Книга: Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий

Новая Голландия. Канатный и Галерный адмиралтейские дворы

Новая Голландия. Канатный и Галерный адмиралтейские дворы

Наименование объекта. Линии зданий, расположенных по бульвару Профсоюзов.

Маршрут следования к объекту. По аллее Адмиралтейского сада пройти к западной окраине сада.

Остановка на маршруте. Площадка сада напротив современного бульвара Профсоюзов.

Элементы показа. Обратить внимание на линию аллеи сада, продолжающуюся бульваром Профсоюзов.

А теперь обратим наше внимание на линии зданий, лежащие по обе стороны нынешнего бульвара Профсоюзов.

Ведь в петровское время всё пространство с севера на юг от Мойки до Невы и с востока на запад от Адмиралтейского луга вниз по Неве до взморья занимал обширный морской городок, называемый Новой Голландией. Там находились предприятия, которые обеспечивали необходимыми материалами и изделиями строившиеся на Адмиралтействе корабли.

Для удобства «корабельных дел» на этой территории начали интенсивно строить каналы.

Известно, что с 1711 по 1719 годы было прорыто в этой части шесть каналов, соединявших реку Мойку и Неву.

Только два из них, да и то не полностью, сохранились до настоящего времени.

По линии нынешнего Бульвара Профсоюзов к Адмиралтейству был вырыт Адмиралтейский канал.

Канал удобно связывал главную верфь со вспомогательными адмиралтейскими дворами и мы находимся на линии одного из таких бывших каналов.

В 1718 году Пётр I издал указ о строительстве «Генерального Прядильного двора» на северном берегу Адмиралтейского канала, который занял большую площадь с востока на запад от нынешнего Адмиралтейского сада до прорытого в 1719 году Крюкова канала.

В наше время на части засыпанного канала располагается площадь Труда, в подземном переходе которой об этом извещает мемориальная доска.

Да и сам подземный переход устроен сегодня по древнему руслу этого канала, часть которого сохранилась.

На Прядильном и Канатном дворе производилась оснастка парусных судов канатами, являвшаяся заключительным этапом в строительстве кораблей. Для оснастки требовалось огромное количество пеньковых канатов и верёвок различной длины и диаметра.

Надо сказать, что до 1721 года петербургские верфи не имели своего производства по изготовлению снастей и их привозили из других мест России.

Это было очень неудобно, поэтому на северном берегу и развернулось большая стройка, к организации которой привлекли и первого архитектора Доменико Трезини. Ему было поручено «генеральное смотрение» над всеми строениями.

Адмиралтейские дворы ограничивались линией Галерной улицы, появившейся тогда с северной стороны вдоль Невы.

За короткий срок здесь построена группа следовавших друг за другом зданий из трёх прядильных цехов длиной более 300 метров, а также пеньковые амбары и дома Прядильной слободы, в которой жили работники.

Выдавать продукцию Прядильный и Канатный дворы стали с марта 1721 года, где тогда работало около 800 портных, которые огромными иглами шили паруса.

Там также пряли и смолили канаты, а в одном из помещений готовили модели строящихся кораблей.

В 1783 году на Канатном дворе случился грандиозный пожар. Восстанавливать дворы здесь не стали, а перенесли производство канатов и парусов ближе к заливу.

Но мы туда в этот раз не отправимся, а наша экскурсия продолжится возле ещё одного грандиозного памятника Петру Великому – Исаакиевского собора.

Оглавление книги


Генерация: 0.100. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз