Книга: Государственный Эрмитаж

Искусство Франции

Искусство Франции


Эжен Делакруа. Марокканец, седлающий коня. 1855


Никола Пуссен (1594–1665) Пейзаж с Полифемом 1649. Холст, масло. 155x199

Никола Пуссен — крупнейший французский художник XVII века, яркий представитель классицизма. Живя в Италии, он изучал античное искусство и преклонялся перед красотой, четкостью и гармоничностью его форм. «Пейзаж с Полифемом» относится к так называемым классическим пейзажам. По устоявшейся традиции живописцы почти не запечатлевали природу с натуры, используя зарисовки в мастерской. Пейзаж строился по определенной схеме: три плана акцентировались цветом.

Природа у Пуссена — мир идеальной красоты, в отличие от работ многих современников произведения живописца наполнены глубоким философским содержанием. В представленном полотне заключена идея величия и мощи природы, ее связи с человеком. Герои произведения заимствованы из «Метаморфоз» Овидия. В центре картины на заднем плане сидит почти слившийся с горой циклоп Полифем. Полюбивший нимфу Галатею и тоскующий по ней, он вкладывает свое неразделенное чувство в песни, наигрываемые на свирели. Постепенно из пугающего всех чудовища Полифем превращается в любимца нимф, которые приходят послушать музыку. Кажется, что сама природа застыла и внимает нежным мелодиям гиганта. Яркий просвет справа открывает перспективу на далекое море и как бы освещает всю величественную картину земного мироздания.



Луи Ленен (Около 1593–1648) Семейство молочницы. Около 1641. Холст, масло. 51x59

Ленен — фамилия семьи художников-реалистов XVII века. Луи Ленен был старшим и самым одаренным из трех братьев, которые в своем творчестве интересовались жизнью и работой простого человека, окружающим его миром. В начале XVII столетия во Франции изображение крестьян считалось низменным для художника, современники избегали сюжетов, связанных с их бытом.

Картина «Семейство молочницы» показывает крестьянскую семью, отправляющуюся на рынок. На вершине холма собрались отец, мать и двое детей, равноправными членами семьи выступают смиренный навьюченный ослик и свернувшаяся калачиком собачка. Внимание приковывает фигура молочницы — одетая в грубую одежду немолодая крестьянка с уставшим, грустным лицом. Образы озарены внутренним достоинством, эти люди с честью исполняют свой жизненный долг. В изысканной серебристо-серой цветовой гамме запечатлены холмы и поля Северной Франции, передан ее сухой воздух. Мягкий свет озаряет суровые лица и крепкие тела крестьян, их немудреную утварь.

Представленное произведение — манифест нового гуманного восприятия жизни. Художник возвеличивает не абстрактного героя или божество, а живого рабочего человека. Искусство Ленена не нашло последователей в XVII веке, лишь спустя два столетия во Франции возродился интерес к простому человеку.



Антуан Ватто (1684–1721) Савояр с сурком 1716. Холст, масло. 40,5x32,5

Французское искусство XVIII века начинается с произведений Антуана Ватто. Он первый выразил новое представление о красоте и естественности человеческих чувств и эмоций, ввел свежие темы и образы.

В основе картины «Савояр с сурком» лежит рисунок, сделанный с натуры. Маленький музыкант с открытым улыбчивым лицом одет в скромную, удобную в многочисленных путешествиях одежду. Уроженец горной Савойи, он отправился на заработки, взяв с собой флейту и ящик, из которого ученый сурок вытаскивает маленькие записочки «со счастьем». Лирический подход к сюжету, внутренняя теплота, с которой трактуется образ, очень характерны для картин Ватто. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, стоящего на фоне холодного утреннего неба. Подобные зарисовки из жизни обычных людей в творчестве Ватто шли параллельно со знаменитыми галантными празднествами и театральными сценами.


Антуан Ватто (1684–1721) Капризница. Около 1718. Холст, масло. 42x34

Антуан Ватто был первым из французских художников XVIII столетия, который, отвергнув героическую патетику академизма, в своих так называемых галантных картинах стремился передать тончайшие оттенки человеческих переживаний и чувств. В основе каждого произведения живописца — зарисовки, которые он делал в светских салонах, театрах, садах и на улицах Парижа.

На полотне «Капризница» молодая женщина в элегантном темном платье, гордо подняв голову и капризно надув губы, оборачивается к своему кавалеру, который ей что-то вкрадчиво предлагает. Мастер точно передает сомнения героини, пытающейся решить: уйти ей или все же дослушать речь мужчины. Ватто стремится зафиксировать характер и реакцию дамы — едва заметную тревогу. Картина интересна по колориту, основанному на сочетании нежных розовых, бледно-зеленых и голубых тонов. Насыщенность цвета в фигурах персонажей подчеркивает мягкость цветовых решений, используемых художником для передачи пейзажного фона с его полупрозрачными деревьями и едва различимыми силуэтами гуляющих пар.


Никола Ланкре (1690–1743) Портрет танцовщицы Камарго. Первая половина XVIII века. Холст, масло. 45x55

Никола Ланкре, один из талантливых последователей Антуана Ватто, унаследовал его легкую кисть, мягкость и поэтичность красочных соотношений, сюжеты. Французский мастер XVIII века также любил изображать актеров комедии дель арте в сценах спектаклей, концерты на лоне природы, галантные празднества. Его произведения — своеобразный художественный документ, в котором точно отражены театральные костюмы и жесты актеров, режиссерские находки и особенности постановок.

К подобным картинам относится и изящный камерный портрет Марии-Анны Кюпп де Камарго — известной танцовщицы своего времени. Она изобрела до сих пор используемые в балете туфли, укоротила юбку, что позволило ввести в танец новые па. Фактически Камарго является основоположницей балета в его классическом понимании. Танцовщица была весьма популярна и любима современниками, этим объясняется успех полотна и его многочисленные авторские повторения-варианты. Основная композиция в них оставалась прежней, менялся лишь партнер или цвет платья, увеличивалось или уменьшалось количество аккомпанирующих музыкантов среди декораций, изображающих парк. Портрет получился таким красивым благодаря мягкому золотисто-розовому колориту и легкому, изящному исполнению в стиле рококо.



Франсуа Буше (1703–1770) Туалет Венеры. После 1743. Холст, масло. 101x86,7

Франсуа Буше, яркий представитель искусства французского барокко, был весьма разносторонним мастером: он работал как живописец, гравер, иллюстратор, декоратор, расписывал веера и сервизы. Буше был удостоен звания придворного художника, ему покровительствовала фаворитка Людовика XV — знаменитая маркиза де Помпадур. Творчество живописца лишено трагических и драматических коллизий, его искусству присущи легкость, веселье, яркая декоративность. Буше писал мифологические сюжеты для того, чтобы иметь возможность изобразить красивых, изящных, как статуэтки, обнаженных женщин в образах богинь и нимф.

В овальном по форме произведении «Туалет Венеры» богиня показана во всем блеске своей наготы. Она окружена проворными амурами, помогающими выполнять утренние ритуалы. Один держит зеркало, другой повязывает ей ленту на ногу, служанки разбирают драгоценности. Взоры всех персонажей обращены к Венере, выдвигая богиню на первый план, в центр композиции. Колорит характерен для стиля рококо, он построен на сочетании сияющих золотых, мягких розовых, зеленых и голубоватых оттенков цвета. В отличие от предшественника Антуана Ватто в работах Буше нет повествовательного элемента, сюжет присутствует исключительно как художественный повод.


Этьен Морис Фальконе (1716–1791) Амур 1750-е. Мрамор. Высота 85

Автор знаменитого памятника Петру I в Санкт-Петербурге — так называемого Медного всадника, — Фальконе создал и данное изящное произведение в стиле рококо. Первоначально «Амур» предназначался для садового павильона в поместье маркизы де Помпадур. Это обусловило композицию статуи: ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Скульптура пользовалась большой популярностью у знатоков искусства XVIII века, с успехом экспонировалась на выставках. Фальконе многократно повторял своего «Амура», экземпляр, хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым. Шаловливый крылатый мальчик, бог любви, предостерегающе держит пальчик около губ, ведь украдкой он вытаскивает стрелу из лежащего рядом колчана. Его лукавая улыбка намекает, что никто не укроет свое сердце от этих метких стрел. Фальконе убедительно передал пухлое тельце ребенка, мягкие пушистые волосы, обрамляющие живое лицо, перышки крыльев. В его свободной и естественной позе, в том, как он сидит, свесив одну ножку, мастер показал непринужденность и обаяние, свойственные детям.


Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Натюрморт с атрибутами искусства 1766. Холст, масло. 112x140,5

Жан-Батист Симеон Шарден — французский художник, писавший натюрморты и жанровые сценки, в которых воспевал повседневную домашнюю жизнь горожан, передавая ее в спокойной, реалистической манере. Натюрморты мастера тесно связаны с человеком, ведь он — хозяин изображенных вещей, и его присутствие чувствуется в каждом предмете.

Эрмитажное полотно — один из лучших аллегорических натюрмортов. Императрица Екатерина II заказала Шардену исполнить десюдепорт (наддверное живописное панно) для конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картина изображает стол художника, на котором разбросаны вещи — атрибуты искусства. В центре композиции — статуэтка бога Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля, она символизирует скульптуру. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура — свитками чертежей и готовальней. Орденский крест, монеты и медали — это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы Шарден писал исключительно с натуры, фигурка Меркурия реально принадлежала ему, как и кувшин, который можно обнаружить и на других полотнах. Книги, вероятно, — тоже автора, их присутствие в натюрморте как бы намекает, что художник должен быть образованным человеком.

Искусство Шардена как нельзя лучше отражает идеалы эпохи Просвещения.


Жан-Батист Грёз (1725–1805) Паралитик 1763. Холст, масло. 11 5,5x146

Французский живописец Жан-Батист Грёз прославился как портретист и художник, писавший произведения на тему родственных отношений. В жанре семейного быта у него почти не было соперников во французской живописи.

Картина «Паралитик», характерный пример художественного искусства эпохи Просвещения, была главным событием парижской выставки 1763. Мастер представил многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика. Скромный тяжелобольной труженик окружен нежной заботой и всеобщей любовью. Недаром полотно имеет второе название — «Плоды хорошего воспитания». Грез стремился создавать произведения, побуждающие к добродетели. Основная мораль работы — превосходство простого человека над развращенностью французского дворянина. Живописец прекрасно группирует фигуры, однако сцена выглядит несколько сентиментально и театрально. Успех картины у зрителей был огромен. Благосклонность критики Денни Дидро, советника русской императрицы, способствовала приобретению в 1766 полотна Екатериной II у самого автора. В фондах Эрмитажа хранится множество подготовительных рисунков к этому произведению.



Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) Поцелуй украдкой 1787–1789. Холст, масло. 45x55

Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников — Франсуа Буше и Жана-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на «галантные» темы, он развивал направление, заданное Антуаном Ватто. Но в отличие от работ предшественника картины Фрагонара не ограничиваются платонизмом отношений между персонажами, его сцены очень чувственны, а порой даже откровенно эротичны.

«Поцелуй украдкой» — вершина «галантного» творчества мастера. В комнате, отделенной от залы полуоткрытой дверью, юноша «похищает» поцелуй у молодой девушки, ее правая рука сжата ладонями юноши, который удерживает героиню подле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, опасаясь, что кто-нибудь может войти и увидеть их. Поражают убедительность, с которой написаны фигуры, фактурность ткани, интерьер и светотень в комнате.

Картина имела также другое название — «Тайная страсть». Галантные сюжеты Фрагонара естественны в передаче земных чувств, они изящны, поэтичны и декоративны, так как выражают дух культуры XVIII века.


Элизабет-Луиз Виже-Лебрен (1755–1842) Портрет дочерей императора Павла I 1796. Холст, масло. 99x99

Французская художница Элизабет-Луиз Виже-Лебрен принадлежит к небольшому числу европейских живописцев, сумевших занять место на первом плане искусства своего времени. Любимая портретистка королевы Франции Марии-Антуанетты, она эмигрировала с началом революции и, объездив многие европейские столицы, на шесть лет обосновалась в России.

Портрет великих княжон Александры и Елены исполнен художницей в 1796, когда им шел тринадцатый-четырнадцатый год. Лица моделей несколько идеализированы, но каждое обладает особенным выражением. Старшая, Александра, похожа на брата, великого князя Александра Павловича, черты лица младшей, в розовом платье, более мелкие. Княжны изображены рядом друг с другом, они лишь на минуту подняли глаза на зрителя, оторвавшись от созерцания миниатюрного портрета бабушки, Екатерины II, в алмазном обрамлении. Изначально наряды княжон были иными. Слух о том, что картина показалась Екатерине II чересчур откровенной, побудил портретистку изменить одеяния девушек с греческих туник на платья с длинными рукавами. Работая при русском императорском дворе, Виже-Лебрен получала большое количество заказов от аристократии, что способствовало ее финансовому процветанию. По приглашению Наполеона художница вернулась во Францию, где так же плодотворно и успешно творила.


Луи Леопольд Буальи (1761–1845) Бильярд 1807. Холст, масло. 56x81

Французский живописец Луи Леопольд Буальи специализировался в основном на камерных жанровых сценах и портретах. Он настолько точно выписывал детали окружающего мира, что по его произведениям можно изучать интерьеры, моду и нравы времен Консульства, Директории и Первой империи.

После революции появилось множество кафе, недорогих ресторанчиков, где люди могли встретиться, завести новые знакомства, поговорить, обсудить последние новости. К числу таких заведений относились и бильярдные — просторные залы, в которых, выпив чашку чая и пообщавшись с друзьями, можно было развлечься ставшей чрезвычайно популярной после 1789 игрой. В зале, освещенном верхним светом, дающим художнику возможность сделать ряд акцентов, изображено весьма пестрое общество. Главные действующие лица — игроки и бильярд.

Внимание привлекает молодая дама в модном белом платье, собирающаяся сделать удар кием. За ней внимательно наблюдают люди, расположившиеся вокруг стола.

В правой части картины дамы флиртуют с кавалером, другая группа сконцентрировалась у кофейного столика, кормящие матери и играющие дети тоже заняты своими делами и не обращают внимания на игру. В колорите полотна преобладают нежные краски, женские фигуры в полупрозрачных платьях изящны и грациозны.

Интересно отметить, что бильярдом, любимой игрой казненного короля Людовика XVI, сначала увлекались исключительно мужчины. После революции нравы стали более свободными.



Жак-Луи Давид (1748–1825) Сафо и Фаон 1809. Холст, масло. 225,3x262

Основоположник французского неоклассицизма Жак-Луи Давид написал представленную картину по заказу князя Н. Б. Юсупова. Древнегреческая поэтесса Сафо была любимой героиней художников этого направления. Легенда повествует о том, что она влюбилась в красавца-моряка Фаона. Он каждый день на лодке уходил в море, а Сафо ждала его возвращения. Однажды возлюбленный не возвратился домой, и героиня в отчаянии покончила с собой, бросившись в волны бурного моря.

Картина от сюжета до одежд героев и мебели, которую живописец специально изучал по памятникам античного искусства, выдержана в духе классических образцов. Композиция полотна довольно статична и театральна, фигуры персонажей напоминают ожившие идеальные статуи. Мифологический элемент в произведении — Купидон, причем совсем не маленький пухлый мальчик, обычный для произведений барокко и рококо. Здесь в его фигуре явно читаются классицистические пропорции удлиненного тела. Крылатый бог любви протягивает Сафо лиру — символ поэтов, как бы намекая, что благодаря этому чувству создаются лучшие произведения.


Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) Портрет графа Н. Д. Гурьева 1821. Холст, масло. 107x86

Жан Огюст Доминик Энгр, общепризнанный лидер европейского академизма, вошел в историю французской живописи, прежде всего, как великолепный портретист.

В эрмитажном собрании Энгр представлен единственной работой — написанным во Флоренции портретом Николая Дмитриевича Гурьева, флигель-адъютанта Александра I, участника войны 1812, дипломата, чиновника Министерства иностранных дел.

Художник подчеркивает индивидуальность облика русского вельможи, выявляет в нем внутреннюю значительность и чувство собственного достоинства. Он акцентирует гордую позу и энергичный поворот головы, а эффектно перекинутый через плечо плащ делает портрет парадным. Точный рисунок в сочетании с тщательной моделировкой придает работе классическую чеканность форм. Однако необычная для академического портрета сложность личной характеристики модели, особое тревожное состояние, которое подчеркивает пейзажный фон со свинцовым предгрозовым небом, привносят в полотно черты романтизма, пришедшего на смену академизму и классицизму.


Густав Курбе (181 9-1877) Пейзаж с мертвой лошадью. Вторая половина 1850-х. Холст, масло. 45x56

Густав Курбе — выдающийся французский художник, родоначальник реализма. В Эрмитаже среди других его работ выделяется «Пейзаж с мертвой лошадью». Курбе говорил, что живопись должна показывать те вещи, которые мастер видел или коснулся их.

Сюжет картины загадочен: в центре композиции на обочине дороги посреди чащи лежит туша мертвой белой лошади. Едва различима фигура человека, который убегает в глубь леса. Для зрителя случившееся остается тайной: было ли животное убито или человек здесь ни при чем, а просто является свидетелем несчастного случая? Современники отмечали смелость, с которой Курбе показал лошадь, совершенно не страшась шокировать публику. Мастер твердо решил отображать правду жизни, какой бы неприглядной она ни была.

Если мысленно убрать фигуры лошади и человека, пейзажный фон в представленной работе не потеряется, а, наоборот, будет пленить сочетанием теплых зеленых оттенков.


Эжен Делакруа (1798–1863) Охота на львов в Марокко 1854. Холст, масло. 74x92

Эжен Делакруа — французский живописец и график, один из родоначальников романтического направления в европейском искусстве.

Полотно интересно сюжетом, новым для своего времени, необычайной красочностью и эмоциональностью изображения. Художник написал картину, в которой сумел живо передать свои впечатления от Марокко, через целых двадцать лет после путешествия в Африку.

Сцена охоты пронизана динамикой и энергией, буквально чувствуется напряженная атмосфера, царящая перед схваткой со львом. Делакруа выбирает не кульминацию события, а момент, предшествующий ей. Еще минута — грянет выстрел и начнется борьба. Цветовые соотношения наполнены контрастами красного, синего и зеленого. Природа, служащая фоном происходящему, не бесстрастна, она выступает одним из героев произведения. Во всем ощущается внутреннее движение: ствол дерева кажется перекрученным, бурлит и поднимается волнами даль, уходящая к горизонту, беспокойно переступает с ноги на ногу и вырывается лошадь. Подобная трактовка темы весьма показательна для художника-романтика. Путешествуя по Востоку, Африке, интересуясь культурой других стран, романтики привнесли в искусство новые, неизбитые сюжеты.


Оноре Домье (1808–1879) Ноша (Прачка). Между 1850–1853. Холст, масло. 130x98

Оноре Домье — крупнейший французский художник-график, мастер политической карикатуры, живописец и скульптор. Если графические работы Домье наполнены иронией и сатирой, то в своих живописных произведениях он выступает как романтик, отдающий все симпатии своим героям.

Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Художник опускает лишние детали, оставляя лишь фигуры путников, объем которых подчеркнут широкой штриховкой. Живописец создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. Женщина здесь — воплощение безысходности, а пейзаж суровым аккомпанементом вторит ее отчаянным движениям. Полотно выполнено в сумрачном, темном колорите, его характеризуют резкие контрасты светотени, обобщенные формы и экспрессивные линии. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.


Жан-Франсуа Милле (1814–1875) Крестьянки с хворостом. Около 1852. Холст, масло. 37,5x29,5

Почти все творчество французского художника Жана-Франсуа Милле, как и братьев Ленен, посвящено крестьянам и их труду. Однако в персонажах живописца нет того спокойствия и уверенности, которыми обладали герои Лененов, их жизнь окрашена в более драматические и сумрачные тона. Обычно Милле пишет крестьян, занятых повседневной работой: они собирают в поле колосья и мотыжат землю, пасут стада или прядут шерсть. Автор неоднократно использовал сюжет с бедняком, согнувшимся под тяжестью вязанки с хворостом.

На картине «Крестьянки с хворостом» изображены две женские фигуры, медленно бредущие с огромными вязанками по лесной тропинке. Сумрачные тона определяют безрадостный настрой полотна. Окружающий пейзаж едва различим: темные вертикали деревьев, наваленные камни справа, ощущение холодного вечера — из этих деталей вырисовывается образ суровой природы. Крупные монументальные формы, обобщенный лаконичный рисунок, медленное и твердое движение — в работе нет и намека на сентиментальность, все выдержано в одном скорбном ключе.

Однажды Милле признался другу, что ему никогда не открывается светлая сторона жизни и он никогда не видел ее и не знает, что это. Именно эти слова художника невольно вспоминаются при взгляде на представленную картину.


Жан-Батист Коро (1796–1875) Пейзаж с озером. Конец 1860-х-начало 1870-х. Холст, масло. 53x65,5

Выдающийся художник-романтик Жан-Батист Коро был близок к барбизонской школе, хотя начал работать еще задолго до своих поездок в деревню Барбизон. Помимо пейзажей он писал картины на мифологические темы, декоративные панно, был прекрасным портретистом. Коро создал собственную живописную манеру, основанную на тонких соотношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов.

В картине «Пейзаж с озером» сквозь просвет в чаще леса открывается вид на озеро и далекую деревню. Ветви деревьев, сплетаясь, напоминают театральные кулисы. От краев холста по направлению к центру композиции изображены черные силуэты деревьев, которые постепенно становятся все более прозрачными и наконец растворяются в световом потоке. В этом пейзаже художник избегает всего, что может увести в сторону от созерцания красоты природы, он с удовольствием передает градации насыщенного зеленого цвета.

Пейзажам Коро свойственен искренний и тонкий лиризм. Каждое полотно мастер стремится наделить спокойствием и душевной чистотой. Его искусству чуждо состояние тревоги или грусти, произведения живописца композиционно уравновешенны и гармоничны.



Клод Моне (1840–1926) Дама в саду Сент-Андресс 1867. Холст, масло. 82x101

Клод Моне — французский живописец второй половины XIX века, один из основателей направления импрессионизма в искусстве. В своих произведениях он стремился уловить неповторимость и изменчивость природы в определенный временной промежуток. Творчество Моне разнообразно, но любимой его темой являлись пейзажи, которые целиком создавались на пленэре.

«Дама в саду Сент-Андресс» относится к ранним работам Моне, в которых он любил изображать людей на фоне летнего пейзажа. Художник стремился сделать человеческую фигуру частью природы, то есть одного целого, окружить ее светом и воздухом. Живописец прекрасно передал ощущение яркого солнечного дня, под его кистью горят лепестки распустившихся цветов, сияет белый наряд женщины, переливается и колышется зеленая трава. В импрессионистической палитре мастера — исключительно чистые и звонкие цвета. Композиция картины не случайна, она предельно продумана для того, чтобы еще более усилить ощущение естественности запечатленного на холсте пейзажного мотива.


Эдгар Дега (1834–1917) Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия) 1875. Холст, масло. 78,4x117,5

Один из самых знаменитых французских художников-импрессионистов, Эдгар Дега, как и его коллеги, был увлечен разнообразием и подвижностью городской жизни. Он стремился запечатлеть современный ему Париж в постоянно меняющихся видах и аспектах. Во многих произведениях живописца композиция обладает динамичной фрагментарностью кинокадра, ей свойственны неожиданные ракурсы, сочетания, кажущиеся случайностью с точным расчетом.

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из берлинского частного собрания. С одной стороны — это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Главный герой — аристократ Людовик Лепик, художник и гравер, заядлый театрал, большой любитель собак и близкий друг Дега.

Мастер изобразил его вместе с двумя дочерьми и гончей. Персонажи пересекают площадь Согласия в Париже, за оградой, на заднем плане, видны сады Тюильри. Художник провокационно показал разнонаправленность движений отца и дочерей, как будто они не семья, а прохожие, случайно оказавшиеся рядом. В этом построении проявляется новаторство Дега: он мог написать движение, а позирование моделей ему было не нужно. Мастер поймал необычный ракурс, картина написана быстрыми и широкими мазками. Удивительное сочетание почти фотографически точного изображения момента и живописного воплощения движения создает образ вечности, стоящей за мгновением.


Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Портрет актрисы Жанны Самари 1878. Холст, масло. 174x105

Крупнейший представитель французского импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар очень много работал в области портрета. Его женские образы полны очарования и непосредственности. Блестящим примером является портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари. Она изображена во весь рост на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, специально принесенных художником в обычно пустую мастерскую для создания парадной обстановки. Ренуар едва наметил психологический рисунок своей модели, он с радостью перешел к передаче перламутровости ее кожи, пушистости легких рыжеватых волос, подведенных глаз и ярких приоткрытых губ. Как истинный импрессионист, Ренуар с удовольствием разбирает сложную цветовую гамму светлого платья актрисы, создает разнообразные по форме мазки золотистого, розоватого и сиреневатых тонов.

Эрмитажный портрет Жанны Самари не единственный в творчестве живописца, ее поясной портрет находится в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, а третий украшает фойе «Комеди Франсез».


Анри Фантен-Латур (1836–1904) Цветы в глиняной вазе 1883. Холст, масло. 23x29

Анри Фантен-Латур является известным французским художником и литографом второй половины XIX века. Его современниками были импрессионисты, однако живописец предпочитал работать в стиле, близком к реализму. Мастер известен групповыми портретами своих друзей — художников и писателей, а также цветочными натюрмортами. Фантен-Латур отдавал предпочтение «сочиненным» композициям.

Маленькая по размеру картина «Цветы в глиняной вазе» привлекает удивительной свежестью красок и непосредственностью восприятия автора. Полотно отличается точностью рисунка и утонченностью сочетаний приглушенных бело-серых и розовых тонов. Художник так мастерски выписал, буквально вылепил цветки, что они кажутся живыми. Несмотря на яркость и натуралистичность изображения, Фантен-Латур никогда не применял открытый цветной мазок, который использовали импрессионисты.

Живописец любил проводить лето в Бюре, а по возвращении в Париж привозил с собой любимые натюрморты с цветами. Представленная картина была написана как раз в один из таких летних сезонов. Художник подарил ее сестре, проживавшей в Варшаве. Она была замужем за русским офицером Яновским, а позже из его коллекции полотно оказалось в собрании Эрмитажа.


Эдгар Дега (1834–1917) Причесывающаяся женщина. Около 1885. Бумага серо-коричневая, наклеенная на картон, пастель. 54x52,5

Эдгар Дега — один из представителей французского импрессионизма в живописи и графике. В противоположность своим коллегам он мало интересовался пленэром. Любимыми темами художника, в которых он очень узнаваем, были бега, скачки, жизнь балерин во время репетиций и выступлений, женщины за умыванием, певицы из кафешантанов. Через этих героев Дега решал свои художественные задачи: быструю смену движения, сложный ракурс и поворот силуэта, а также по-новому использовал технику пастели.

В Эрмитаже хранится одна из лучших «пастельных» работ мастера — «Причесывающаяся женщина» или «Женщина за туалетом». Молодая девушка, сидящая в сложной позе, изображена со спины. Тонкая моделировка тела, плавная, текучая линия силуэта и чистый светлый колорит картины пленяют зрителя. Дега использовал тончайшие нюансы однотонной, гладко растушеванной пастели, потом постепенно обогащал их другими оттенками и переходами, а под конец вводил яркие цветовые штрихи, подчеркивающие ту или иную форму.


Винсент Ван Гог (1853–1890) Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене) 1888. Холст, масло. 73х92

Винсент Ван Гог — один из самых известных художников второй половины XIX века, представитель направления постимпрессионизма в живописи. При жизни он не был признан, фактически нищенствовал, а сегодня его полотна — гордость любого музея и удача для аукционного дома.

Второе название представленной картины относится к деревне Эттен в Голландии, где жили родители Ван Гога. Таким образом, на полотне появляется голландская крестьянка, ухаживающая за цветами, и капустное поле на заднем плане. Яркий цвет и красная тень на зонтике связаны с ослепительным светом Прованса. Полотно написано не с натуры, а по воображению. Все в нем плоскостно — и фигуры, и пейзаж. Пространство разворачивается не в глубину, оно идет параллельно плоскости холста отдельными зонами — творческий метод, заимствованный у японских художников. Внутри «зоны» насыщены стремительными осязаемыми мазками, создающими внутренний динамизм форм.

По эмоциональному строю «Арльские дамы» — произведение неоднозначное, весьма сложное. Несмотря на яркий колорит красок, картина вызывает у зрителя невольное чувство тревоги, усугубляемое печальными лицами идущих женщин. Работа написана в последние годы жизни художника, когда окружающий мир приносил ему только страдания.


Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду господина Фореста) 1889. Картон, гуашь, акварель, темпера. 76,7x57,5

Французский художник прославился как выдающийся мастер-постимпрессионист, работавший в области рекламного плаката и графики. Он принадлежал к старинному роду Тулуз-Лотреков. После детской травмы рост Лотрека прекратился по причине наследственного заболевания, возникшего из-за брака между родственниками. Не имея возможности вести полноценную жизнь, поступить на военную службу, молодой Лотрек нашел свое призвание в искусстве, начал заниматься графикой. Художник любил ярмарочные веселья, цирк, позже стал завсегдатаем монмартрских кабаре и публичных домов, обитатели которых были его моделями.

Картина «Женщина с зонтиком» имеет и другое название — «Глухая Берта в саду господина Фореста». Берта прибыла в Париж на заработки, но после неудачных поисков работы оказалась в публичном доме. Существует фотография, где она позирует художнику для этой работы. Одетая в нарядное муслиновое платье с кружевами, модель сидит в весеннем распускающемся саду. На ее голове — маленькая шляпка, в руках сжат зонт-трость. Произведение мастера отличается изысканным колоритом, здесь господствуют розовые, лиловые и голубые тона. Резко и графично изображено своеобразное лицо женщины. Картина написана экспрессивными мазками, положенными смело и свободно, но с чрезвычайной точностью.


Поль Гоген (1848–1903) Женщина, держащая плод (Eu haere ia ое) 1893. Холст, масло. 92,5x73,5

Крупнейший представитель постимпрессионизма, французский художник Поль Гоген связал собственное творчество с далеким островом Таити. Свой идеал красоты он обрел в образе молодой таитянки с широкими плечами, сильным торсом, особенным абрисом лица, на котором выделяются пухлые губы, широкие крылья носа и удивительные миндалевидные глаза. Чтобы передать своеобразный мир, где человек и природа живут в гармонии, Гоген отошел от многих традиций европейской живописи. Он отказался от воздушной перспективы, светотеневой моделировки. Основными характеристиками его художественной манеры становятся декоративность и монументализм. В работах Гогена наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании постепенно тесно сплетается с местными мифами. Держащая в руках плод манго таитянка написана красивым, изысканным золотисто-коричневым тоном. Возможно, моделью послужила первая таитянская жена Гогена, Техура. Пейзаж, как и фигура, трактован в картине весьма обобщенно. Пятна золотистого, красного, розового и зеленого цветов делают полотно похожим на декоративный красочный ковер.


Поль Сезанн (1839–1906) Курильщик Между 1890–1892. Холст, масло. 92,5x73,5

Поль Сезанн — французский художник, ярчайший представитель постимпрессионизма. Несмотря на то что он творил одновременно с импрессионистами, живописцы шли разными путями. Мастера интересовали не только свет и цвет, он старался найти иные способы передачи форм и объектов. В отличие от импрессионистов Сезанн не стремился запечатлеть мгновение. Каждое свое произведение он писал чрезвычайно долго, неоднократно возвращаясь к определенным мотивам.

В последнее десятилетие жизни художник часто изображал сидящих моделей. Статичная, неподвижная поза была нужна ему, так как он относился к фигуре человека как к предмету. Его интересовал не характер модели, а ее форма и цветовое решение на холсте. Зеленоватым оттенком он, как скульптор, объемно лепит фигуру и расставляет рефлексы цвета на руках мужчины. Сезанн не прописывает глаза курильщика, оставляя вместо них темные пятна краски. Абстрагируясь от бытовых аспектов, он развивает тему отрешенности от повседневной суеты.


Морис Дени (1870–1943) Фигуры в весеннем пейзаже (Священная роща) 1897. Холст, темпера, масло. 156,5x178,5

Французский художник-символист Морис Дени наряду с П. Боннаром и Э. Вюйаром являлся основателем группы «Наби» («Пророки») и ее основным теоретиком.

По совету Александра Бенуа эта картина была куплена Петром Щукиным для личной коллекции произведений искусства. На представленном полотне Дени запечатлел трех юных дев в прозрачном весеннем лесу. Две из них сбросили свои одежды и собирают букеты, третья еще облачена в белое платье. Подобные изображения молодых женщин в роще связывались с темой весны, пробуждающейся после зимы природы, будущего цветения и любви. Работы символистов не могут быть трактованы однозначно. Возможно, девушки — это три грации, олицетворяющие Красоту, Любовь и Удовольствие. Дени было свойственно преклонение перед женщиной, в его картинах они даже обнаженные выглядят целомудренными и идеализированными. Подобный подход к изображению женских образов служил основанием для сравнения полотен художника с фресками Фра Анджелико. Картина живописца отличается простыми формами, мягкостью линий и плавными красочными переливами розового и голубого тонов.


Одилон Редон (1840–1916) Женщина с полевыми цветами. Около 1890–1900. Бумага, пастель, уголь. 52x37,5

Французский живописец и график Одилон Редон является одним из самых интересных, ни на кого не похожих художников-символистов. В своих работах он неоднократно изображал цветы, но они — не просто натюрморт. У Редона цветы наделены душой, они живут и страдают. Каждый цветок, написанный мастером, — нечто живое, обладающее собственным характером, хранящее свою нежную тайну. Часто изображение букетов соседствует на его пастелях и рисунках с женскими образами.

В представленной картине радужные и дымчатые цвета пастели создают ощущение ирреальности, некой загадочности. Простые полевые растения и таинственное женское лицо составляют букет, они неотделимы друг от друга. Возможно, этот грустный лик и есть душа цветка, то ароматное существо, восхитительное порождение света? Редон заставляет зрителя задуматься, искать разгадку его искусства.

Мистическое направление символизма подразумевало множество толкований, а мир, нарисованный художником, и по сей день продолжает хранить свои секреты.


Пабло Пикассо (1881–1973) Любительница абсента 1901. Холст, масло. 73x54

Основоположник кубизма, Пабло Пикассо много работал как график, скульптор, керамист. Своим творчеством он оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства XX века и породил массу подражателей.

Представленная картина «голубого периода» была написана Пикассо во время повторной поездки в Париж. Тема одинокого, сидящего в кафе человека была заимствована мастером у Анри де Тулуз-Лотрека, но в работе испанца она звучит с особым драматизмом, выраженным в лаконичной форме. Одинокая женская фигура в голубом сидит за столиком в кафе перед штофом и рюмкой с абсентом. В позе любительницы абсента, выражении ее лица чувствуется отверженность. Смелая деформация в изображении фигуры, замкнутой в собственное объятие и задвинутой в угол, усиливает остроту образа. Стены грязновато-красного тона и голубоватый столик сжимают пространство вокруг женщины, замыкают ее в безысходном одиночестве. Пикассо наполняет образ внутренним напряжением, и суровая, холодная тональность полотна создает ощущение полной отрешенности от мира. Эта картина — не конкретный портрет, а обобщенный образ одинокого, смирившегося со своей судьбой человека.


Огюст Роден (1840–1917) Ромео и Джульетта 1905. Мрамор. Высота 71

Великий французский скульптор Огюст Роден в попытке запечатлеть мгновение был близок к импрессионистам, однако его искусство вполне вписывается в стилистику модерна.

Эрмитажная скульптура «Ромео и Джульетта» выполнена в духе знаменитых роденовских работ — «Вечная весна» и «Поцелуй». Экспрессия фигур влюбленных сравнима с легкими барочными скульптурами итальянца Джованни Бернини. Роден сумел зафиксировать момент, когда тела слившихся в прощальном поцелуе возлюбленных составляют одно целое. Еще секунда — и Ромео разорвет жаркие объятия, спрыгнет с балкона и скроется в ночной тьме. Скульптор не дает четкой границы формы, ясного перехода фигур. Он создает впечатление обволакивающей группу воздушной среды. Поражает обработка мрамора — он кажется легким, невесомым и одновременно живым, что достигается сочетанием разнообразных техник отделки поверхности скульптуры. Творчество Родена оказало значительное влияние на направление ар-нуво, предвосхитив его. Некоторые работы Рене Лалика в стекле навеяны шедеврами мастера.


Кес ван Донген (1877–1968) Красная танцовщица 1907. Холст, масло. 99,7x81

Нидерландский художник Кес ван Донген большую часть жизни прожил во Франции. Он является одним из основоположников нового направления в живописи — фовизма. Произведения фовистов называли «дикими», такое впечатление на современников производил яркий, кричащий цвет, буквально вырывающийся с полотен.

«Красная танцовщица» относится к лучшим образцам раннего творчества ван Донгена. На картине изображена танцовщица Нини, выступавшая в кабаре «Фоли-Бержер». «Кричащий» оранжево-красный цвет, заливающий половину холста, придает ему особый эмоциональный настрой. Разные по размеру и форме динамичные мазки широко и обобщенно передают вихрь закрутившейся юбки.

Небольшое зеленое пятнышко на белой подвязке усиливает воздействие локального красного цвета. Помимо кабаре персонажей многих своих полотен живописец находил в цирке Медрано на Монмартре. Непризнанный широкой публикой в начале карьеры, в 1920-е ван Донген стал успешным художником. Свои портреты ему заказывали известные артисты, писатели и даже политические деятели.


Шарль Герен (1875–1939) Обнаженная женщина. Около 1910. Холст, масло. 116x89

Ученик знаменитого художника-символиста Густава Моро, Шарль Герен оттачивал собственное умение, занимаясь копированием картин старых мастеров в Лувре. В своих произведениях он не отходит от узнаваемых форм, не экспериментирует. Живописец изображает моделей в спокойной, часто камерной обстановке, палитра его работ мягкая и гармоничная, в ней нет кричащих цветов.

Обнаженная модель на представленной картине спокойно позирует художнику, совершенно не смущаясь обстановки и полного отсутствия одежды, кроме большой черной шляпы. Контурная линия синего цвета подчеркивает и выделяет бело-розовую кожу натурщицы. В этой работе Герена чувствуется влияние декоративных работ Мориса Дени, а цветовой строй полотна напоминает произведения Поля Сезанна с его изысканной сине-голубой тональностью. Известный любитель искусства С. И. Щукин неоднократно приобретал картины Герена в свое собрание.


Анри Матисс (1869–1954) Красная комната 1908. Холст, масло. 180,5x221

Лидер течения фовистов, французский живописец и скульптор Анри Матисс в своих работах стремился через яркий цвет и упрощенную форму передать настоящие эмоции.

Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Оно было заказано для столовой московского особняка известного русского коллекционера и мецената Сергея Ивановича Щукина. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Однако накануне осеннего Салона 1908 в Париже Матисс неожиданно кардинально переписал его, объяснив это тем, что оно показалось ему недостаточно декоративным и в красном цвете все выглядит значительно красивее.

Ткань красно-малинового тона с энергичными изгибами синего узора спускается со стены и овладевает плоскостью стола, образуя с ним единое целое. Чистый красный цвет поглощает пространство комнаты и женскую фигуру, плоскость холста превращается в декоративную поверхность. Но художник углубляет холст, вводя мотив окна, за которым открывается зеленый сад с цветущими деревьями.

Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Цвет для него является основным выразительным средством, красный на полотне словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.


Анри Матисс (1869–1954) Танец 1910. Холст, масло. 260x391

Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Перед отправкой в Россию оно выставлялось на осеннем Салоне и вызвало скандал: устроители и зрители называли художника сумасшедшим, досталось и заказчику, которого обвинили, что он собирает мусор. Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». На картине изображен хоровод пяти обнаженных людей, которые, взявшись за руки, танцуют на вершине холма. Яркое звучание трех цветов — красного, синего и зеленого — усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики. Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и передачи глубины пространства. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. Напор и мощь, заключенные в чистых красках, передают вырвавшиеся на поверхность чувства и страсти. Мотив хоровода многократно повторялся в европейском искусстве, у Матисса же он становится воплощением ритма и экспрессии XX века.


Пьер Боннар (1867–1947) У Средиземного моря. Триптих 1911. Холст, масло. Центральная часть — 407x1 52, боковые — 407x152

Глава группы «Наби» («Пророки»), французский живописец Пьер Боннар любил писать средиземноморские и парижские пейзажи, натюрморты, бытовые сценки и интерьеры в мягких, лирических цветах. Он выработал собственную манеру письма с ярко выраженной декоративностью, значительную роль в которой играет передача пространства, освещения и объема. В 1911 известный московский коллекционер И. А. Морозов заказал Боннару серию панно для парадной лестницы своего особняка на Пречистенке. Триптих занимал торцовую стену лестницы.

Согласно замыслу художника, композиция делилась белыми полуколоннами на три части. Перед зрителем раскрывается сверкающий средиземноморский пейзаж, видимый словно сквозь античный портик. Композиция построена по классической схеме — с тремя планами. Горячим ослепительным солнцем залита площадка перед виллой. Со всех сторон она окружена деревьями и лишь в глубине, в просвете между ними, виднеется лазурное море. В тени деревьев, скрываясь от зноя, девочка в белом платье играет с котенком (левая створка триптиха), женщина на правой створке разговаривает с попугаем, двое малышей на центральной копошатся в песке. Но фигуры не отвлекают внимания зрителя от главного героя — окружающей их роскошной и яркой южной природы. Большую часть композиции занимают громадные стволы и кроны деревьев, их буйная зелень салатных, желтых и серебристых тонов задает колорит триптиха. Работая над панно, художник обобщил цвет. Боннар использует десятки оттенков зеленого и желтого, лилового и розового, коричневого и голубого, но избегает пестроты. Мелкие раздельные мазки создают впечатление вибрации света. Средиземноморский триптих показывает выдающийся живописный талант мастера и раскрывает его как изумительного колориста.



Андре Дерен (1880–1954) Пейзаж с лодкой у берега (Карьер-Сени-Денни). Около 1915. Холст, масло. 100x65

Французский живописец Андре Дерен начал свой творческий путь на рубеже двух столетий. Он был одним из наиболее инициативных членов группы фовистов, увлекался сезаннизмом, дружил с Матиссом и Пикассо, приобщившим его к кубизму. Дерен также черпал вдохновение в работах старых мастеров и самой природе.

В «Пейзаже с лодкой у берега» художник возвращается к классической простоте композиции. Картина весьма условно передает пейзаж, но вместе с тем она вдохновлена им. Дома, построенные из местного камня, деревья, прибитые к берегу лодки передают характер местности приморских Альп. Художник специально уменьшил количество цветов на своей палитре, оставив лишь желтоватые, коричневые, серо-голубые и зеленые, чтобы воспроизвести гамму этой солнечной местности. В расположении домов, деревьев и даже травы чувствуется влияние кубизма. Однако более всего в картине ощущается воздействие старых мастеров — примитивистов итальянской сиенской школы.

Оглавление книги


Генерация: 0.469. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз