Книга: Целительные силы Алтая

Духовное оздоровление через природу

Духовное оздоровление через природу

Притягательность и магия природы происходят от чувства священного, которое она вызывает. Там, вдали от цивилизованного мира, лежит таинственная область совершенно иного, управляемая природными силами, недостижимыми для человеческого контроля. В самом деле, дикая природа представляет собой для многих из нас место духовного обновления, где мы можем вернуться к источнику нашего бытия и восстановить свежесть нового начала.

Вырубая леса, отравляя реки и загрязняя города, мы делаем большее, чем просто ставим под угрозу свое физическое здоровье и средства к существованию: мы ухудшаем свою способность испытывать более глубокую реальность в своей жизни. Когда мы истребляем диких животных и изменяем ландшафт, мы разрушаем красоту и целостность природы, от которой мы зависим в нашем духовном благополучии. Мы более не можем смотреть на деревья и потоки, луга и цветы, птиц и зверей в поисках образов, обладающих способностью резонировать в наших умах и пробуждать глубокое и постоянное чувство священного. Одна из величайших трагедий осквернения окружающей среды состоит в том, что мы отрезаем себя от глубин нашего сокровеннейшего существования – от источника понимания и радости, который делает жизнь значимой и достойной.

О том, как влияют горы на духовное рождение и обновление, пожалуй, никто не сказал так ясно и проникновенно, как Эдвин Бернбаум. Ниже приведен текст из его книги о благотворном влиянии гор. Эдвин Бернбаум * – философ, мыслитель, путешественник, известный во всем мире. Мы полностью согласны с его мнением и представляем его вашему вниманию.

«Несмотря на трудности и страх, которые встречаются в горах, люди возвращаются снова и снова, стремясь к чему–то, чего они не могут выразить словами. Религиозные паломники стремятся к силе или присутствию, которые они ощущают на пике; туристы приходят, чтобы посмотреть на чудесные виды; путешественники возвращаются, чтобы побродить в области, отделенной от повседневного мира. Очарование гор придает особую силу альпинистам, которые сознательно рискуют своими жизнями ради чувства ликования, которое они испытывают при восхождении на высокую и опасную гору или просто при нахождении там, на высотах.

Когда мы поднимаемся на вершину горы, мы чувствуем себя в центре мира. Мы видим раскинувшийся вокруг нас широкий круг горизонта, наполненного горами, реками, лесами, полями и городами. Характеристики ландшафта, которые казались спутанными и фрагментарными, занимают свое место и принимают свою форму подобно кусочкам головоломки, соединенным в единое целое. После того как мы спускаемся вниз, память об этом виде с вершины может остаться с нами, давая нам более широкое понимание того, где мы находимся.

Непосредственный опыт своего рода центра, воплощенный во взглядах на священные горы, может иметь мощное и далеко идущее воздействие. Осознавая такой центр внутри себя, мы открываем силу и стабильность, которые дают нам возможность противостоять давлению внешнего мира. Мы испытываем чувство равновесия и внутреннего спокойствия, которое придает нам уверенность, чтобы быть честными с самими собой и делать то, что мы ощущаем правильным, вне зависимости от того, что могут подумать или сказать другие.

Достигая вершины горы, мы видим, что круг горизонта разворачивается вокруг нас, расширяясь за пределы видения, в синий туман бесконечного неба. Познавая самих себя как его центр, мы начинаем осознавать безграничную природу Вселенной. Через опыт ее величия мы открываем чувство пространства, которое придает нам свободу открыться и расти. Мы более не чувствуем себя ограниченными в пределах наших узких взглядов. Мы знаем мир и самих себя как больших и более таинственных, чем мы когда–либо представляли себе. И в этом знании, в осознании того, что Вселенная является слишком обширной, чтобы владеть ей или контролировать, мы испытываем смирение, которое освобождает нас от мелочных требований эгоистических иллюзий и желаний.

Это чувство обширности позволяет нам найти центр повсюду, а не только на вершине горы. Если мы остаемся открытыми для мира вокруг нас, осознаем его безграничную, таинственную природу, тогда вне зависимости от того, как далеко мы идем, мы никогда не доходим до его края. Горизонт отодвигается от нас так, что мы всегда идем в середине его круга. Сила центра остается с нами, и страх потерять его, который мы испытываем, исчезает. Более не привязанные к конкретному месту или роду деятельности, мы чувствуем себя свободными идти куда угодно и делать что угодно, зная, что куда бы мы ни шли и что бы мы ни делали, мы всегда будем соприкасаться с реальностью мира в нас самих.

Реальность, раскрываемая горой, может быть испытана в любом месте. Горы не являются более священными, чем любая другая характеристика ландшафта.

Но в результате их природной склонности вдохновлять чувство чуда и благоговения они легче раскрывают эту реальность. В конце концов мы понимаем, что то, к чему мы стремимся на самых высоких и самых отдаленных пиках, мы можем найти прямо здесь, в самых простых и самых обыкновенных вещах – в сиянии солнечного света в воздухе, в аромате хлеба в печи, в шепоте ветра в деревьях, в прикосновении человека, которого мы любим».

Пещеры, являясь составной частью природной системы, обладают большой информативностью, в них, как в своеобразных несгораемых сейфах, хранятся следы пребывания человека на заре его становления.

Необычные объекты природы всегда привлекали внимание людей. Не составляют исключение и пещеры, вызывающие интерес к себе неповторимым таинственным подземным миром. При пребывании в пещере человек находится в замкнутом и ограниченном пространстве, которое действует на него угнетающе. При выходе же из пещеры вы как бы обретаете свое второе рождение, выходите в свет.

При спортивном прохождении пещер человек перестает ощущать верх, низ, право, лево. Трехмерный мир переходит в еще одно измерение, где спелеолог опирается не только на пол как таковой, но и на все окружающее пространство, что выложено стенами (ходы), где теряется восприятие пространства и пол перестает быть основной точкой опоры, а используются абсолютно все точки опоры. Соответственно, сознание начинает работать по–другому и воспринимать собственное тело по–другому. Информация от тела к сознанию идет по другим каналам. Так, при прохождении пещеры в течение 4–5 часов у человека увеличивается гибкость, эластичность не только сухожилий, связок и мышц, но и кожных покровов, меняется мироощущение. Человек как будто проходит инициацию второго рождения, двигаясь по ходам пещеры, как младенец проходит по родовым путям. Выходя из пещеры и взирая на окружающий мир, человек по–новому видит краски, чувствует плотность воздуха, ощущает многообразие запахов, наполненность воздуха жизнью. При выходе из пещеры преображаются лица, меняются состояния и ощущения. Таким образом, пещеры оказывают огромное воздействие на состояние человека, снимая как двигательные, так и психологические стереотипы.

Из общения с природой Вы вынесете столько света, сколько захотите, и столько мужества и силы, сколько Вам нужно.

И. Готлиб

Поход в пещеру – великолепное средство избавиться от стресса и страхов, в том числе замкнутого пространства. Боязнь замкнутого пространства, даже неярко выраженная клаустрофобия, ведут к тому, что тело начинает напрягаться, нарушается движение жидкости. После пребывания в пещере, когда страх преодолен, человеком приобретается стойкий иммунитет от страха замкнутого пространства, стресса.

Человек, находясь в условиях подземного мира с низкой температурой, большой влажностью воздуха, ограниченного в способах получения информации, теряет ощущение времени и пространства. Такие необычные условия, когда человек должен преодолеть страх, шок, когда он побеждает стресс, напряжение, когда ситуация заставляет его работать, действовать и быть собранным, помогают ему получить вдохновение и ощутить всплеск интереса к жизни.

Человек неотделим от окружающей его природы. Когда мы дышим, кислород попадает в наш организм и становится частью нас. Деревья вырабатывают кислород, а мы потребляем его. Мы выдыхаем углекислый газ, а деревья поглощают его. Благодаря этому фундаментальному биологическому закону мы до сих пор сохранили симбиотическую связь с деревьями. Ранее деревья считались носителями жизненной субстанции, которая при передаче человеку трансформируется в его жизненную силу и здоровье. Этимология слова «здоровье» от drove – «дерево».

Тройная мудрость дерева:

Мудрость листа – в перемене, постоянном освобождении;

Мудрость ветви – в росте, постоянном стремлении;

Мудрость корня – в выносливости, по–стоянном углублении.

Йен Делит

Оценивая деревья с точки зрения их места в окружающей среде, понятно, что они способствуют смягчению климата. Деревья выделяют воду и кислород, охлаждают окружающее их пространство днем, а ночью почва вокруг них излучает тепло. Деревья защищают реки и ручьи, сохраняют воду, препятствуют ее испарению, предохраняют почву от эрозии. Они защищают от солнца, дождя, града и ветра животных и человеческое жилье.

Дерево – живая мысль космоса. Деревья издревле считались существами высшего порядка, воплощением недостающей нам мудрости. Оттого оно молчаливо и задумчиво, у него учатся и зверь, и птаха, и мотылек. У славян дерево всегда было знаком жизни. Человек особо почитал могучие вековые деревья. Они могли наделить здоровьем, долголетием, отогнать враждебные помыслы недругов. У них люди всегда просили помощи и благословения перед всякими начинаниями.

Дерево стало для человека частью духовной и культурной традиции, а также одним из наиболее значимых символов жизни. Деревья постоянно напоминают о круговороте жизни, о смерти и возрождении.

Множество людей сегодня обращается к природе в поисках душевной гармонии и каждый день делают выбор соответственно своим убеждениям. Люди снова открывают величие деревьев и изумленно восхищаются этими великолепными созданиями природы. В лесу, среди деревьев, нельзя не чувствовать себя частью природы. С этим чувством приходит и самосознание, возвращение к Источнику, к Божественному началу. Деревья – ключ к огромному миру духовности. Деревья предоставляют нам возможность развиваться духовно, постигать и улучшать свою жизнь. Подобно музыке, деревья говорят с чем–то глубоким и первобытным внутри нас. Они способны помочь нам раскрыть нашу душу навстречу духовной мощи ритмов земли. Наша духовная энергия движется как внутрь, так и наружу, обеспечивая таким образом равновесие. Деревья могут быть нашими товарищами и проводниками в этом исследовании. Они воплощают дух равновесия, поскольку тянутся в двух направлениях; одно во тьму, другое – к свету.

В отношениях с деревьями, как и во всяких других, мы должны не только брать, но и отдавать. Очень важно изучить то, как мы живем, взять на себя ответственность за ресурсы, которые мы расходуем, и осознать, что наша духовная жизнь тесно связана с чистотой мира природы.

В лесу нельзя не чувствовать себя частью природы. С этим чувством приходит и самосознание, возвращение к Источнику, к Божественному началу. Деревья – ключ к огромному миру духовности. Деревья предоставляют нам возможность развиваться духовно, постигать и улучшать свою жизнь. Подобно музыке, деревья говорят с чем–то глубоким и первобытным внутри нас. Они способны помочь нам раскрыть нашу душу навстречу духовной мощи ритмов земли.

Священное чувство благоговения перед природой поощряет нас почитать вещи как ценные сами по себе, а не как средства достижения более высоких целей, какими бы благородными или возвышенными они ни были. Пробуждение чувства священного обеспечит нам прочное основание для усилий по сохранению находящихся в опасности видов растений, животных и регионов мира, который мы населяем вместе. Так мы сможем спасти мир.

Оглавление книги


Генерация: 0.371. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз