Книга: Алтай. Путешествие по Катуни

СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ

СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ

(устье р. Коксы – устье р. Эдиган).

На участке от с. Усть-Кокса до с. Тюнгур Катунь бежит в одном русле, иногда делясь на протоки, образуя острова. После с. Тюнгур река увеличивает свой уклон, появляются несложные шиверы, которые можно идти сходу. На протяжении 15 км река подготавливает путешественников к прохождению одного из самых сложных препятствий Катуни – порогу Аккемская труба. Протяженность порога около 6 км, участок имеет четко выраженный каньонный характер с отвесным левым берегом и заваленным крупнокаменистой осыпью правым берегом. Река прорезает плоское дно долины, образуя ущелье с высотой склонов 20-100 м, ширина реки не превышает 50 м. Прорыв начинается за р. Берткем довольно бурной шиверой, за которой нужно пристать к правому берегу для разведки Аккемского прорыва. Удобное место для причаливания – перед первой ступенью, второе удобное место между первой и второй ступенью, но здесь нужно быть внимательным. Если вы не успеваете зачалиться, то попадаете в порог без предварительной разведки. Выделяют несколько ступеней порога, основные третья-четвертая и пятая ступени.

Первая ступень. Справа от центра русла – огромный валун, слева от валуна – слив в виде треугольника, прямые валы. Через 200 м второй слив.

Вторая ступень. Образована увеличением уклона реки, два косых вала от противоположных берегов, соединяясь в центре, образуют крутой вал с гребнем. Прохождение по центру. Через 150 м – третий слив.

Третья ступень. Обливной камень и мощная бочка за ним в центре реки. Проход справа упирается в надводный камень. Проход слева не широк, но чист. Прохождение возможно как слева, так и справа. Оставшиеся сливы несложные, хорошо просматриваются с воды, проходы чистые.

До устья р. Аргут встречаются несколько ярко выраженных, но несложных шивер. От устья р. Аргут до устья р. Чуи Катунь становится полноводнее. Шиверы мощные, но несложные. От устья р. Чуи до с. Иня есть несколько шивер, течение быстрое, долина реки сужена. Ориентиром с. Иня являются два автомобильных моста через Ка-тунь. Далее идет участок со спокойным характером с редко встречающимися шиверами, которые не требуют разведки. В Устье р. Бол. Яломан есть несложная шивера с валами до одного метра. В устье реки на песчаной отмели можно остановится на ночлег, и половить хариуса.

Участок от устья р. Бол. Яломан до устья р. Эдиган характерен мощью воды и самыми сложными порогами Катуни – Ильгуменским, Кадринской трубой, Шабашем.

Порог Ильгуменский

Ориентиром служит песчаный берег справа (есть неплохая стоянка наверху) и скалистый берег прямо по курсу. Левый приток Ка-туни – р. Ильгумень виден только у самого входа в порог и не может служить ориентиром. Катунь поворачивает налево. Разведка возможна как по левому, так и по правому берегу. Большой перепад рождает быстрое течение и мощные валы, высотой до трех-четырех метров в большой уровень воды. Справа на входе камни и «бочка». В порог нужно заходить возле левого берега, пробивать входной вал, а затем пересекать струю слева направо, чтобы не попасть в прижим и уйти от основных валов.

Каскад порогов Кадринская труба

Начинается каскад порогов после впадения правого притока р. Кадрин. Порог можно поделить на четыре части: Вход, Каньон, Поганки и Выход.

Первая часть – Вход: неширокий каньон с быстрым течением и высокими разнонаправленными

валами. Следует держаться середины и идти вперед. В малую и среднюю воду это не представляет собой никакой сложности.

Вторая часть – Каньон: начинается за правым поворотом реки. Очень похож на первую часть, только немного пошире и гораздо длиннее. Характеризуется быстротоком и большими разнонаправленными валами. Идти в среднюю и малую воду технической сложности не представляет. В большую воду турбулентные потоки воды осложняют удержание курса.

Третья часть – Поганки: за правым поворотом реки, между двух скал. Преодолевать порог в среднюю и малую воду сложности не представляет: невысокие разнонаправленные валы на коротком участке заканчиваются двумя воронками за скальными воротами слева и справа. В большую воду перед воронками стоят три огромных косых вала (могут достигать высоты четырех метров) под углом градусов 70 друг к дру^ в целом эта фигура напоминает букву Z. Следом за валами расположены слева и справа две очень большие воронки.

Четвертая часть – Выход: начинается на правом повороте, следом за широким разливом реки (при малой воде там галечные острова). Сужение реки, в любую воду большие (2–4 м) жесткие валы. Проходится по центру, но при желании можно пройти и сбоку. За валами в большую воду около ста метров мощные пласты воды находят один на один, образуя достаточно сложную турбулентность. Порог Шабаш

Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Порог двухступенчатый. Ориентиром служит галечный берег слева и отдельно стоящий утес с правого берега, но он находится в середине первой ступени, т. е. прямо по курсу. Каскады разделены двухсотметровым участком чистого быстротока.

Первая ступень представляет собой несколько надводных валунов справа, бочка ближе к левому берегу, а затем слив с бочкой почти по всей ширине реки. Проходить рекомендуется между бочкой и камнями, перемещаясь вправо и затем по краю слива.

вторая ступень – мощная пенная яма с просматривающимися в ней камнями, чуть левее центра – мощные валы, на стыке ямы и валов – винтовая струя. Проходить нужно вдоль левого берега, заходить в струю и тут же выходить из струи с заходом в улово левого берега, чтобы не попасть в выходные валы.

Порог Каянча

Порог представляет собой сужение в скальных стенках, валы до одного метра. Прохождение – по центру реки. Нужно быть осторожным и остерегаться мощного навала на камни левого берега.

Порог Аяла

На входе в центре – слив с плиты, «бочка» 1, 5 м. Далее валы до 1, 2 м. Прохождение – по центру реки. Разведка необязательна, но в большую воду порог образует очень широкую и мощную воронку.

рекомендации

Маршрут (от устья р. Бол. Яло-ман до устья р. Эдиган оценивается IV к. с.). Маршрут по Кату-ни подходит группам с опытом прохождения препятствий не ниже IV к. с. Маршрут по средней Катуни можно идти на любых плавсредствах. Наиболее распространенными являются каяки, катамараны – четверки и двойки, а также раф-ты, плоты, «бублики». При прохождении порогов Аккемский прорыв, Кадринская труба, Шабаш нужно серьезно подойти к организации страховки. Пороги нужно идти с обязательной разведкой.

Оглавление книги


Генерация: 0.616. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз