Книга: Каширский район, Клинский район, город Клин, город Королев

Кашира, город

Кашира, город

От Москвы с Павелецкого вокзала до станции Кашира —110 км. Каширское шоссе


Кашира. Схема расположения памятников архитектуры

1 — Успенский собор (№ 176); 2 — жилой дом (№ 189); 3 — казенное здание (№ 182); 4 — городское училище (№ 185); 5 — Присутственные места (№ 183); 6 — церковь Николы Ратного (№ 180); 7 — Вознесенская церковь (№ 179); 8 — торговые ряды (№ 184); 9 — Введенская церковь (Мя 178); 10 — жилой дом с лавками (№ 188); 11 — гимназия (№ 181); 12 — жилой дом (№ 187); 13 — жилой дом (№ 186); 14 — Александровский-Никитский монастырь (№ 177)

Город расположен на высоком правом берегу Оки, на сложном овражистом рельефе, где он был заложен в первой четверти XVII в. До этого Кашира находилась на левом берегу реки, при устье речки Каширки. Документально известная с 1353 г., Кашира впервые названа городом в летописном рассказе о событиях 1480 г. Город исстари входил в оборонительную систему южных окраин Московской Руси и часто подвергался набегам и разграблению со стороны татар. После нашествия на Москву Девлет-Гирея в 1571 г. разоренная Кашира запустела и была вновь отстроена на своем нынешнем месте в 1620-х гг. К 1629 г. под руководством “кормовых иноземцев” здесь была создана крепость — небольшой рубленый Город с двумя проездными и семью глухими башнями. В середине XVII в. Город был усилен Острогом, который ставил Иван Горлинов Писарев. За пределами укреплений находились торг и пять городских слобод, преимущественно для ратных людей. В 1678 г. деревянную крепость сменила более мощная и обширная земляная, бастионного типа, сооруженная “по городовому чертежу” Габриэлем фон-Турнером. Служившая одним из опорных стратегических пунктов Большой засечной черты, она так и не увидела неприятеля. Военная функция Каширы во второй половине XVII в. стала постепенно угасать и заменяться торговой. Традиционным занятием жителей в XVIII–XIX вв. было садоводство и огородничество. Незначительная вначале местная торговля к середине XIX в. развилась в крупную посредническую оптовую торговлю скотом и хлебом, которые доставлялись по воде из южных районов страны.

С 1708 по 1776 г. Кашира входила в состав Московской губернии, согласно административной реформе 1777 г. была причислена к Тульскому наместничеству, позже губернии. Одновременно началось ее архитектурное оформление в качестве уездного центра: в 1779 г. вместе с гербом город получил новый регулярный план. Каширские бастионы за ненадобностью были срыты. От старой застройки на территории крепости остались лишь каменные церкви, органически включенные в новую планировочную структуру. Собор определил положение главной городской площади.

В облике города отразились различные этапы его планировочного и архитектурно-пространственного развития на протяжении XVII–XIX вв. В то время как на крутых береговых склонах к Оке удержались фрагменты средневековой ландшафтной планировки бывших Никитской и Рыбной слобод, основная территория города организована на принципах классицизма. Глубокий овраг разделяет Каширу на две самостоятельные группы прямоугольных кварталов с периметральной застройкой и садами в их средней части. Ведущее композиционное значение центрального комплекса кварталов, размещенного на территории бывшей крепости, подчеркнуто главной планировочной осью — Советской, в прошлом Большой Московской улицей. Пересекая весь город и спускаясь к бровке берегового обрыва, эта улица, в духе регулярного градостроительства, точно ориентирована на заречный ансамбль древнего Белопесоцкого монастыря. Главная артерия города соединяет две площади: квадратную административную с собором в центре и восьмигранную торговую. Последняя, в прошлом окруженная лавками, к настоящему времени оказалась застроенной, ее пространственная организация кардинально изменена. К регулярному городу примыкают слободы XVIII–XIX вв., по своему характеру занимающие промежуточное положение между городским и сельским типами заселения.

Архитектурный колорит исторической части города определяет контрастное сочетание вертикалей городских церквей и равномерного фона малоэтажной, утопающей в зелени деревянной усадебной застройки конца XIX — начала XX в. Лишь в зоне центра, там где застройка формировалась в эпоху классицизма, она носит более плотный характер. Здесь сосредоточены наиболее представительные, в основном двухэтажные торговые, административные, общественные и жилые здания, отражающие в своем облике различные, главным образом поздние этапы развития классических форм. Особую группу составляют полукаменные-полудеревянные купеческие дома I860 — 1870-х гг. с мезонинами и смесью классики и ложнорусского стиля в деталях и резьбе. Основная масса поздней деревянной застройки отличается редким художественным единством. В убранстве уличных фасадов домов варьируется несколько местных мотивов, испытавших влияние модерна.

Старая Кашира является одним из четырех обособленных районов нового города, который развивается вдоль реки, начиная с 1900 г., времени прокладки Павелецкой линии железной дороги. Привокзальный, Новокаширский и новый микрорайон, строящийся с 1970-х гг., планировочно и художественно почти изолированы друг от друга и от старого города.


176/1. Успенский собор


176/2. План собора

176. СОБОР УСПЕНСКИЙ (пл. Володарского) занимает центр прежней Соборной площади на территории бывшей крепости; сменил каменный храм первой трети XVIII в. Заложенный в конце 1820-х гг., собор выстроен к 1837 г., окончательно отделан в 1842 г. Сооружен на средства частных благотворителей, в том числе Ивана Митрофанова и Семена Лепешкина. Церковная ограда — 1867 г.

Монументальное кирпичное оштукатуренное здание с боковыми портиками из белого камня создано в стиле ампир. Прямоугольный объем четырехстолпного храма завершен массивным световым барабаном, образующим с угловыми главками традиционное пятиглавие. К храму примыкают полукруглый алтарь, четырехстолпная трапезная и колокольня в три яруса, со шпилем. Эффект соборного величия достигнут композиционными средствами: основные наружные членения здания укрупнены вне соответствия с организацией его внутреннего пространства, внешние размеры четверика увеличены за счет ячеек главного и придельных алтарей. Лаконичное наружное убранство храма подчеркивает выразительность архитектурных масс. Немногочисленные детали, в первую очередь квадровый руст и мощные дорические антаблементы, зрительно выражают тектонику сооружения.

Интерьер собора ограничивается подкупольным пространством, увеличенным узкими боковыми компартиментами. Более обширно пониженное, расчлененное столбами помещение трапезной, перекрытое системой парусных сводов. Главный алтарь украшает колоннада дорического ордера. Центральный иконостас и настенная живопись утрачены. Трехъярусные иконостасы приделов — новейшие, с иконами современного письма.

ПАМО, 1, с. 209.

Приходы и церкви … с. 395.

Разумовский, с. 134–136.


177/1. Александровский-Никитский монастырь. Генплан

1 — Преображенский собор; 2 — Никитская церковь; 3 — трапезная; 4 — кельи; 5 — место разобранных жилых и хозяйственных построек; 6 — дом настоятельницы

177. МОНАСТЫРЬ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ-НИКИТСКИЙ (ул. Свободы, 25) образован в 1884 г. из женской общины, которая возникла в 1862 г. на основе богадельни, находившейся с 1843 г. при городской Никитской церкви. Монастырь до недавнего времени занимал почти два квартала регулярного города над обрывом верхней береговой окской террасы. Его комплекс формировался возле церкви с 1860-х по 1900-е гг. постепенно, по мере развития общины, на основе традиционных планировочных и композиционных приемов. Периметральная преимущественно каменная жилая и хозяйственная застройка в один и два этажа вместе с Никитской церковью и трапезной ограничивала парадный двор перед монументальным зданием собора. Замкнутый характер ансамбля усиливала глухая, отделявшая его от улицы кирпичная ограда с воротами и глухими башенками. Разборка большей части келий, ограды и вертикалей церковных завершений разрушили цельность ансамбля, значительно обеднили его выразительный силуэт и художественный облик, в сильной степени определявшийся чертами классицизма. Архитектура келий отличалась исключительной простотой и утилитарностью. Исключение составлял дом настоятельницы, выстроенный в начале 1860-х гг. для богадельни в традициях русской классики. Нарядное здание с рустованными лопатками и декоративными перемычками окон на главном фасаде переделано, над ним устроен второй этаж. Наибольшая художественная и градостроительная значимость принадлежит в комплексе культовым постройкам.


/77/2. Преображенский собор


177/3. План собора

Центральное здание ансамбля — Преображенский собор. Кирпичный оштукатуренный, с деталями из белого камня, он сооружен в 1889–1894 гг. по проекту и под наблюдением В.О.Грудзины. Создан на средства М.В.Моргунова и других благотворителей.

Архитектурные формы памятника являются художественной интерпретацией мотивов древнерусского зодчества и классицизма. К Древней Руси восходит тип здания, представляющий модификацию крестовокупольной постройки. Четырехстолпный трехапсидный собор, перекрытый системой парусных сводов, завершался пятиглавием с массивным центральным световым и глухими малыми барабанами с купольными покрытиями. С западной стороны собор имеет дополнительное членение, где расположены хоры, лестничные и служебные помещения. Под частью здания — подклет, обусловленный перепадом рельефа. Из двух крылец сохранилось лишь высокое западное, южное с двухмаршевой лестницей разобрано. Фасады собора расчленены крепованными пилястрами на неравные прясла в соответствии с размещением внутренних опор; завершены крупными закомарами, отрезанными от поля стены развитым классическим антаблементом. Лишь в средних пряслах антаблемент уступает место окнам второго света.

В интерьере есть остатки клеевых росписей и металлического балкона на лепных кронштейнах в основании барабана. Иконостас отсутствует.


177/4. Никитская церковь. Реконструкция Т. С.Борисовой


177/5. План церкви

Никитская церковь, положившая начало монастырскому комплексу, строилась на средства благотворителей с 1823 г., начиная с трапезной части, окончена в 1855 г.; долгое время служила в монастыре трапезным храмом. Здание стиля классицизма сложено из кирпича и оштукатурено, детали выполнены из белого камня. Объемно-пространственная композиция и формы наружного убранства варьируют архитектурное решение городской Введенской церкви (вып. 2, № 178), послужившей, видимо, для заказчиков образцом. Памятник, созданный на основе осевой трехчастной схемы, сохранился с большими утратами. Двусветный одноапсидный четверик первого яруса храма в свое время поддерживал массивную купольную ротонду, крепованную по странам света. Четверик украшен пилястровыми портиками тосканского ордера и рустовкой, завершен красивым карнизом большого выноса. Смежные части здания обработаны скромнее с помощью оконных ниш и накладных “досок”. Очень удачной была колокольня в три яруса с квадратным основанием и цилиндрическим звоном, увенчанная куполом и шпилем. Внутри здание кардинально изменено, опорные столбы и своды в западной части разобраны.

Трапезная — последнее по времени общественное здание в монастыре. Краснокирпичная с открытой кладкой, она выстроена в 1902–1906 гг. в своеобразных формах эклектики с чертами модерна. Поставлена в одну линию с Никитской церковью, с которой позднее была объединена переходом; имеет отличную от нее поперечную ориентацию. Компактное сооружение на высоком полуподвале симметрично относительно планировочной оси. В центре композиции находится прямоугольный трапезный зал с большими арочными окнами на торцах. Благодаря лотковому своду зал превосходит высотой узкие боковые крылья, перекрытые как и нижний этаж кирпичными сводиками по металлическим балкам. Значение основного помещения определило структуру фасадов, каждый из которых имеет повышенный центральный ризалит, завершенный криволинейным тимпаном. На ризалитах сосредоточен и небогатый кирпичный декор. Здание сильно застроено, интерьеры искажены пробивкой новых проемов.

Денисов, с. 876.

Историческое описание Никитского общежительного монастыря в городе Кашире Тульской губернии. — Киев, 1909.

Приходы и церкви …, с. 397.

Разумовский, с. 146–148.

ГАТО, ф. 743, on. 1, д. 1150, л. 1. 1889 г. РГИА, ф. 835, on. 4, д. 168. б/д; ф. 1293, on. 167, д. 36, л. 3. 1852 г.


178/1. Введенская церковь


178/2. План церкви

178. ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНСКАЯ (ул. Советская, 18) выстроена в 1802–1817 гг. на торговой, бывшей Хлебной площади; служила ее композиционным центром. Поставленная на высоком месте, служит активной доминантой в силуэте старого города.

Кирпичное оштукатуренное здание стиля классицизма, с трехчастной схемой, композицией основного объема и мотивами убранства напоминает постройки казаковской школы. Двусветный четверик храма с боковыми полуколонными портиками тосканского ордера несет массивную световую ротонду с куполом, увенчанным также световым барабаном. Ротонда обработана по странам света креповками с небольшими фронтончиками и полукруглыми окнами. Паруса в ее основании заменены тромпами в виде долей сомкнутого свода. Обширная четырехстолпная трапезная перекрыта системой парусных и коробовых сводов с распалубками. Необычайной высоты колокольня, сначала имевшая пять ярусов, аналогична колокольне Никольской церкви в Веневе, которую исследователи обычно связывают с творчеством Никифора Сокольникова. Ее четыре верхних яруса в виде четвериков, уменьшаясь в размерах, точно повторяют друг друга. Шестой ярус с часами и шпилем надстроен в 1860-х гг.

Роспись интерьеров церкви, середины XIX в., совмещает имитацию лепнины, исполненную в технике “гризайль”, с живописью академической школы. Наиболее полно сохранилась композиция на западной стене храма, повторяющая известную картину А.Иванова “Явление Христа народу”. Вход в трапезную оформляет ордерный мотив. Иконостас временный.

Некрасов, с. 155–156.

ПАМО, 1, с. 210.

Приходы и церкви …, с. 395.

Разумовский, с. 140–143.


179/1. Вознесенская церковь. Рис. Т. С. Борисовой


179/2. План церкви

179. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНСКАЯ (ул. Карла Маркса, 23–25) строилась по прошению прихожан от 1816 г. Начала сооружаться в 1826 г. с теплой трапезной части, холодный храм завершен в 1842 г. Колокольня, от которой уцелел первый ярус, возведена после 1849 г. по старому проекту.

Кирпичное оштукатуренное здание стиля классицизма является поздней репликой городской Введенской церкви (вып. 2, № 178). Их планы, объемная композиция, пропорциональный строй и большинство деталей идентичны. Четверик Вознесенской церкви, оформленный боковыми пилястровыми портиками, несет массивную купольную ротонду, восходящую мотивами убранства к школе Казакова. Ротонда обработана по станам света креповками с арочными окнами, парными медальонами и треугольными фронтончиками в завершении, перекликающимися с фронтонами портиков нижней части здания. К храму примыкает обширная двухпридельная трапезная со скругленными углами, пространство которой перекрыто системой парусных сводов, покоящихся на четырех столбах. Помещения церкви, противопоставленные друг другу по площади и высоте, слабо связаны между собой. В 1990-х гг. они заново оштукатурены, пол выстлан зеленой керамической плиткой.

ПАМО, 1, с. 211.

Приходы и церкви …, с. 396.

ГАТО, ф. 84, on. 2, д. 897, л. 1–1 об. 1849 г. РГИА, ф. 796, on. 97, д. 556, л. 1–9. 1816 г.


180/1. Церковь Николы Ратного


180/2. План церкви

180. ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ РАТНОГО, ИЛИ ТРОИЦКАЯ, (ул. Советская, 41а) начала строиться иждивением Ждановых в 1801 г. путем постепенной замены частей старого каменного здания. Сохранившийся от этой постройки основной объем храма возведен в 1815 г. Трапезная перестроена в 1846 г., западный притвор возник во второй половине XIX в. Двухъярусная колокольня 1801 г., стоявшая отдельно на красной линии улицы, разобрана в 1930-х гг.

Кирпичный с деталями из белого камня оштукатуренный храм стиля зрелого классицизма выделяется из среды аналогичных построек города особым благородством и выразительностью художественных форм, совершенством пропорций. Одноапсидный двусветный четверик храма с тосканскими портиками из трехчетвертных колонн увенчан мощной относительно низкой ротондой с плоским куполом и миниатюрным бельведером. При ордерной структуре тело ротонды ритмически членится нишами с медальонами, обрамляющими трехчастные палладианские окна. Интерколумнии портиков заполняют прямоугольные нижние и квадратные верхние световые проемы. Тонкой и четкой проработкой отличаются белокаменные карнизы с модульонами. Внешние формы трапезной предельно скупы. Лишь карниз и характер окон объединяют ее с архитектурой церкви.

В интерьере храма доминирует купол, охватывающий целостное внутреннее пространство. Четырехстолпная двухпридельная трапезная перекрыта системой парусных сводов. Отделка помещений, иконостасы и утварь утрачены.

Некрасов, с. 156.

ПАМО, 1, с. 212.

Приходы и церкви … с. 398.

Разумовский, с. 136–137.


181/1. Гимназия

181. ГИМНАЗИЯ (ул. Коммуны, 2) — кирпичное оштукатуренное двухэтажное здание, созданное в формах позднего провинциального классицизма. Выстроенное в первой половине XIX в., видимо, для жилья, оно лишь во второй половине столетия было передано учебному заведению. В связи с этим у дома появились боковые пристройки, одна из которых, для парадного входа с улицы, сохраняется до настоящего времени. Здание развернуто вдоль улицы длинной стороной в одиннадцать оконных осей. Архитектурно разработан лишь представительный главный фасад, получивший симметричную композицию. Его центральная часть выделена шестипилястровым портиком, опирающимся на креповку первого этажа, где окна украшены декоративными веерными перемычками. Очевидно, первоначально портик завершался фронтоном. Две параллельные полки из белого камня образуют широкий междуэтажный пояс, столь характерный для жилой архитектуры 1830-1840-х гг.

Планировка здания изменена при замене перекрытий в процессе капитального ремонта 1978 г.


182/1. Казенное здание. Реконструкция Т. С. Борисовой

182. КАЗЕННОЕ ЗДАНИЕ (пл. Володарского, 7) выстроено по “образцовому” проекту Никифора Сокольникова для размещения полиции и квартир городничего и казначея. Кирпичное, оно сооружено в конце XVIII в., не ранее 1794 г., с незначительной корректировкой плана, предусматривавшей использование всего нижнего этажа для учреждений. С 1860-х гг. здесь помещалось казначейство.

Прямоугольный в плане двухэтажный корпус до 1965 г. сохранял первоначальные художественные формы раннего классицизма, внутреннюю планировку и сводчатые перекрытия. Он переделан внутри, изменена форма кровли, нарядный наружный декор в виде рамочных наличников с замками и фигурных накладных “досок” срублен, его остатки и ниши ложных чердачных окон скрыты новой штукатуркой. От прежней отделки фасадов уцелел только ленточный руст на центральных креповках.

Здание наряду с однотипным современным ему корпусом Присутственных мест (вып. 2, № 183) служит одним из ранних элементов застройки главной городской площади. “Казенные строения” поставлены по сторонам площади напротив друг друга. В прошлом идентичная архитектура их была основана на принципе повторности, что так характерно для застройки русских городов эпохи классицизма. Несмотря на утрату прежнего художественного облика, здания, композиционно связанные между собой и с ансамблем площади в целом, сохраняют важное градостроительное значение.

ПАМО, 1, с. 212.

Разумовский, с. 128–132.

РГИА, ф. 1488, on. 4, д. 600. Б/д.


183/1. Присутственные места


183/2. Присутственные места. План первого этажа

183. ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (пл. Володарского, 5) выстроены по “образцовому” проекту Никифора Сокольникова в конце XVIII в., не ранее 1794 г. Нарядные фасады стиля раннего классицизма, аналогичные фасадам парного Казенного здания (вып. 2, № 182), кардинально изменены в 1860-х гг., когда здание приспосабливалось для Окружного суда. При этом был перенесен на новое место парадный вход. В 60-х гг. XX в. южный торец закрыт капитальной пристройкой.

Кирпичный оштукатуренный корпус, задуманный двухэтажным, благодаря падению рельефа участка получил дополнительный цокольный этаж. Сдержанная внешняя архитектура здания представляет переход от позднего классицизма к эклектике. Средняя часть идентичных продольных фасадов выделена креповкой в три световых оси и высокими арочными окнами. Плоскости стен расчленены подоконными тягами, проемы обрамлены простыми ленточными наличниками. Карниз большого выноса — деревянный. Симметрию главного, обращенного к площади фасада прежде подчеркивал фронтон, теперь — парадное крыльцо с металлическим зонтом. От убранства XVIII в. остались лишь угловые филенчатые лопатки.

Внутренняя планировка корпуса, образованная преимущественно капитальными стенами, в основном старая. Перекрытия балочные за исключением архивного помещения на первом этаже с лотковым сводом.

Ранний элемент застройки главной административной площади города, здание Присутственных мест сохраняет существенное значение в формировании городского центра Каширы.

Разумовский, с. 129–132.

РГИА, ф. 1488, on. 4, д. 600. Б/д; д. 610, л. 1–4. 1820-е гг.; ф. 1293, on. 167, д. 37, л. 1–3. 1860 г.


184/1. Торговые ряды. Рис. Т. С. Борисовой

184. ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (пл. Урицкого) формировались вокруг восьмигранной торговой, бывшей Хлебной площади с конца XVIII в. К середине XIX в. здесь сложился законченный ансамбль стиля классицизма, состоявший из однотипных каменных и деревянных лавок. Впоследствии отдельные здания постепенно перестраивались в кирпиче, получая новые эклектичные формы. С 1930-х гг. торговые ряды начали активно разбирать. Их уцелевший юго-западный участок представляет конгломерат разновременных разностильных построек, среди которых выделяется строгой простотой и лаконизмом форм фрагмент изначального архитектурного комплекса первой половины XIX в.

Двухэтажное кирпичное здание в четыре световые оси состоит из двух лавок, разделенных капитальной стеной. Перед лавками устроены двойные аркады, образующие выходящие на площадь крытые галереи. Во втором этаже аркам отвечают небольшие полукруглые окна пониженных складских и конторских помещений. Архитектура корпуса проста и монументальна. Весьма выразительно сопоставление гладкой нерасчлененной поверхности стены с четким ритмом проемов. Скудная декорация ограничивается замковыми камнями и оконными бровками. Карниз образован напуском рядов кирпичей. Тыльная сторона лавок имеет небольшие оконца с металлическими решетками.

Некрасов, с. 154–155.

ГАТО, ф. 86, on. 6, д. 21, л. 39. 1853 г.; ф. 84, on. 3, д. 1138, л. 34–36. 1861 г.; ф. 743, on. 1, д. 295, л. 4. 1871 г.

РГИА, ф. 1488, on. 4, д. 601. 1836 г.; ф. 1293, on. 167, д. 36, л. 3. 1852 г.


185/1. Городское училище


185/2. Городское училище. План первого этажа

185. УЧИЛИЩЕ ГОРОДСКОЕ (ул. Советская, 46) — наиболее выразительное в городе гражданское общественное здание начала 1910-х гг. Выстроено в стиле модерн с привлечением мотивов романского зодчества и северной готики. Двухэтажное, оно сложено из кирпича, неоштукатурено, ныне побелено по кладке. В соответствии с положением на углу квартала имеет план “глаголем”, главным фасадом с парадным входом обращено к площади Володарского. Асимметричную композицию этого фасада формируют полукруглый выступ лестничной клетки в виде крепостной башни и плоский боковой ризалит, еще недавно завершавшийся крутым щипцом. Фасад вдоль улицы решен более просто. Он ритмично расчленен окнами — крупными арочными во втором этаже и парными узкими в первом; средняя часть выделена лопатками и парапетом. Различные по характеру проемы служат активным средством художественной выразительности здания. С большой наглядностью они выражают и функциональное назначение каждого этажа, из которых верхний был отведен учебному заведению, а в нижнем предполагались квартиры директора и преподавателей. Жилье имеет коридорную систему и отдельный наружный вход. Планировка училища, за исключением актового зала в правом крыле, впоследствии частично изменена.


186/1. Жилой дом

186. ДОМ ЖИЛОЙ стиля ампир (ул. Свободы, 3) строился по “образцовому” проекту; типичен для рядовой застройки среднерусского города первой половины XIX в. В Кашире он принадлежит к немногочисленной группе каменных жилых зданий периода позднего классицизма. Одноэтажный с прямоугольным планом дом сложен из кирпича и оштукатурен, цоколь облицован белым камнем. Здание расположено на углу квартала. Единообразные лицевые фасады имеют несложную композицию, обусловленную равномерным шагом оконных проемов, украшенных рельефными веерными перемычками. Развернутый вдоль улицы Свободы главный продольный фасад в одиннадцать световых осей, в отличие от бокового, в средней части крепован. До последнего ремонта к Пушкинской улице было обращено чердачное окно характерных классических форм.

Внутренняя планировка здания изменена, устроено несколько новых входов.


187/1. Жилой дом

187. ДОМ ЖИЛОЙ (ул. Свободы, 5) — наиболее скромный представитель каменной рядовой застройки города эпохи классицизма. Он построен по “образцовому” проекту в первой половине XIX в., сооружен из кирпича на белокаменном цоколе, фасады оштукатурены. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание стиля ампир поставлено на углу квартала; на улицу Свободы выходит короткой стороной в пять оконных осей, семь окон обращены на Пушкинскую улицу. Скромная архитектура аналогична художественному оформлению соседнего дома № 3 (вып. 2, № 186), однако получила более упрощенную и провинциальную трактовку. Фасады, равномерно расчлененные окнами, не имеют выраженного центра. В соответствии с малыми габаритами здания уменьшены его высота и величина проемов, крутая четырехскатная кровля низко нависает над декоративными оконными перемычками.

Внутренняя организация дома новая, перегородки и печи поздние.


188/1. Жилой дом с лавками

188. ДОМ ЖИЛОЙ С ЛАВКАМИ (ул. Советская, 20) представляет в Кашире единственный образец данного типа сооружений, принадлежащих эпохе классицизма. Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом с деталями из белого камня выстроен в первой половине XIX в. Его строгая ампирная архитектура близка к “образцовым” проектам В.П.Стасова, исполненным для альбома 1809 г. Стоящий на углу квартала и оформляющий границу бывшей торговой площади, прямоугольный в плане дом обращен к площади главным продольным фасадом с воротами лавок. Торец, выходящий на улицу, прежде имел только окна; витрины и современный вход в магазин устроены значительно позже, после того как площадь с ее застройкой утратили основные торговые функции. В разработке лицевых фасадов дома использованы общие композиционные и декоративные приемы, выявляющие четкое поэтажное членение. На середине высоты стен здание охвачено широким поясом, нижний этаж покрывает ленточный руст. Горизонтальные перемычки дверных и оконных проемов украшает гладкий замковый камень. Равномерный ритм окон верхнего жилого этажа подчеркнут люнетами; их архивольты, объединенные в аркаду, создают мотив, в прошлом созвучный оформлению соседних торговых рядов (вып. 2, № 184), благодаря чему здание естественно вписывалось в архитектурный ансамбль площади.

Планировка в доме новая. Лестница на верхний этаж, сначала бывшая наружной, в конце XIX в. перенесена в капитальную пристройку.


189/1. Жилой дом


189/2. Жилой дом. План первого этажа

189. ДОМ ЖИЛОЙ (ул. Советская, 49), обработанный в стиле классицизма, служит образцом богатого купеческого жилья рубежа XVIII–XIX вв.; принадлежит к числу первых каменных домов города. Двухэтажный, частично с подвалом, он сложен из кирпича и оштукатурен, высокий цоколь и детали белокаменные. Фасады получили единообразную ритмическую композицию без выделенного центра. Их расчленяют плоские, равные высоте здания прямоугольные ниши, чередующиеся с узкими простенками. На трех обозримых с улицы фасадах последние превращены в пилястры большого ордера с неразвитым профилем вместо капители. При усложненной моделировке стенных поверхностей архитектура дома достаточно строга. Ее монотонность компенсирует лишь красивый венчающий карниз с модульонами. Окна различной высоты зрительно выявляют внутреннее членение дома на жилой нижний и парадный верхний этажи.

Планировка жилой части здания образована исключительно капитальными стенами; в ней еще живы традиционные приемы “палатного строения”. Вход в дом со стороны двора, из тесовой пристройки; небольшие сени и прихожая, расположенная в центре плана, обеспечивают необходимую связь помещений. В доме имеется кладовая с пониженным уровнем пола и лотковым сводом. Внутренняя организация второго этажа сильно изменена. Перекрытия балочные.

Разумовский, с. 132–134.

Оглавление книги


Генерация: 0.732. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз