Книга: Как путешествовать

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения

В каждой стране есть свои особенности правил дорожного движения. Их нужно знать и соблюдать. Но не стоит сильно напрягаться по этому поводу и, въезжая в новую страну, стараться заучить наизусть весь свод местных правил. Достаточно ориентироваться на поведение на дороге местных жителей, не делать необдуманных резких движений, полагаться на здравый смысл и свой опыт, стараться сохранять спокойствие.

Во всех странах существуют ограничения скорости. На территории населенных пунктов они ниже, чем на шоссейных дорогах и автострадах. Начало населенного пункта обозначается табличкой с его названием, конец – перечеркнутой табличкой. Когда вы превышаете скорость вне населенного пункта, полицейские, как правило, не выскакивают на дорогу, чтобы вас резко затормозить, а передают описание машины по рации своим коллегам по ходу движения. И уже те принимают меры к вашему задержанию.

Для того чтобы продемонстрировать свое желание пойти на обгон, чаще всего достаточно приблизиться, сдвинуться ближе к осевой линии и включить поворотник. Если этого окажется недостаточно, можно еще и помигать фарами. На узких горных дорогах принято сигнализировать клаксоном о своем приближении к крутым «слепым» поворотам. В азиатских и африканских странах вообще клаксон используется при каждом удобном поводе. В Европе же подавать звуковой сигнал разрешается только в ситуации реальной опасности ДТП.

При въезде в тоннель нужно обязательно включать фары. В Скандинавских странах принято ездить с включенными фарами и ночью и днем (считается, что включенные фары уменьшают вероятность столкновения с другими машинами на 30 %). Однако, например, в Германии это запрещено, а в Венгрии фары принято включать только в пасмурную погоду. В любом случае лучше ориентироваться на поведение других участников движения и делать так же, как и они.

Скоростные автострады, у которых нет одноуровневых пересечений ни между собой, ни с другими дорогами, имеют абсолютный приоритет. При пересечении двух дорог равной значимости и на неконтролируемом Т-образном перекрестке преимущество у транспорта справа. На многих перекрестках устроены круговые развязки, обозначаемые знаком с тремя заверченными по кругу стрелками. При въезде на них не стоят знаки «стоп», но находящийся на кольце транспорт следует по главной дороге. Въехав на круг, нужно продолжать движение до тех пор, пока не определите, в какую сторону выехать. Если на разворотный круг выходят две полосы, нужно держаться внутренней, сигнализируя поворотником с внутренней стороны до тех пор, пока не соберетесь выезжать. Как только проедете последний выезд перед тем, с которого собираетесь выезжать, нужно включить поворотник с внешней стороны и перестраиваться во внешний круг.

Дорожные знаки

Подавляющее большинство используемых за границей дорожных знаков ничем не отличается от российских. Если же и встречается какой-нибудь новый знак, его значение, как правило, понять довольно просто. Ромбовидные знаки определяют приоритет, красные треугольники предупреждают, красные круги запрещают, синие круги рекомендуют, прямоугольники направляют. Красный цвет на знаках означает какой-то запрет, желтый – предупреждение об опасности (например, желтые кенгуру, верблюды и крокодилы). Прерывистая белая линия по центру дороги делается на участках шоссе, на которых обгон разрешен, а сплошная – там, где он запрещен. Толстая белая линия поперек дороги обозначает, что проезд без остановки запрещен, а косая отделяет часть дороги, на которой стоянка запрещена.

Парковка

Если вы планируете остаться в каком-нибудь крупном городе на пару дней, то машину лучше оставить на окраине, возле какой-нибудь станции метро, и купить проездной на общественный транспорт на один или пару дней. Если же вы собираетесь заехать в город с краткосрочным однодневным визитом, то, наоборот, выгоднее заехать на машине в самый центр и оставить ее на центральной парковке.

При определенном упорстве и большом везении в любом городе любой страны можно найти место для бесплатной парковки. Места, где остановка запрещена, выделяют нарисованной на проезжей части зигзагообразной линией. Часто встречаются места, которые зарезервированы для резидентов (постоянных жителей этого города или поселка). Поэтому, найдя удобное место, нужно посмотреть, нет ли на лобовых стеклах всех припаркованных там машин одинакового знака.

Для оплаты стоянки чаще всего используются парковочные счетчики или система «плати и демонстрируй». По ней нужно купить билет в автомате (некоторые автоматы спрашивают и регистрационный номер машины), нажать кнопку (обычно зеленую, другие кнопки для резидентов, которые имеют преимущества), получить билет, в котором обозначен оплаченный лимит, и выставить его на приборной доске (на улицах ближе к стороне, обращенной к обочине).

Во многих городах Европы существуют «синие зоны» – районы для кратковременной парковки (обычно не больше 2 ч). В разных странах эти зоны могут обозначаться по-разному. Прежде, чем оставлять там машину, нужно приобрести билет или «парковочный диск». Это можно сделать в офисе туристической информации, в полицейском участке или табачном киоске – чаще всего бесплатно. Арендные компании обычно комплектуют такими дисками все свои машины. Когда используется билет, на нем нужно написать дату и время прибытия и положить на приборную доску со стороны, ближайшей к обочине. На дисках время прибытия можно выставить с помощью стрелок. Обычно время округляется до ближайшего получаса (например, если прибыли в 7.10, можете смело ставить 7.30).

На стоянках используется такая система: при въезде вы получаете билет с отмеченным на нем временем прибытия. Перед выездом его необходимо засунуть в автомат, который покажет, сколько требуется заплатить (многие автоматы, к сожалению, принимают только монеты). После оплаты на билете появляется отметка об оплате и времени. На выезде этот билет нужно показать охраннику или засунуть в специальный автомат, поднимающий шлагбаум.

Для безопасности на крупных стоянках для одиноких женщин-водителей зарезервированы специальные места – обычно где-нибудь на первом этаже. Например, в Германии такие места отмечаются табличками «Nur Frau» (только для женщин).

Штрафы

Штрафные пункты и лишение прав туристам не угрожают – даже в случае самых серьезных нарушений правил. Правда, это иногда может стать причиной отказа в визе, а в серьезных случаях (при наличии пострадавших и неявки в суд) и запрета на въезд в страну сроком до пяти лет (это может означать «закрытие» всего Шенгенского пространства). В случае же аварий со смертельным исходом есть вероятность и тюремного заключения.

В большинстве стран полиция имеет право брать штраф с водителей непосредственно на месте. Полиция во Франции, Германии и Италии периодически устраивает на дорогах блокпосты, где идет проверка всех машин и водителей. Максимально допустимый уровень алкоголя в крови измеряется в миллиграммах. Например, 50 мг эквивалентно 0,08 % или 0,8 г на 1 л. Все чаще и чаще на дорогах используются специальные камеры, фотографирующие регистрационные номера нарушителей скоростного режима. Квитанцию на оплату штрафа посылают по почте на адрес регистрации машины или адрес офиса, в котором она арендована. Раньше одновременно присылали и фотографию машины. Сейчас это не практикуется, но в полиции все равно остается фото, поэтому судиться практически бесполезно. Штрафуют только за превышение допустимой скорости больше чем на 10 %. Кроме того, часть камер бывает выключена, а некоторые снимки – слишком расплывчатыми. О приближении к стационарным камерам предупреждают дорожные знаки, но часто используются переносные радары, установленные в припаркованных на обочине или посреди дороги автомашинах.

Воровство и угоны машин

В Европе автомобилисты сравнительно редко становятся жертвами бандитских нападений. Значительно чаще приходится сталкиваться со случаями воровства, жульничества и мошенничества. Вещи из машин чаще всего воруют в Румынии, Испании и Южной Италии. Но и в Северной Европе не стоит расслабляться и оставлять паспорт, деньги и любые мало-мальски ценные вещи без присмотра.

Как известно, воры концентрируются там же, где и туристы, поэтому в маленьких городах их меньше, чем во всемирно известных туристических центрах. По статистике, чаще всего автомобили угоняют в Праге и в городах Польши. Поэтому те, кто озабочен сохранностью своей машины, в крупных городах предпочитают оставлять ее на охраняемых стоянках. Если же это кажется вам слишком дорого, то лучше оставить свой автомобиль в одном из мелких населенных пунктов и въезжать в крупный город на общественном транспорте.

Иногда в Европе случаются и бандитские нападения с целью завладения машиной. При этом водителя обычно заставляют остановиться и выйти из машины не под угрозой применения оружия, а хитростью: какой-нибудь добровольный «помощник» показывает жестами, что у вас спущена шина, либо слегка ударяет вашу машину сзади. Делается это в надежде, что вы сами остановите машину и выйдете посмотреть, что именно произошло. Если дело происходит в пустынном, плохо освещенном месте, безопаснее не останавливаться, а включить аварийную сигнализацию и медленно поехать к ближайшей заправке или какому-нибудь другому оживленному и хорошо освещенному месту.

Аварии и поломки

В соответствии со статистикой Международной дорожной федерации, самые опасные для вождения страны Европы – Турция, Латвия, Польша и Португалия, а самые безопасные – Нидерланды, Дания, Финляндия и Германия.

Если вы берете автомобиль в прокате, в вашем контракте предусмотрен тот или иной вид дорожного сервиса. Кроме того, на помощь может прийти один из местных автомобильных клубов. Большинство европейских автомобильных клубов входит в одну из двух международных организаций: Federation Internationale de l'Automobile (FIA, www.fia.com) или Alliance Internationale de Tourisme (AIT) и таким образом обязано оказывать помощь членам дружественных клубов. Если вы не постоянный член автомобильного клуба, то можете оформить временное членство. Но даже если вы не сделаете и этого, вам все равно помогут. Но уже за деньги.

Последовательность действий при аварии

Практически во всех европейских странах об аварии, в которой есть пострадавшие, нужно немедленно сообщать в полицию. Однако иногда, особенно на юге, стороны, вовлеченные в инцидент, могут уладить проблему самостоятельно, с помощью бланка EAS (European Accident Statement). В арендованных машинах он лежит в бардачке или в двери со стороны водителя.

В этом бланке нужно подробно описать аварию и все транспортные средства, причастные к ней. Заполненный бланк должны подписать все вовлеченные в инцидент водители (не стоит подписывать то, что написано на непонятном для вас языке, без перевода), и каждый должен взять себе по одному экземпляру. Потом копию можно послать в компанию, в которой был арендован автомобиль, или в страховую компанию, но предварительно убедившись, что она выплачивает компенсацию за аварии, к разбирательству которых не привлекалась полиция.

Перед тем как убрать машины, чтобы они не перегораживали дорогу, нужно отметить мелом их положение на дороге после аварии, а еще лучше – сфотографировать. На всякий случай в свою записную книжку полезно записать дату, время и точное место аварии, дать описание позиции и скорости машин перед столкновением и сразу после него; состояние тормозов и шин обеих машин; погоду и дорожные условия; регистрационный номер автомобиля; фамилию, имя, отчество водителя, его адрес и номер водительских прав. При наличии пострадавших и свидетелей аварии полезно также узнать их имена и адреса.

Если столкновение произошло в населенной местности, то полиция вскоре сама приедет. В безлюдных местах придется закрыть машину и вместе со вторым водителем пойти к ближайшему телефону. Полицейский должен заполнить протокол в трех экземплярах. В нем должны быть указаны место аварии, имена обоих водителей, их страховые компании, характер повреждений. А каждый из участников аварии обязан записать себе адрес полицейского участка, имя и номер полицейского.

В некоторых странах, особенно на юге, если нет раненых, в полицию не сообщают, а все претензии решаются на месте (наличными), либо заполняется European Accident Statement (его отправляют в страховую компанию по почте).

Страховые компании требуют прислать им копию полицейского протокола. Об аварии, в которой есть третья сторона, необходимо обязательно сообщить в страховую компанию (адрес которой есть в «зеленой карте»).

В Великобритании и Швеции процедура оформления аварий не такая сложная, как в других странах. Если в аварии пострадали другие люди или животные, транспортные средства или придорожная собственность, прибывшим на аварию официальным лицам вы должны сообщить свое имя (если машина чужая – также имя владельца), домашний адрес и регистрационный номер автомобиля.

Российские страховые компании предлагают такой вид услуг, как юридическое содействие и предоставление ссуды на залоговое поручительство, необходимые, если путешественник попал в автомобильную аварию. Страховая компания не только обеспечит юридическую помощь, но и оплатит все юридические издержки, возникшие в результате дорожного происшествия. Если же застрахованное лицо попадает в тюрьму или ему грозит тюремное заключение в результате аварии, страховая компания предоставит ссуду на залоговое поручительство.

Автомобильные клубы

Auto.ru (Виртуальный автоклуб): www.club.auto.ru

Автомобильный клуб России: www.avtoclub.ru

Автоклуб Екатеринбурга: www.autoclub.ur.ru

Автостарт: www.autostart.ru/ac/

Бездорожье-36 (Воронежский клуб путешественников): www.off-road.vrn.ru

Белорусский клуб BMW-автоклуб: www.bmwclub.by

Воронежский клуб BMW: www.bmwclubvoronezh.ru

ДОВОД (Добровольное Общество Взаимного Обеспечения на Дорогах): www.dovod.org

Домкрат (Интернет-автоклуб): www.domkrat.ru

Зеленая волна (Петербургский женский автоклуб): www.greenvolna.spb.ru

Казанский автоклуб: www.autoclub-kazan.ru

Клуб любителей американских автомобилей: www.americauto.ru

Клуб любителей Chrysler РТ Cruiser: www.ptcruiserclub.ra

Опель-Вектра (Клуб любителей Опель-Вектра): www.vectra-club.ru

Путешественник (автотуризм в Центральной России): www.thetraveller.ru.rus/

Томский женский автоклуб: www.fairlady.tomsk.ru

Харьковский автоклуб: www.autoclub.kharkov.ua

Форсаж (Украинский автоклуб): www.forsaee.com.ua

4x4 турклуб любителей внедорожных путешествий: www.4x4typ.ru

CarClub (Сетевой автоклуб, Москва): www.carclub.ru

Offroad & 4x4 Club – клуб любителей полного привода: www.offroad.spb.ru

Streetdrive Moscow Club (Московский женский автоклуб): www.girlsracing.ru

VolvoClub (Санкт-Петербург): www.volvoklub.spb.ru

Volkswagen Club в России – клуб владельцев VW: www.vw-club.ru

Ukranian Opel Club – клуб любителей автомобилей этой марки: www.opel-club.com.ua

Оглавление книги


Генерация: 0.264. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз