Книга: Англия. Билет в одну сторону

Внимание – забастовка!

Внимание – забастовка!

Я уже писал, сколь ненадежно старейшее метро в мире и сколь терпеливы к этому факту англичане, но есть и еще одна напасть, которую можно сравнить со стихийным бедствием – по масштабу последствий и невозможности предотвратить ее. Забастовка! Бастуют все: почтальоны, работники больниц, водители автобусов, электричек, метро, пожарные. Все, у кого есть профсоюз, а в Британии еще с XIX века профсоюзное движение, как мы помним из курса школьной истории, особенно сильно, время от времени объявляют о своем несогласии с политикой властей и не выходят на работу. Это удивительное хлесткое слово «забастовка» из далекого, казалось бы, революционного прошлого в Англии до сих пор актуально. Чем крупнее и старее организация, тем мощнее профсоюз.

У работников метро он один из самых сильных, потому и забастовки самые запоминающиеся. Они происходят регулярно, примерно каждые два года. Причины могут быть разные, но в основном они сводятся к условиям труда: пенсионные отчисления, грядущее сокращение рабочих мест или грозящее увеличение продолжительности рабочего дня. О планирующейся забастовке сообщается заранее. Об этом пишут в газетах, предупреждают по радио и телевидению, на станциях метро вывешивают объявление с указанием времени и даты начала акции протеста. Но поскольку заранее не оговаривается количество участвующих, то трудно оценить масштаб задуманного, и только в день забастовки становится понятно все коварство замысла.

Утром вдруг не открываются привычно двери вестибюлей метро, поезда не ходят, толпы озабоченных людей давятся в стремлении попасть в переполненные автобусы. И несмотря на то, что вместо забастовавшего метро городские власти пускают дополнительные автобусы, их все равно не хватает. Наступает раздолье для таксистов, свободной машины не найти. Стоянки такси, обычно переполненные ожидающими пассажиров черными кэбами, вдруг оказываются пусты. Толпы горожан пешком преодолевают большие расстояния, пытаясь обойтись без метро. Одновременно с этим в городе сразу становится заметно больше велосипедистов и машин – на личном транспорте выезжают в этот день те, кто в обычные дни предпочитает общественный транспорт. В общем, происходит то, что в газетах на следующий день называют «транспортным коллапсом».

Так было во время последней забастовки работников метрополитена в Лондоне. Узнав о планах городских властей заменить живых людей в кассах метро автоматами по продаже билетов, профсоюз работников старейшего в мире метрополитена объявил о начале двухдневной стачки, пытаясь таким образом вынудить власти пойти на уступки. Этот, казалось бы, устаревший метод ведения переговоров до сих пор имеет место в английской жизни.

Многие консерваторы в такие дни многозначительно говорят: «При Тэтчер такого не было!» Действительно, «железная леди» славилась своей несговорчивостью с профсоюзами. Называя вещи своими именами, стоит признать, что единственная пока в истории Британии женщина – премьер-министр ненавидела профсоюзы, считая их сборищем бездельников, которые, пользуясь своим положением, пытаются выкручивать властям руки. Тэтчер с ними не церемонилась, разгромив целую угледобывающую отрасль. Когда забастовали авиадиспетчеры, она распорядилась уволить всех, временно поставив на их место военных диспетчеров. Противостояние между властями и профсоюзами достигло своего апофеоза в 1979 году. Бастовали все! Улицы были завалены горами мусора, потому что мусорщики отказались выходить на работу, не ходили автобусы и метро, потому что бастовали работники общественного транспорта, даже морги и те были переполнены из-за забастовки работников ритуальных бюро. Но Тэтчер победила. Приняв серию антипрофсоюзных законов, она в значительной степени сделала невозможными дальнейшие забастовки. Многие считают, что «железная леди» спасла Великобританию от развала. Но некоторые ненавидят ее как злейшего врага, прежде всего шахтеры и простой рабочий люд в индустриальных районах Англии. Впрочем, победа Тэтчер над тред-юнионами оказалась неполной. Забастовки вспыхивают регулярно, но поскольку дело Тэтчер живет, то бастующие редко добиваются поставленных целей, хотя, конечно, «вода камень точит».

Оглавление книги


Генерация: 0.270. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз