Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина
РЕЗИДЕНЦИЯ ПОТОЦКИХ
РЕЗИДЕНЦИЯ ПОТОЦКИХ
(По материалам Анатолия Тарасовича Федорука)
В 1820-е гг. княгиня Пелагея Потоцкая, находясь в браке с Павлом Сапегой, заложила примерно на месте старой винокурни новую резиденцию. Замковый водоем был спущен. Пойма Пульвы опять сделалась береговым лугом. Резиденция включала дворец и две официны. Основные постройки располагались на береговой возвышенности с соблюдением принципа строгой симметричности: в центре — дворец, по обе его стороны — одинаковые т-образные официны, а между официнами, в партере — эллипсовидный сквер.
Дворец — одноэтажный, парадная часть его оснащена мансардой и украшена четырехколонным портиком.
Интерьеры дворца отличались богатым оформлением. Салоны и залы имели узорчатые паркеты, камины, хрустальные жирандоли, мебель в стиле Людовика XV и Людовика XVI. Стены украшали семейные портреты, среди которых выделялся портрет самой Пелагеи, написанный в Деречине художницей Элизабет Вичи-Лебрун. В свое время этой портретистке доводилось рисовать с натуры лорда Байрона, Марию Антуанетту, леди Гамильтон. По замыслу автора картины Пелагея должна была напоминать греческую музу Терпсихору, покровительницу танцев. Портрет так и назывался — "Деречинская Терпсихора" и оберегался потомками Сапегов и Потоцких как дорогая семейная реликвия. В 1865 г. картина была вывезена сыном Пелагеи Франтишком Ксаверием Сапегой в Бериц (Франция). Затем она хранилась в семье другого сына Людвига Сапеги, женатого на Мартай-Элизабет Манше, и его дочери Целины. Сама Пелагея умерла в Париже в 1846 г. Картина (после 1890 г.) перешла в замок Мантресо коллекционеру Станиславу Рею.
В Высоковском дворце Потоцких находился архив Сапегов и Потоцких, а также библиотека, насчитывающая 5 тысяч томов.
Одноэтажные официны Высоковской резиденции имели довольно большую длину. Фасад выходящего на партер корпуса был украшен шестиколонным дорическим портиком.
Партер со стороны реки был оформлен в виде клумб и робаток. На возвышении росли одиночные деревья сосны черной австрийской, ясеня, лиственницы европейской, а также два катальпа бигнониевидных (редчайший для Беларуси). От дворца открывалась панорама на излучину Пульвы.
Парк формировался усилиями Пелагеи Потоцкой. Затем старательно поддерживался внучкой Марией Ксаверьевной Потоцкой. В 1895 г. его перепланировкой занялся специалист в области паркостроения архитектор Валериан Кроненберг. После этого парк приобрел черты пейзажного. Особое очарование ему придавали сооружения старого замка Сапег — бастионы, каменная башня, которые поддерживались в должном порядке.
Основной прогулочный маршрут парка Потоцких был оформлен в виде аллеи из конского каштана. Ширина этой аллеи 5 м. Начиналась она около парадного партера со стороны въезда в парк, огибала чашеобразное понижение и вела по западной окраине парка. Затем плавно поворачивала вглубь парка, где деревья были высажены букетами, то есть по 3–4 экземпляра. В западной части парка располагался большой пруд. Он был образован подпрудой ручья, вытекающего из болотного массива, расположенного за пределами парка. Ниже русло ручья было превращено в канал. В одном месте на берегу этого канала стояла кузница под красной черепицей — своеобразный элемент романтизма.
За мостом начиналась та часть парка, основой композиции которой являлись руины замка Сапег. Здесь прогулочный маршрут раздваивался. Аллея из конского каштана уводила в сторону бывшего зверинца и выводила в сад с парниковым хозяйством и оранжереей. Под деревьями на этой аллее стояли скамейки. В одном месте, под ольхой, из-под земли бил родник. Водоток от него шел в Пульву. Когда строили замок, по руслу этого водотока был выкопан замковый ров, который теперь затянулся.
Еще один прогулочный маршрут проходил мимо замкового вала. Аллея выводила к водоему прямоугольной формы. Здесь, под стенами замка, разводили рыбу.
При Марии Ксаверьевне Потоцкой штат работников усадьбы состоял из управляющего, бухгалтера, четырех экономов, двух писарей и семи ключников (гуменных). Физическую работу выполняли батраки. На сезонные работы нанимались крестьяне. Кроме тягловых лошадей, в усадьбе содержалось 17 выездных и табун молодняка. Направлением деятельности Марии Ксаверьевны было получение элитных семян зерновых культур и трав. Для винокуренного завода выращивали картофель. Осваивали хмель.
В хозяйстве действовал питомник хлебных злаков. На площади в несколько десятин испытывались зарубежные сорта, велась селекция. Отборные зерна высаживались на узких грядках по одному на расстоянии в ряду 10, а между рядами 8 дюймов. После полного колошения стебельки с малыми колосками удаляли. В оставшихся сильных вырезали поздние образования. При уборке сортировка повторялась. И так пять лет. Элитные семена получали лишь на пятый год.
Признанием успехов М.К. Потоцкой стали награды: золотая медаль на Всероссийской сельхозвыставке в Харькове в 1887 г., право изображения на продукции государственного герба на промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г., первое место на выставке в Киеве в 1897 г. В 1912 г. на Второй всероссийской выставке семян и машин в Санкт-Петербурге имение Потоцких представляло 51 сорт зерновых культур. И опять была золотая медаль. На Парижской всемирной выставке в 1889 г. тоже была золотая медаль.
В Высоковской усадьбе содержалось 60 дойных коров, 40 голов молодняка чистокровной голландской породы и 2300 голов овец негретти. На небольшом конном заводе разводились лошади чистокровной английской породы и першероны. В племенном стаде имелось 130 тонкорунных овец, от каждой из которых настригали в среднем по 7 фунтов мытой шерсти (обычная овца давала полтора фунта).
Доход имению приносили также заводы — кирпичный, винокуренный, пивоваренный и мельницы, которые сдавались в аренду.
В 1919 г. в южной части парка была построена оранжерея с печным отоплением. Это было двухэтажное сооружение с двухскатной крышей и подвальным помещением. Его стены расчленяли огромные, по всей высоте здания, окна с лучковыми завершениями. К оранжерее примыкал фруктовый сад.
- **Резиденция
- Развалины Аюттаи (Ayutthaya) и королевская резиденция Банг Паин (Bang Pain)
- Резиденция комтура
- Резиденция Паскевичей
- Жилой комплекс «Резиденция на Крестовском» (Морской пр., 22–24)
- *РЕЗИДЕНЦИЯ ООН
- Резиденция барона Туалета
- РЕЗИДЕНЦИЯ КОСАКОВСКИХ
- РУЖАНСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ САПЕГ
- Резиденция пастора Глюка
- РЕЗИДЕНЦИЯ САПЕГОВ
- РЕЗИДЕНЦИЯ