Книга: Каширский район, Клинский район, город Клин, город Королев
Зендиково
Зендиково
От Каширы автобусом на Венев или Мордвес до остановки Зендиково — 6 км. Воронежское шоссе
193/1. Усадьба Зендиково. Генплан
1 — усадебный дом с флигелями; 2 — служебная постройка
193. УСАДЬБА ЗЕНДИКОВО возникла как художественный ансамбль в конце XVIII в., когда принадлежала кн. Н.Ф. Барятинскому. В 1820-х гг. имение приобрел на имя жены И.А. Двигубский, скончавшийся здесь в 1839 г. В дальнейшем в усадьбе сменилось несколько владельцев, одним из которых была предпринята частичная реконструкция жилого комплекса.
Усадебный ансамбль стиля зрелого классицизма расположен на правом берегу речки Мутенки, на вершине пологого холма, близ старой Веневской дороги; развернут вдоль оврага, где устроен каскад прудов, включенный в парковый ландшафт. В центральной части усадьба имеет осевую планировку. На главной композиционной оси, подчеркнутой аллеей парка, расположена группа зданий, состоящая из усадебного дома с флигелями и одной из прежних двух служебных построек по сторонам парадного двора. Постройка обезличена и включена в объем нового здания. Выдающийся памятник художественной культуры, созданный на эстетических принципах классицизма и сентиментализма, усадьба находится в запущенном состоянии; территория ее сильно застроена, большой участок занят плодовым садом.
193/2. Усадебный дом со стороны двора. Реконструкция Т. С. Борисовой
193/3. Усадебный дом. План первого этажа. Реконструкция Т.С.Борисовой
Кирпичный с деталями из белого камня двухэтажный дом с мезонином и расположенные симметрично два флигеля, соединенные с ним крытыми галереями, составляют единый архитектурный комплекс. Второй этаж флигели получили в конце XIX в., когда главный корпус был увеличен односторонней пристройкой. Здание, близкое образцам русского палладианства, архитектурными достоинствами не уступает столичным произведениям. Оштукатуренные фасады обработаны рустом и плоскими нишами. Средняя часть главного и паркового фасадов выделена коринфскими портиками большого ордера с балконами. Со стороны парка колонны портика сдвоены и раздвинуты, раскрывая эффектную композицию, образованную большим арочным окном с остекленной дверью, соответствующую центральному залу. Выразительность художественного приема усилена применением нарядного трехчастного окна в мезонине. Фасад, обращенный во двор, имеет иной композиционный строй. Палладианские окна здесь фланкируют портик, в совокупности с ним сообщая лицевой стороне дома парадную представительность. Основные входы в дом, оформленные монументальными тосканскими портиками с фронтонами, устроены в галереях, одновременно связывая парадный двор с парком.
Парадный второй этаж выделен большей высотой. Здесь, как и внизу, комнаты вдоль главного фасада соединены по принципу анфилады. На поперечной оси корпуса находятся большой двусветный зал с угловыми кафельными печами и гостиная. Оба помещения были нарядно отделаны настенной живописью XVIII–XIX вв. и тонко прорисованными карнизами; долгое время сохранялись старые двери с филенками. Соответствующая залу комната на первом этаже, расписанная “под мрамор”, имеет выход в парк.
193/4. Поперечный разрез дома. Реконструкция Т. С. Борисовой
Устроенный по типу “русского сада” лиственный парк Зендикова имеет много утрат, однако сохранил принципиальную композицию и фрагменты старых аллейных посадок. По своему характеру парк разделяется на регулярный, с открытым террасным партером возле дома, и пейзажный, проникнутый духом сентиментализма, созданный на основе цепи живописных каскадных прудов, оживленных некогда островами. Эта последняя зона — камерная, с преобладанием близких видов на архитектурный комплекс, на водоемы и куртины дубов с липами и вязами на их берегу. Обе части парка связывает центральная липовая аллея и две дамбы, — намечающие границы партера. Вторая аллея направлена от дома к береговому склону Мутенки.
Древесные растения …, с. 61.
ПАМ О, 1, с. 214.
Разумовский, с. 175–183.
РГВИА, ф. ВУА, д. 19125, № 33. 1833 г.