Книга: Государственный Эрмитаж

Искусство Востока и Азии

Искусство Востока и Азии


Бахрам. Портрет Надир-Шаха. Между 1743–1744


Манохар Портрет Акбара Великого. Конец XVI века. Бумага, акварель, гуашь. 29,2x14,5

В эпоху правления династии великих Моголов в Индии расцвела школа книжной миниатюры. Индийский мастер конца XVI века Манохар иллюстрировал книги, изображал сцены придворной жизни, даже копировал образцы европейской живописи, но особых успехов он достиг в искусстве портрета.

Эрмитажный портрет представляет падишаха Акбара Великого, правившего с 1556 по 1605. Изображение отличается тонким контурным рисунком, который выделяет фигуру на традиционном для могольской живописи зеленоватом фоне. При всей плоскостности рисунка мастер тщательно проработал лицо правителя, внимательно передал детали его костюма. Миниатюра отличается деликатным сочетанием теплых тонов.


Неизвестный автор Третий далай-лама Соднам Джамцо XVII век. Бронза, позолота, литье. Высота 10,5

Небольшая скульптура третьего далай-ламы — исключительный пример реалистического портрета в тибетском искусстве. Соднам Джамцо — один из крупнейших исторических деятелей средневекового Тибета — почти сразу после рождения был объявлен воплощением умершего настоятеля крупного монастыря Брайбун. Войдя в зрелый возраст, он стал значимым религиозным деятелем Тибета, способствовал распространению буддизма. Позднее далай-ламами стали называть все последующие воплощения. Учитывая два предыдущих перерождения, Соднам Джамцо стал считаться третьим далай-ламой.

Скульптор запечатлел плотную фигуру Джамцо, который сидит в позе лотоса на троне, его пьедестал обрамлен лепестками одноименного цветка. Руки ламы сложены в жест созерцания — одна лежит на другой, ладони обращены вверх. Одежда духовного лидера богато украшена тонким растительным орнаментом, ее пышные складки изящно спадают на трон, создавая дополнительный декоративный эффект.


Кацусика Хокусай (1760–1849) Победный ветер, ясный день (Красная Фудзи). Середина 1820-х-начало 1830-х. Бумага, ксилография. 25,4x37,2

Знаменитый японский художник XIX века Кацусика Хокусай написал десятки картин с видами горы Фудзиямы. Задуманная художником серия «Тридцать шесть видов Фудзи» включает одни из самых главных его произведений. Цветные гравюры разнообразны по стилю и содержанию: часть из них посвящена жанровым сценам из жизни простых ремесленников, и только на одном листе — «Красная Фудзи» — людей нет, а священная гора занимает всю его поверхность, являясь главным героем.

Для японцев Фудзияма — одновременно гора, божество и обитель богов. Ее чистый и ясный силуэт залит багряным закатным солнцем, легкие перистые облака плывут по голубому небу. В отличие от средневековых японских художников Хокусай показал Фудзи не с высокой, а с низкой точки зрения, с позиции идущего к ней путника, как бы преодолевающего взглядом ее высоту. Эта точка помогла живописцу показать масштабность горы, передать ее могущество и гармонию с природой. Образ Фудзи, повсюду сопровождавший мастера, вошел в его сознание как символ страны и красоты мироздания.


Андо Хиросигэ (1797–1858) Красный морской лещ. Серия «Большие рыбы». Между 1832–1834. Бумага, ксилография. 25x35

Андо Хиросигэ — один из крупнейших японских графиков XIX века. Раннее обучение иероглифической письменности способствовало его прекрасным познаниям о свойствах бумаги, кисти и туши — основных материалов восточной живописи.

Образы рыб и морских обитателей наряду с птицами и цветами в восточном искусстве имеют особое значение. Морской лещ высоко ценится в Японии как символ процветания, богатства и удачи. Эту рыбу всегда подают на свадьбах, празднованиях Дня рождения и Нового года. Считается, что она отгоняет злых духов.

На цветной ксилографии Хиросигэ красный морской лещ написан натуралистично и линеарно одновременно. На теле рыбы тщательно проработаны все чешуйки, анатомически верно показаны плавники и голова. Красный лещ запечатлен не плывущим в морских водах, он помещен над условной водяной гладью, находится в неком ирреальном пространстве. Иероглифические надписи вокруг содержат пожелания удачи и счастья. Изображение связано с ритмом и каллиграфическим стилем текста, который нередко вводился прямо в произведение, являясь его составной частью.


Андо Хиросигэ (1797–1858) Вид издали на гору Акиба-сан в Кагэгава. Серия «Сто знаменитых видов Эдо». Между 1857 и 1858. Бумага, ксилография. 23,5x36

Это поздняя работа японского мастера Андо Хиросигэ. Город Эдо — старинное название современного Токио, в котором родился художник.

В ксилографии на первый план выдвигается мост с идущими по нему людьми, пейзаж с горой отодвинут вправо, кажется, что он мало занимает художника. Композиция построена так, что создается эффект присутствия: зритель словно входит в пейзаж, нижняя кромка листа становится точкой, с которой он рассматривает происходящее. С помощью противопоставления планов передается и глубина пространства. В основе работы лежит актуальная для японского искусства идея пути и перемещения в пространстве. В картушах начертаны название серии, краткое описание и подпись Хиросигэ.


Следующий том


Дрезденская картинная галерея — всемирно известное собрание европейской живописи XIV–XVIII веков. Сохранившиеся после англо-американских бомбардировок и находившиеся в плачевном состоянии картины были спасены советскими реставраторами и возвращены в Дрезден после их демонстрации в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сегодня Дрезденская картинная галерея — художественный музей, располагающий уникальными произведениями художников Италии и Нидерландов.

Оглавление книги


Генерация: 0.289. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз