Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина

О ТОМ, ЧТО ПОМНИТ ВОКЗАЛ (По материалам опубликованной в газете «Герой працы» статьи местного краеведа В.В. Улютенко)

О ТОМ, ЧТО ПОМНИТ ВОКЗАЛ (По материалам опубликованной в газете «Герой працы» статьи местного краеведа В.В. Улютенко)

В 1866 г. на территории Беларуси был пущен в строй второй железнодорожный участок Витебск — Полоцк — Бигосово, который вошел в состав Рига-Орловской железной дороги. В том же году был возведен вокзальный комплекс станции Сиротино (село с данным названием в семи километрах к северу). В этот комплекс входили: здание вокзала, депо, товарные рампы, складские помещения и церковь.


Здесь следует заметить, что строительством комплекса руководили заморские специалисты. Впрочем, и обслуживание первоначально, в основном, тоже возлагалось на иностранцев. И так по всем станциям…

Депо размещалось в ста метрах на запад от вокзала (теперь на том месте магазин), а деревянная церковь — в 150 метрах на юго-запад.

В том же 1866 г. были посажены дубы, линия которых тянулась до церкви.

Вокзальный комплекс с юга открывала каменная арка.

В комплекс также входила кирпичная водонапорная башня. Вода в нее поступала из Крупчанского озера. Для этого в полутора километрах от вокзала была устроена водонапорная станция с паровым двигателем. Сто лет эта станция действовала по-старинке. И только в 60-х годах XX в. паровой двигатель на ней был заменен на дизельный.

В середине 30-х годов XIX в. проводится реконструкция вокзала. Депо закрывается, а его здание передается под Дом культуры железнодорожников. На севере от вокзала высаживают парк отдыха, общая площадь которого не превышает гектара. Стрелочников до войны на участке было восемь человек, при 30-ти путейцах. В сутки проходило 20 поездов, из них — 3–4 пассажирские. Перед тем, как прибывал поезд, поступал сигнал дежурному по вокзалу, вручную переводили стрелку на нужный путь, вручную открывали семафор, оглядывали пути и докладывали дежурному о готовности принять состав. Когда проходил поезд через станцию, машинист и дежурный по вокзалу обменивались жезлами. Жезл машиниста был как бы визитной карточкой состава, а дежурного по вокзалу — как бы дозволением следовать дальше по маршруту. До начала 40-х годов жезлы передавались из рук в руки, а позже на перроне установили жезловник, где обмен проводился механически. Перед прибытием поезда дежурный бил в колокол.

Самым сложным в работе на Шумилинском вокзале был 1937 г. По воспоминаниям бывшего машиниста М. П. Каштанова, в одну из июльских ночей были арестованы путеец Татан, машинист водокачки Платбардис — латыш по национальности, Степан Каштанов — рабочий. Утром их вывезли на дрезине в Витебск, и они уже больше никогда в семьи свои не вернулись.

Все светильники на вокзале до 1946 г. работали на керосине. В тот год на вокзале была установлена дизельная электростанция, а через десять лет эта электростанция стала давать свет и на близлежащие к вокзалу улицы. Летом 1941 г. Шумилино заняли оккупанты. На вокзал привезли двух русских военнопленных. Их решили покарать смертью публично. Фашисты вывесили две петли на каменной арке и стали сгонять народ. Собралось человек двести. Комендант зачитал приговор и машина с двумя молодыми красноармейцами заехала под арку. По команде два эсэсовца стали взбираться на кузов — и тут, неожиданно, получили в грудь сапогом от пленников. Послышалась автоматная стрельба. Люди бросились в рассыпную…

Оглавление книги


Генерация: 0.590. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз