Книга: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Дом № 7

Дом № 7

Дом в 1908–1909 гг. построил и жил здесь с семьей со времени постройки до 1913 г. архитектор А.С. Хренов (дом числился за его женой Иларией Федоровной[501]). Тогда же он построил и соседний дом № 5 (при строительстве этих домов участки числились соответственно под № 3в и № 3б).

Пятиэтажный лицевой дом и такой же жилой флигель построены с паровым и водяным отоплением и хорошей отделкой квартир.

В 1910 г. в этот дом из дома № 16 с Фурштатской улицы переехал член III Государственной думы граф Алексей Алексеевич Уваров. Он занял на втором этаже квартиру из 14 комнат с двумя входами и двумя передними, двумя туалетами и тремя кладовыми.


Таврическая ул., 7

А.А. Уваров (1859–1913) – сын известных археологов графа Алексея Сергеевича Уварова и княжны Прасковьи Сергеевны Щербатовой. Имел родовые имения в Московской, Пензенской и Саратовской губерниях общей площадью до 12 тысяч десятин. Окончил филологический факультет Московского университета, с 1885 г. состоял чиновником особых поручений при варшавском генерал-губернаторе, в 1887–1888 гг. заведовал одним из делопроизводств в канцелярии генерал-губернатора. В 1886 г. удостоен чина камер-юнкера. В 1892 г. почетный мировой судья Вольского уезда, в 1894–1895 гг. председатель Вольской уездной земской управы. В 1900 г. награжден французским орденом Почетного легиона за участие в Парижской выставке. В июле-ноябре 1904 г. чиновник особых поручений V класса при Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В 1906 г. возведен в ранг статского советника и избран гласным Саратовской городской думы и саратовского уездного земства. Вступив в партию октябристов, представлял Саратовскую губернию на Втором всероссийском съезде партии в мае 1907 г. Избран депутатом III Государственной думы от Саратовской губернии. В думской фракции октябристов, ссылаясь на свою близость к премьер-министру П.А. Столыпину, пытался занять особое положение и вступил в открытое соперничество с лидером партии А.И. Гучковым, приведшее к их дуэли 17 ноября 1909 г., на которой был легко ранен. После дуэли вышел из фракции октябристов и впоследствии примкнул к прогрессистам. Умер в Петербурге в 1913 г. Был женат на Анне Ивановне Штенберг.


Алексей Алексеевич Уваров

На третьем этаже сразу после постройки дома поселились владелец гильзовой фабрики «А. Койлю и К°», купец 2-й гильдии Яков Соломонович Аваш и бухгалтер Торгового дома «А. Койлю и К°» Яков Яковлевич Аваш, жена капитана Елена Ефремовна Кандиба, жившие здесь до 1917 г.

На пятом этаже лицевого дома с 1909 г. жил начальник службы пути Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги инженер путей сообщения Владимир Васильевич Горячковский, в 1913 г. директор правления Алтайской железной дороги, в 1917 г. надворный советник, начальник работ по постройке Петрозаводск – Сорокская бухта и Мурманской железных дорог, директор правлений ряда акционерных обществ, член комитета по делам зернохранения Государственного банка.

Комнаты в мансардном этаже лицевого дома в конце 1910 г. занял и жил здесь до 1914 г. мещанин Зиновий Исаевич Гржебин.

З.И. Гржебин (1877–1929) – художник-график, издатель. Родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. В 1899 г. окончил Харьковское художественное училище, учился в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (вместе с М. Добужинским и И. Грабарем), затем до 1905 г. – в частной художественной школе А. Ашбе в Париже. В Мюнхене познакомился с немецкими художниками-карикатуристами, группировавшимися вокруг запрещенного к распространению в России сатирического журнала «Симплициссимус». Вернувшись в Россию, предложил в марте 1905 г. художникам «Мира искусства», а в июне Максиму Горькому и др. писателям круга «Знания» издавать подобный же русский журнал, который будет иметь «большое культурное значение для жизни обновленной России» и принесет «как жизни, так и искусству большую пользу». В декабре 1905 – январе 1906 г. их силами изданы три номера журнала «художественной сатиры» «Жупел»; среди рисунков первого номера выделялась пародия Гржебина на российский герб и одновременно карикатура на Николая II «Орел-оборотень, или Политика внешняя и внутренняя». За «дерзостное неуважение к верховной власти» Гржебина арестовали и приговорили к одному году тюрьмы; 2-й и 3-й номера подлежали «полному истреблению». Карикатуры Гржебина на высших сановников публиковались также в журнале «Адская почта», выходившем с весны 1906 г. вместо «Жупела». Сотрудничество в сатирических журналах положило начало многолетним дружеским отношениям Гржебина с Горьким. Предполагая издавать новый журнал, Гржебин писал Горькому: «Я имею теперь такие превосходные рисунки Серова, Добужинского, Кардовского, Чехонина, Кустодиева, Билибина и др. – действительно живые, убедительные, остроумные и художественные, что ни на минуту не сомневаюсь, что дело наше здоровое, что таланты еще не перевелись».

В дальнейшем Гржебин посвятил себя целиком издательской деятельности, став одним из учредителей и руководителей издательства «Шиповник», выпускавшего в 1907–1916 гг. одноименные литературно-художественные альманахи, в 1907–1911 гг. издавал «Северные сборники» (произведения скандинавских писателей, «Сборники литературы и искусства», «Историко-революционный альманах», работы теоретиков социализма, уделяя особое внимание художественному облику книг. В 1907–1912 гг. Гржебин фактически руководил издательством «Пантеон», которое специализировалось на издании новых переводов лучших произведений мировой литературы. С конца 1916 г. он сотрудничал в издательстве «Парус», основанном в 1915 г. Горьким, в частности, подготовил сборник для детей «Ёлка». После Февральской революции Александр Бенуа включил Гржебина в список деятелей культуры, участие которых было, по его мнению, желательно в проектировавшемся тогда министерстве изящных искусств. Продолжая сотрудничество с Горьким, Гржебин в 1917–1918 гг. заведовал конторой газеты «Новая жизнь»; организовал в августе 1918 г. вместе с Горьким, А. Тихоновым и И. Ладыжниковым издательство «Всемирная литература», возглавив его производственно-издательский отдел, а в мае 1919 г. – собственное издательство, председателем редакционного совета которого стал Горький, разработавший вместе с виднейшими учеными и писателями грандиозную по своей универсальности программу издательства. Ряд проектов издательство Гржебина унаследовало от «Всемирной литературы», в том числе план издания серии «Избранные произведения русских писателей XIX в.»: «Сто лучших русских книг для школ и общего рынка». Издательство ориентировалось на читателей, «стоящих на самых различных ступенях развития, начиная от малограмотных и кончая получившими высшее образование». «Вкус у этого толстяка – тонкий, нюх – безошибочный, а энергия – как у маньяка. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нибудь одну идею и отдавал всего себя», – записал в марте 1919 г. в дневнике Корней Чуковский, знавший Гржебина с 1905 г.; в другой записи (март 1921 г.) он назвал Гржебина «большим и даровитым человеком». Противоположная тональность отзывов о Гржебине в дневниках Зинаиды Гиппиус («прохвост», разбогатевший благодаря покровительству большевиков) определялась враждебностью ее к Горькому; эти отзывы Александр Блок считал «скверными анекдотами». В свою очередь, большевики, видевшие в издательских планах Гржебина угрозу своей идеологической монополии, обвинили его в коммерческом авантюризме и использовании в корыстных целях имен Горького и Луначарского. Резкую критику на страницах «Правды» (ноябрь 1919 г.) встретило намерение Гржебина опубликовать в серии «Летопись революции: библиотека мемуаров» воспоминания не только большевиков, но и представителей враждебных большевизму политических сил (в Петрограде удалось выпустить единственную книгу из этой серии «Великий переворот» Луначарского). Договор Гржебина с Госиздатом (январь 1920 г.) предусматривал издание за границей для распространения в России русских классиков, научно-просветительской и педагогической литературы. В декабре Гржебин сообщил Луначарскому, что доставит в Москву, помимо книг, около трех вагонов всевозможных учебных пособий; «смею думать, – писал Гржебин, – что мною сделано не только все, что можно было сделать в тех неимоверно тяжелых и ненормальных условиях, в какие я был поставлен, но и гораздо больше». Однако в отсутствие Гржебина усилились нападки на его издательство как на «идеологически чуждое» и даже «контрреволюционное», а когда в феврале 1921 г. он вернулся из-за границы, его обвинили в переплате иностранным фирмам и в том, что он не привез заказанные книги. В действительности, как отметил Чуковский, Гржебина «доконали большевики», отказавшись взять уже напечатанное (в долг и на личные средства), они резко осложнили финансовое положение издательства. В начале октября 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) разрешило Гржебину уехать с семьей за границу. В Берлине он продолжал издательскую деятельность; публиковал работы как эмигрантов, так и авторов, живших в России, часть книг издавалась по заказу торгпредства РСФСР в Берлине. Среди зарубежных русских издательств начала 1920-х гг. издательство Гржебина занимало первое место по количеству, разнообразию и уровню выпускаемых книг, по качеству их оформления; с мая 1922 по октябрь 1923 г. изданы книги 225 названий. Наряду с классиками, Гржебин издавал современных поэтов, в том числе стихи Б. Пастернака («Сестра моя жизнь»), Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, М. Цветаевой, П. Потемкина, прозу Е. Замятина, А.Н. Толстого, Горького, Б. Пильняка, Б. Зайцева, А. Чапыгина, А. Ремизова, А. Белого с иллюстрациями Добужинского, Ю. Анненкова, В. Конашевича и др.; книги по искусству П. Муратова, С. Маковского, книгу воспоминаний о Л. Андрееве, серию «Жизнь замечательных людей». В числе научных изданий – пятитомный курс физики О. Хвольсона, книга А. Богданова «Тектология», работы историков О. Добиаш-Рождественской, С. Лурье. В серии «Летопись революции» в 1922–1923 гг. были выпущены под редакцией Б. Николаевского воспоминания Н. Суханова, С. Мстиславского, Ю. Мартова, В. Чернова, Г. Покровского, М. Маргулиеса, Н. Русанова, П. Аксельрода и др. политических деятелей. Издавался исторический журнал под тем же названием; в редакцию вошли меньшевистские и эсеровские лидеры-эмигранты, а также Горький, который, однако, после критики эсерами его брошюры «О русском крестьянстве» отказался от участия в журнале, не желая, как писал он Гржебину, «повредить делу „Летописи“– очень ценному». В письме В. Могилевскому (февраль 1923 г.) Гржебин так излагал свое credo: «О моем издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам… Я готов печатать от Ленина до Шульгина и еще правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)… Я совершенно независим и печатаю то, что нахожу нужным. Я не могу оторваться от России, хочу, чтобы мои книги попали в Россию…» Однако запрещение ввозить в Советскую Россию книги, изданные за границей, и расторжение берлинским торгпредством договора привело Гржебина к разорению.

После финансового краха издательства в конце 1923 г. он с семьей переехал в Париж, все еще надеясь, по свидетельству Нины Берберовой, что напечатанные и подготовленные к изданию книги будут допущены в СССР (в частности, безуспешно предлагал Госиздату осуществить издание энциклопедического словаря под редакцией В. Водовозова). Продолжал переписываться с писателями и художниками, снова выезжал в Берлин. В феврале 1924 г. «Русская газета», парижский рупор правых кругов эмиграции, опубликовала статью с обвинениями Гржебина в шпионаже в пользу большевиков. В защиту издателя от клеветы выступило правление Союза русских издателей и книгопродавцев в Германии, газета «Последние новости», М. Осоргин. «Я знаю, многие за меня», – писал Грежбин Горькому. «Что можно было бы сделать, если бы не мешали!» – восклицал он в другом письме. В последние годы жизни Гржебин крайне нуждался, был выселен из парижской квартиры: избежать высылки из Франции за неуплату налога удалось лишь благодаря материальной поддержке Горького, несмотря на охлаждение с 1928 г. их отношений. Умер Гржебин скоропостижно, от разрыва сердца. Добужинский писал после его смерти, что «остался в памяти необыкновенно доброй и отзывчивой души человек и фантастически пламенный и «неисправимый» энтузиаст. Он был истинным «поэтом дела… наделен был талантом заражать своим собственным, всегда искренним горением». Похоронен З.И. Гржебин в Ванве, близ Парижа.


Алексей Михайлович Ремизов. Портрет работы Б.М. Кустодиева

Мансарду в надворном флигеле занял и жил здесь до 1917 г. писатель Алексей Михайлович Ремизов.

Оглавление книги


Генерация: 0.379. Запросов К БД/Cache: 2 / 2
поделиться
Вверх Вниз