Книга: Как путешествовать
На велосипеде
Велосипед – самый распространенный и самый массовый вид транспорта. Велосипед дает возможность перемещаться на большие расстояния быстрее, с затратой меньших усилий, чем пешком. И при этом не требует никакого дополнительного источника энергии. Это самый экологически чистый, бесшумный и популярный вид транспорта не только в бедных странах мира типа Индии и Китая, но и в Западной Европе. В холодное время года езда на велосипеде дает возможность согреться от тепла, выделяемого во время мускульной активности, а в жаркое время, наоборот, ощутить прохладу ветерка, обдувающего велосипедиста.
Канадский велосипедист Роб Кассибо считает велосипед идеальным видом транспорта для кругосветного путешествия: «На велосипеде можно ехать с оптимальной скоростью, с которой успеваешь воспринимать и переваривать впечатления от путешествия. Ходить пешком – слишком медленно, а ездить на машине – слишком быстро». Поэтому совсем неудивительно, что среди тех, кто совершил кругосветное путешествие, много велосипедистов. Есть среди них и россияне, и выходцы из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР. Так, например, 2 ноября 2002 г. в город Рустави вернулся 63-летний грузинский инженер Джумбер Давидович Лежава, завершивший кругосветное велопутешествие, начавшееся там же 13 августа 1993 г.
Среди велотуристов чаще всего встречаются немцы и японцы. В Японии уже существует клуб, объединяющий 300 человек, проехавших на велосипеде вокруг света.
Кроме Китая и Индии, где велосипед – один из основных видов транспорта, велосипедистов не редкость встретить на дорогах США и Северной Америки. В Нидерландах с 1976 г. было открыто 30 тыс. км велосипедных дорожек, что составляет более 30 % общей протяженности всех дорог в этой стране. В Амстердаме по проложенным вдоль каналов дорожкам тысячи велосипедистов едут на работу в свои офисы. В Европе и США один велосипед в среднем приходится на 1,3 человека (а в некоторых случаях это соотношение выглядит как 1:1). Например, даже в такой северной стране, как Финляндия – с длинной зимой и коротким летом, – на 5 млн жителей приходится свыше 3,5 млн велосипедов. Согласно информации Германского союза велоспорта, на 82,5 млн жителей Германии приходится 74 млн велосипедов. Среднестатистическая немецкая семья из четырех человек имеет три велосипеда, а холостяки и семьи без детей обеспечены велотранспортом практически на 100 %. Регулярные прогулки на велосипедах совершают более 60 % немцев.