоявшей во дворе дома адмирала К. Крюйса в Греческой слободе. Но в 1724 году они решили возвести свою собственную кирху, так как после заключения Ништадтского мира со шведами число прихожан в связи с переездом купцов и ремесленников из Москвы и Архангельска сильно увеличилось.

Тогда для новой лютеранской церкви отвели необжитый участок земли на «першпективе», напротив Рождественской церкви.

Кирха была заложена в Петров день 29 июня 1728 года губернатором Петербурга фельдмаршалом Х. Минихом, который был и автором проекта.

Увенчанная башней она была оформлена внутри пилястрами с золочёными капителями и украшена в алтаре картиной «Явление Христа ученикам» кисти Г. Гольбейна, подаренной придворным живописцем Г. Х. Гротом.

До Петра русские православные в России хотя и почитали святого Петра как одного из двенадцати апостолов Христа, но его именем соборы и церкви не назывались. А в Петербурге название и города, и собора в Петропавловской крепости были освящены его именем.

Надо сказать, что святой Пётр на Западе традиционно воспринимался как основатель римской католической церкви, ведь и мощи его находятся в Риме.

Для русского православного восприятия он был скорее символом чуждой католической веры, поэтому было органичнее, когда этот образ в Петербурге освящал лютеранский храм.

При участии первого архитектора Петербурга тоже лютеранина Доменико Трезини кирха была построена в 1730 году. Она стала доминировать над другими зданиями на Невском проспекте и казалась очень большой по сравнению с Рождественской православной церковью. Над фасадом, обращенным к «першпективе», возвысилась трёхъярусная башня и колокольня с куполом, фонариком и позднее пристроенным шпилем. Некоторое время шпиль лютеранской церкви торжественно перекликался со шпилем Адмиралтейства, тем самым подчёркивая роль иностранцев и лютеранской веры в Петербурге.


Старая (несохранившаяся) и новая лютеранские церкви на Невском проспекте

Кирха была освящена 14 апреля 1730 года в день Аугсбургского исповедания, то есть в день изложения основ лютеранства, составленного в 1530 году Ф. Меланхтоном, и признание в 1555 году лютеранства официальным вероисповеданием.

Более 100 лет кирха служила лютеранам, однако в 30-х годах XIX века кирха сильно обветшала, и лютеранская община Петербурга поручила нескольким архитекторам проектирование нового здания.

Лучшим оказался проект архитектора А. П. Брюллова, который сохранил пространственную планировку всех зданий, расположив кирху в глубине Невского проспекта. Архитектура кирхи была решена в условном романском стиле с двумя прямоугольными башнями и с лоджией-аркадой.

Новое здание было заложено 31 августа 1833 года и через пять лет освящено в тот же день. Через три года в нём был установлен орган известной фирмы «Валкер» из немецкого города Людвигсбурга.

Две мраморные статуи на портале по модели скульптора Торвольдсена изваял П. Трискорни, четыре горельефа с изображениями евангелистов выполнил художник П. Жако, а «Большое Распятие» над алтарём написал брат архитектора художник Карл Брюллов.

Позже в 1866 году были созданы художником С. Кальнеролли и витражи.

Трёхнефный храм был очень просторным, вмещал в себя до 3000 человек и отличался хорошей акустикой.

Эту постройку на Невском проспекте мы видим и сейчас.

Позади лютеранской кирхи была построена и школа, где учились дети лютеран.

История этой школы уходит к 1710 году, когда она впервые была основана адмиралом К. Крюйсом и располагалась в доме при лютеранской церкви на Греческой улице.

В 1760-е годы возвели новое каменное школьное здание в два этажа по проекту архитектора М. Л. Гофмана, часть которого дошла до настоящего времени.

Это нынешняя школа № 222, которую ещё называют «Петершуле» или «Школа Петра».

Старейшая школа Петербурга за свою историю воспитала много выдающихся людей своего времени.

В ней учились великий зодчий Карл Росси, великий композитор Модест Мусоргский, а также многие архитекторы, писатели, общественные деятели.

На северной стороне от Невской першпективы между реками Кривуша и Мойка позже были выделены земли для строительства многих других иноверческих протестантских церквей.

Так, на Малой Конюшенной улице возникла шведская церковь святой Екатерины, на Большой Конюшенной появилась французская реформаторская святого Павла и финская лютеранская святой Марии церкви.

Возле церквей образовывались общины иностранцев, которые поддерживали их многовековые традиции в Санкт-Петербурге.

Оглавление книги


Генерация: 0.551. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз