Книга: Венеция

Верона

Верона

Если бы на Пьяцце Эрбе и не возвышалась колонна, несущая льва святого Марка, вы все равно узнали бы в Вероне венецианский город. Улицы и дома Вероны прекрасны: их стены выполнены из старого камня, окрашенного в пурпурный и золотой цвет мастерами Чинквеченто. Здесь, как ни в каком другом городе, бессчетны балконы — это город Ромео и Джульетты.

Дворцы Санмикели чередуются с хрупкими формами Раннего Ренессанса, готические церкви поднимают высоко свои огромные нефы, романские порталы покоятся на спинах химер, ломбардский кирпич сменяется венецианским мрамором.

Единственным в своем роде видением, сравнимым лишь с венецианской Пьяццей, является веронская Пьяцца Эрбе. В подлинности своего назначения, в неизменности жизни, постоянно кипящей в ней, Пьяцца Эрбе превосходит иной раз слишком заполненную иностранцами Пьяццу Сан-Марко.

Для приезжающего с севера Верона раскрывает все тайны Италии. Расположенная на границе, она обостряет контрасты юга и севера. Через весь город катит свои воды река Адидж с ее мостами и набережными, с ветряными мельницами по берегам.

Много времени можно посвятить изучению прошлого Вероны и веронской архитектуры, проходя по ее старинным улицам от дворца к дворцу, от церкви к церкви, проводя часы в прохладе Дуомо или великой базилики Сан-Зено, ища бесчисленные рельефы, алтари, капеллы, надгробные монументы, интарсии, фрески.

На особом месте стоят памятники римской эпохи, и в первую очередь знаменитая Арена ди Верона — римский амфитеатр, потому что в течение многих веков он был эмблемой города, предметом восхищения и символом древней эпохи. Им восхищались Шатобриан, Байрон, Морей.


Кафедральный собор в Вероне


Трибуны римского амфитеатра в Вероне

В Вероне даже временные посетители посещают базилику Сан-Зено (святого Зенона, который относится в Италии к числу наиболее почитаемых святых. Именно поэтому мощи святого торжественно помещены в крипте посвященного ему храма), осматривают гробницы герцогов из дома Скала.

Сан-Зено расположена почти за городом, на обширной территории ее высится огромный романский фасад, рядом с иглой кампанилеи с коричневыми башнями, увенчанной гибеллинскими зубцами. Как бы ни было жарко снаружи, внутри базилики сохраняется пронизывающий до костей холод.

Здесь находится крипта — подземная часовня под алтарной частью, обычно служащая для погребения.

Проходя по тихой улице невдалеке от собора Вероны, приезжий останавливается, пораженный единственным в своем роде зрелищем герцогских гробниц. На маленькой площадке здесь завершили свое бытие Скалерджи. Под навесами покоятся тяжелые саркофаги, на самую верхушку готического навеса вознесены на коней двойники Кангранде, Кансиньоро, Мастино делла Скала.

Забрало в виде собачьей головы откинуто на спину того, кого именовали в летописи Италии «великим псом», и каменное лицо смеется страшной улыбкой.

Падение правителей дома делла Скала совершилось после перипетий трагических и бурных событий, занявших ровно 125 лет. Еще через два десятилетия Верона вместе с Падуей перешла в руки Венеции. В Вероне родились и творили великие художники и скульпторы, наследники венецианской школы — Пизанелло, Веронезе, Фальконетто. Уроженцем Вероны был архитектор Чинквеченто Микеле Санмикели. Серениссима заставляла его работать над укреплением Лидо и над крепостями ее заморских владений. В венецианской Вероне Санмикели работал над военными и гражданскими сооружениями.

Городские ворота Порта Нуова, Порта дель Палио, дворцы палаццо Помпеи, палаццо Каносса дают достаточное представление об искусстве этого архитектора, дополняемое воспоминаниями о венецианском форте Сан-Андреа и палаццо Гримане на канале Гранде.

Оглавление книги


Генерация: 1.121. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз