Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
МОНАСТЫРЬ В БЕРЕЗВЕЧЬЕ
МОНАСТЫРЬ В БЕРЕЗВЕЧЬЕ
Чтобы поведать о Березвечье, некогда окраине Глубокого, а ныне — одной из его первейших исторических вех, обращаюсь к очерку господина А. С. Вераксина, который издан в далеком 1910 г. в Вильне.
Впервые Березвечье упоминается в 1519 г. в связи с военными действиями русских, осуществлявших свой поход на Вильню.
В сер. XVI в. Березвечье принадлежало Дмитрию Корсаку. В «имении Березвичи церковь святого Михаила, при ней поп Илия мает пашню свою и два человека». Церковь та имела «надания пана Дмитра Корсака».
Со временем Корсаки изменили своей прародительской вере и перешли сначала в унию, а затем в католичество. Основателем Березвеческого монастыря стал Иосиф Львович Корсак, староста и воевода Мстиславский, префект дисненский. Он принял унию не из душевных устремлений, а ради служебных выгод. Вот что записал он сам в своем завещании: «Родители мои погребены в церкви русского вероисповедания, в имении моем Березвичи»
19 августа 1634 г. Иосиф Корсак подарил униатским монахам имение свое Березвечье с тем, чтобы те постоянно проживали при церкви имения, обучали бы народ молитвам, наставляя в нравственности и чтобы духовные обряды исполняли по униатскому закону.
В 1643 г. Корсак умер. В том же году в Березвечье учрежден мужской базилианский монастырь.
Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В 1756 г. начали строить каменный храм и при нем такой же корпус с многочисленными кельями для нужд общежития. В 1763 г. двухбашенный, выстроенный в стиле рококо (стиле интерьеров) храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Проект церкви, как считает А. Кулагин, приписывают итальянскому зодчему Франческе Плачиди, а возведение строения по контракту 1753 г. брал на себя архитектор и декоратор из Вильни Ян Табнаш Дадрейштейн.
Своды храма украшала настенная роспись: «кистью итальянца в выразительных чертах изображены были важнейшие события из жизни Преблагословенной Девы Марии» (А. С. Вераксин).
В храме размещалось 7 алтарей, каждый из которых украшали колонны и пилястры, с изваяниями на них святых мужей и ангелов. Иконостас был устроен в виде вогнутого полукруга и состоял из 12 колонн и пилястров, симметрично размещенных по обеим сторонам царских ворот. А над последними возвышалась больная икона Рождества Пресвятой Богородицы.
Первоначально по обе стороны главной иконы «размещены были при колоннах четыре колоссальные изваяния, из коих два изображали Иоакима и Анну, стоящих перед иконою в благоговейном положении, а другие два — Захарию, во всем первосвященническом облачении, указывающего на святыню образа, и Елизавету, держащую в правой руке сосуд с двумя голубями». Впоследствии эти изваяния исчезли…
В колокольной башне, в последнем ярусе, устроены были часы с двухнедельным заводом, которые отбивали часы и четверти.
К левой стороне церкви в 1776 г. была пристроена теплая церковь.
Двухэтажный монастырский жилой корпус соединялся с холодной и теплой церквями. Он имел три поворота. Причем, кельи настоятеля занимали угловую часть середины здания на втором этаже. При этом окна этих келий выходили частью на площадь перед церковью, а частью — в сад. В монастырском саду произрастало много плодовых деревьев. Он был удобен для прогулок и имел продолжительную тенистую аллею.
На территории монастыря располагалось несколько хозяйственных предприятий: винокуренный завод, две мельницы — водяная и воловая, а также — постоялый двор.
Громкую славу монастырю приносила его школа. В ней обучались дети крестьян из окружающих деревень. Дела в этой школе были поставлены настолько хорошо, что ее выпускники поступали в Виленский университет, в котором монастырь содержал до 20 своих стипендиатов. Возглавлял школу сам настоятель. Преподавателями же были лица, окончившие Виленский университет и кое-кто из монахов. Некоторые имели высшие ученые степени: доктора богословия, доктора философии. Одним из самых известных преподавателей считался иеромонах Фаддей Маевский, скоропостижно умерший в 1838 г.
Монастырь содержал доктора и фельдшера для бесплатного лечения народа. Кроме того, в периоды неурожая раздавал бедным хлеб (зерно). Из дела, хранящегося в Синодальном архиве, сообщает далее А. С. Вераксин, видно, что Березвеческий монастырь во время Отечественной войны 1812 г. состоял в числе поставщиков продуктов для русской армии. Император Наполеон во время своего десятидневного пребывания в Глубоком из любопытства осматривал окрестности. Однажды, любуясь месторасположением Березвеческого монастыря, он высказал следующую мысль «Если бы это место принадлежало мне, я приказал бы устроить отсюда судоходное сообщение с Двиной, и, таким образом, из этого незначительного места образовал бы один из красивейших и выгоднейших городов Европы». Сначала монастырь лишился имения Вербилово. Впоследствии казна отняла фольварок Микуличи, а еще позже — лесную дачу Адамовка. Лишившись земельных наделов, Березвеческий монастырь уже не мог выполнять прежнюю просветительскую работу. Школу закрыли, ее здание постепенно превратилось в груду развалин. 28 октября 1874 г. указом Святейшего Синода монастырь был закрыт, а его церковь отдана на попечение местной глубокской церкви.
Так закончилась более чем вековая история когда-то богатого и знаменитого монастыря, много порадевшего в пользу унии и католичества. Растаскана была его библиотека. А. С. Вераксин сам лично видел одну книгу из той библиотеки: редкий экземпляр сборника законов бывшего Великого княжества — «Литовский Статут» на белорусском языке. Эта находка как нельзя лучше подтверждает, что основу, подавляющее большинство народа, населявшего Великое княжество, составляли белорусы и что язык этого народа являлся государственным и правительственным.
Казалось, что о монастыре все забыли и что даже память о нем исчезнет навсегда. Но вот, летом 1900 г. архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий прибыл в Березвечье в сопровождении князя Друцкого-Любецкого. Священник глубокской церкви отец В. Концевич давал им во время того визита кое-какие разъяснения. И вот, после этого, в Березвечье пожаловал сам Обер-Прокурор святейшего Синода В.К. Саблер.
Все эти визиты оказались небесцельными. Уже 31 января 1901 г. Святейший Синод принял указ об учреждении в Березвечье женского общежительного монастыря и учительской женской школы при нем.
Архиепископ стал приискивать настоятельницу монастырю. Ей стала игуменья Алексия, настоятельница Антолепского монастыря Ковенской губернии. Она трудилась тут 4 месяца. Но потом уехала. И тогда из Елецкого монастыря Орловской губернии вызвали казначею Сергию.
Много невзгод, сообщает далее в своем очерке А. С. Вераксин, пришлось пережить первым насельницам восстановленной обители. В июле 1901 г., вместе с монахиней Сергией в Березвечье прибыли 9 сестер-послушниц, из которых некоторые не выдержали неожиданных трудностей и вскоре отбыли обратно… Остались лишь твердые духом, среди них и рясофорная послушница Раиса Каллиникова, которая учительствовала в школе.
Сначала отремонтировали и даже увеличили теплую церковь, потом монастырский корпус, распахали поля и огороды на взятых в аренду землях…
Через некоторое время число сестер стало увеличиваться и дошло до 60.
Архиепископ Ювеналий взял эту обитель под свой патронаж. Он приезжал сюда ежегодно на день своего Ангела (2 июля). Не жалел, отдавал на восстановление свои личные средства, выхлопотал в Святейшем Синоде постоянное пособие монастырю.
С 1905 г. священником монастырских церквей и заведующим школы стал сам А.С. Вераксин.
В 1906 г. начали работы по внутреннему ремонту большого храма. А.С. Вераксин, как член Государственной Думы, выезжал в 1907 г. в Санкт-Петербург и выхлопотал в Святейшем Синоде 12 тысяч рублей на ремонт.
Летом 1908 г. из Вильни был вызван позолотчик, который кроме иконостаса позолотил еще и капители на всех колоннах и немало карнизов.
Летом 1909 г. наружный ремонт церкви еще продолжался. Храм восстанавливался по чертежам проектировщика и с сохранением настенных рисунков во всей их точности. А игуменья Сергия, своею заботой по восстановлению обители в Березвечье, совершила настоящий подвиг.
Ужасающее по своей непредсказуемости и разрушительной силе последнее столетие привело к тому, что монастырь в Березвечье канул в небытие. Проезжая через Глубокое, по дороге вдоль целой линии здешних озер, вы уже не узнаете даже то место, где располагалась обитель и где три столетия жили в мире, неся свет образования и нравственности, люди в рясах Более того, вы вздрогните, когда узнаете, что на том самом месте, где теплился земной рай, в последствии — в 1941-44 гг. — располагался концлагерь для военнопленных, а в настоящее время — тюрьма строгого режима. По-видимому, до такой степени пала наша гордость… Думаю, чтобы слава о городе Глубоком воссияла на том, прежнем уровне, когда в нем главенствовали не вывески на дешевых магазинах, а весомые, некогда известные во всем мире творения культуры, следует проявить такое же предельное старание и восстановить эти творения в их прежнем виде. Призываю к этому, потому что это моя обязанность — пропагандировать и предвосхищать. Призываю к этому, потому что желаю тем, кто живет в Беларуси вновь почувствовать себя народом.
- О ВЛАДЕЛЬЦАХ
- МОНАСТЫРЬ КАРМЕЛИТОВ БОСЫХ
- МОНАСТЫРЬ В БЕРЕЗВЕЧЬЕ
- ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ
- О ПРЕБЫВАНИИ ГЕНЕРАЛА М.Н. МУРАВЬЕВА В ГЛУБОКОМ
- ОТКАЗАЛИСЬ ВОЕВАТЬ ЗА ГИТЛЕРА (об отступниках из Италии)
- ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ САД
- АТМОСФЕРА УВЕРЕННОСТИ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ, ИЛИ ГЕНИАЛЬНЫЙ АВИАКОНСТРУКТОР (о Павле Осиповиче Сухом)
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»
- Монастырь Cпитук
- Сорё: трава на площади и монастырь в бутылке