Книга: Эдинбург

Эдинбургский замок

Эдинбургский замок

Знакомство с городом естественно начать с замка. Без замка нет Эдинбурга. Крутая базальтовая скала, из которой, кажется, замок вырастает, как бы сама подсказывала необходимость построить на ней укрепления, тем более что всего лишь в нескольких километрах находилась естественная гавань залива Ферт-оф- Форт, а с севера Замковую скалу защищало озеро Нор Лох.

Вплоть до середины XVIII века история замка – это история Эдинбурга.

Первые достоверные сведения о замке восходят к XI столетию, ко времени правления Малькольма III, сына короля Дункана, согласно легенде убитого Макбетом. Памятью об этом периоде истории замка и города осталась скромная часовня св. Маргариты на вершине Замковой скалы, названная в честь набожной жены Малькольма. Но, как об этом уже было сказано, здесь, вполне вероятно, еще и раньше стояла какая-то крепость, из-за которой местное население – пикты – сражалось с англосаксами из соседней Нортумбрии.

Как многие средневековые крепости, Эдинбургский замок подвергался неоднократным разрушениям и вновь отстраивался, обретая все большую и большую мощь. Нынче он представляет собой комплекс разновременных построек, достаточно хорошо сохранившихся, несмотря на бурную в прошлом историю. Самое раннее на его территории строение, часовня св. Маргариты, относится к XI веку, основные укрепления сооружены в XVI столетии, дворец начат в XV веке и отчасти видоизменен в XVII веке, а несколько зданий появилось совсем недавно, уже в XX столетии.

Укрепления и жилые помещения Эдинбургского замка выстроены по всем правилам фортификационной науки прошлых столетий; при этом они привлекают не только своей мощью, но и живописностью расположения, вполне отвечая представлениям, которые обычно ассоциируются у нас с понятием «замок».

Путь в эдинбургскую твердыню лежит через широкий плац, дошедший до нас в облике, приданном ему в первой четверти XIX века. Этот плац, или, как его называют в Эдинбурге, эспланада, занимает узкий перешеек между скалой, на которой стоит замок, и более низкой частью гряды, застроенной домами Старого города, выросшего у подножия замка и находившегося под его защитой. Эспланада образует как бы мост между замком и Старым городом – мост, поднятый на головокружительную высоту и еще больше позволяющий почувствовать неприступность замка. В прошлом это было место для повседневных военных упражнений гарнизона крепости. Нынче на эспланаде проводятся блестящие сводные парады шотландских войск в дни всемирно известных эдинбургских фестивалей.

Если смотреть на замок со стороны эспланады, то хорошо видны почти все его главные строения: могучая Батарея-полумесяц, справа от нее – башня Аргайла, слева – дворец, как бы вырастающий из самой скалы. Глубокий ров отделяет замок от эспланады. Переброшенный через него мост – в давние времена подъемный – ведет к укрепленным входным воротам, так называемому внешнему барьеру. Старинные ворота не сохранились. Находящаяся на их месте надвратная башня – вход в замок – возведена уже в XX столетии, по своему облику, однако, вполне соответствуя суровому духу средневековой крепостной архитектуры. Стена надвратной башни увенчана зубчатым парапетом, под которым размещены скульптурные украшения в виде средневековых химер-водосливов. Узкие щели окон напоминают бойницы. Трехстворчатое окно под аркой похоже на те, что встречались в английских надвратных башнях XVI века. Об архитектуре XVI столетия заставляют вспомнить и нависающие над этим окном две круглые башенки, характерные для шотландских «баронских» замков, и высокая черепичная крыша самой надвратной башни.


Вид на Эдинбургский замок со стороны эспланады

Внимательный глаз, однако, заметит, что все эти элементы декоративны, да и кладка стены сильно отличается от старинной кладки возвышающихся за надвратной башней крепостных сооружений. Вход как бы сторожат две торжественно застывшие в нишах статуи, установленные здесь в 1929 году. Одна из них изображает Ричарда Уолласа, возглавившего всенародное восстание шотландцев против ига англичан в 1297 году, в период многочисленных попыток английских королей Эдуардов I, II и III подчинить себе Шотландию. Другая статуя изображает Роберта Брюса, короля Шотландии с 1306 по 1329 год. Брюс продолжил дело Уолласа, одержав ряд побед над английскими войсками. В битвах с Эдуардом II ему удалось даже завладеть северными графствами Англии, и в 1328 году, за год до смерти Брюса, по Нортхэмптонскому договору Шотландия была признана независимым королевством.

Обе эти статуи напоминают об одном из самых тревожных периодов в истории замка. В конце XIII – начале XIV века крепость не раз переходила из рук в руки и выдержала много атак, но ни разу замок не был взят открытым штурмом, а разве лишь хитростью. Некоторые нападения на замок особенно запомнились шотландцам и за много веков стали легендой.

В 1296 году английский король Эдуард I захватил замок, совсем еще не похожий на тот, что мы видим теперь. В руках англичан он оставался семнадцать лет. Архив и ценности короны были вывезены в Лондон. Отвоевание замка Брюс поручил графу Морею. Согласно преданию, в войсках Морея оказался солдат, который еще до захвата замка англичанами, будучи в замковом гарнизоне, обнаружил путь по неприступной скале, чтобы вечерами спускаться в город на свидания к своей возлюбленной. Он-то и помог Морею всего лишь с тридцатью шотландскими воинами ночью тайно подняться по скале. Англичан захватили врасплох. Замок был взят, все замковые сооружения, за исключением часовни св. Маргариты, оказались почти полностью разрушенными.

А в 1336 году, при сыне Брюса Давиде II, шотландцам опять пришлось отвоевывать вновь отстроенный замок у англичан, и снова шотландцам, уступавшим англичанам в силе и численности войска, помогла смекалка. В замок послали группу переодетых воинов, якобы с целью продажи вина и провизии. «Торговцы» так расположили свои товары, что помешали закрыть ворота, и это позволило ворваться шотландским войскам. (В остальном, однако, в войнах с Англией Давид II потерпел поражение, что положило начало столетию пограничных конфликтов между Шотландией и Англией.)


Эдинбургский замок. Башня Аргайла и Длинная лестница

С конца XIV века, с приходом к власти династии Стюартов, замок служил и королевской резиденцией и тюрьмой для непокорных феодалов, а после того как в 1501 году, при Якове IV, был выстроен загородный замок-дворец Холируд, Эдинбургский замок в основном стал королевским убежищем во время битв и придворных распрей, особенно бурных в конце XVI – начале XVII века.

Как раз к этому времени и относятся замковые сооружения и стены, которые возвышаются за надвратной башней и хорошо видны с эспланады.

Дворец, суровый и мрачный, был начат в XV веке, а в XVII столетии несколько видоизменен и надстроен. Его следует осматривать со стороны замкового двора, уже войдя в крепость, но с эспланады вид на него оставляет особенно сильное впечатление. К тому же с этой стороны облик дворца очень характерен для эдинбургских средневековых зданий: благодаря холмистому рельефу местности задние фасады многих домов Старого города часто нависали прямо над обрывом.

Особенно выделяется находящаяся за надвратной башней могучая Батарея-полумесяц. Не очень высокая, она кажется несокрушимым каменным монолитом. Это один из характернейших примеров крепостных сооружений того периода, когда вместо осадных машин появилась артиллерия, обладавшая большей пробойной силой, в результате чего в крепостном строительстве стали отдавать предпочтение не высоте, а толщине стен. Батарея была выстроена в 1574 году при ликвидации разрушений, нанесенных замку английским флотом во время так называемой Долгой осады.

Эта осада, также запомнившаяся шотландцам, была связана с событиями, развернувшимися в стране после рождения сына Марии Стюарт Якова. Восставшие против Марии Стюарт, королевы-католички, шотландские пресвитериане объявили Якова королем Шотландии, и в стране образовалось две партии: прокоролевская, как ее называли, якобитская, стоявшая за короля Якова, и партия Марии Стюарт, к которой принадлежал и комендант замка. В 1571 году началась двухлетняя, Долгая осада, которая, может быть, ни к чему бы и не привела, если бы не английский флот, посланный королевой Елизаветой в подкрепление якобитской партии. При бомбардировке с кораблей замок снова сильно пострадал и затем вновь, в который уже раз, возродился к жизни, естественно, еще более укрепленным.

Вот тогда и была сооружена Батарея-полумесяц. Одновременно с ней возвели и вторую надвратную башню, которую нынче знают как башню Аргайла. Это небольшое сооружение под высокой черепичной крышей видно со стороны эспланады справа от Батареи-полумесяц. Издали его можно было бы принять за мирное жилище, если бы не почти полное отсутствие окон. Но, если пройти через замковые ворота и направиться к этой второй надвратной башне, впечатление сразу меняется. Здесь особенно полно ощущаешь суровую атмосферу средневековой крепости. Каменистая крутая дорога проходит под стеной Батареи-полумесяц, целиком находясь под ее контролем. Вторая надвратная башня вырастает на пути как непреодолимая, глухая стена. Сама эта башня имела четыре защитных барьера: две двойные наружные двери, железную решетку, которую опускали, блокируя доступ атакующим, и внутреннюю двойную дверь. Железная решетка сохранилась и до настоящего времени. Выстроенная в 1574 году, башня уже позднее была названа в память маркиза Аргайла. Несмотря на союз с роялистами в 1650 году, он был казнен в годы реставрации монархии Стюартов как бывший сторонник Кромвеля и, по преданию, ночь перед казнью провел в этой башне.


Эдинбургский замок. Часовня св. Маргариты и пушка Монc Мег

Здесь же в 1680-х годах был заключен и его сын, выступивший против Якова II Стюарта.

XVII век был для замка достаточно бурным, как, впрочем, и для всей Шотландии. Замок не остался в стороне от религиозных волнений первой половины XVII столетия, и с 1640 года находился в руках партии Ковенанта, поддерживавшей завоевания шотландской реформации и энергично противившейся вмешательству английского короля Карла I в политику Шотландии. А в 1650 году-через год после казни Карла I, завершившей героический период английской буржуазной революции, – замок атакован и захвачен Кромвелем, с которым ранее шотландцы были союзниками. Вплоть до реставрации монархии Стюартов в Эдинбургском замке стоял английский гарнизон. В эпоху Реставрации (1660-1689) замок был на стороне короля, и лишь по приказу уже изгнанного из страны Якова II комендант замка прекратил сопротивление войскам английской конституционной монархии, осадившим крепость после компромисса 1689 года. Последнее значительное событие в судьбе замка и последняя его осада относится к 1745 году, когда он был атакован войсками претендента на английский трон Чарлза Эдуарда Стюарта. Памятью об этих днях остался так называемый Дом с ядром у начала эспланады. По преданию, ядро, застрявшее в его стене, было послано из замка в войска Чарлза, но не достигло своей цели. Военная история замка на этом кончается. С первой четверти XIX века к Эдинбургскому замку относятся уже как к национальной реликвии.

Пора, однако, посмотреть, что представляет собой замок за линией входных укреплений.

По другую сторону башни Аргайла находится Нижний уровень обороны, представляющий собой площадку с расположенными на ней пушками XVIII века. Сквозь зубцы крепостной стены открывается широкая панорама Эдинбурга. Отсюда, сокращая окружной путь и минуя здания казарм и дом коменданта крепости, можно подняться по узким и крутым ступеням Длинной лестницы на самую высокую часть Замковой скалы – Верхний уровень обороны, где находятся старейшие замковые сооружения.

Особое место среди них занимает маленькая и на первый взгляд неприметная часовня св. Маргариты. Как уже говорилось, это самое старое здание Эдинбурга, относящееся к концу XI века. Вместе с замком оно переживало его суровую судьбу. До наших дней дошло любовно хранимое шотландцами предание о том, как королева Маргарита умерла, узнав о гибели в бою ее мужа и старшего сына, о том, как претендент на освободившийся престол осадил замок, и сыновья Маргариты тайком вынесли из замка ее тело, чтобы спасти от поругания.

Часовня св. Маргариты не всегда использовалась по прямому назначению. Одно время в ней был устроен пороховой склад. Естественно, что за свою долгую историю здание претерпело множество реставраций. Тем не менее оно являет собой интересный пример романского или, как его называют на Британских островах, норманского стиля. Часовня св. Маргариты – маленькая, прямоугольная в плане, толстостенная, с узенькими, редкими окнами. Когда-то в ней были деревянные перекрытия. Полукруглая алтарная часть здания, апсида, сохранила свой первоначальный каменный свод. Единственным украшением этого выразительного в своей простоте помещения является вход в апсиду, оформленный небольшими круглыми колонками с характерными для романского стиля капителями-подушками. Опирающаяся на них арка покрыта зигзагообразным орнаментом, оттеняющим гладь стен. На него следует обратить специальное внимание: это самый излюбленный и характерный декоративный элемент в архитектуре романского стиля на Британских островах.

В часовне всегда стоят свежие цветы – приношения шотландских женщин, носящих имя Маргарита.

За стенами часовни шумно. Многочисленные туристы, ныне осаждающие Эдинбургский замок, обычно теснятся вокруг одной из замковых достопримечательностей – гигантской пушки XV века, именуемой Монc Мег. Возможно, она была сделана в 1486 году в Бельгии, в городе Моне, откуда и ее название. Четырехметровой длины, с диаметром дула около 70 сантиметров, эта пушка почти уникальна. Существует еще одна, аналогичная ей, находящаяся в городе Генте и прозванная Сумасшедшая Марджори. Монc Мег принимала участие в битвах XV-XVI веков, и, как сообщают шотландские источники, при заряде в 105 унций (2 кг 940 г) пороха она посылала на % мили железное ядро и на 1,5 мили – каменное. Для Шотландии она является предметом гордости и памятной славы. Вот почему всеобщее негодование вызвал перевоз этой пушки в лондонский Тауэр в 1758 году в наказание за мятежи, имевшие место в Эдинбурге в середине XVIII века и описанные в романе Вальтера Скотта «Эдинбургская темница». Кстати, именно благодаря содействию и большому авторитету писателя Монc Мег была в 1829 году возвращена в Эдинбург.


Эдинбургский замок. Дворец

Тут же, поблизости от Монc Мег, находится и «часовая пушка», по выстрелу которой эдинбуржцы проверяют свои часы, за исключением воскресных и праздничных дней. Мы бы назвали ее «полуденной». Но в Эдинбурге сигнал точного времени дается в час дня, и пушка носит название «часовой». Стоит она на самом верхнем уровне уже упоминавшейся могучей Батареи-полумесяц, бывшем главном опорном пункте замка.

Вид на город с Батареи-полумесяц на редкость красив. Со 120-метровой высоты Эдинбург виден, как на ладони. Не каждый замок может соперничать с эдинбургским великолепием своего местоположения и широтой открывающейся с его стен панорамы.

Поблизости от «часовой пушки», под аркой, соединяющей два здания, есть проход, который ведет на Дворцовый двор, или, как его еще называют, площадь Короны. Одну сторону двора занимает королевский дворец. Однако нелегко угадать дворец в здании, лишенном всякого дворцового блеска. Единственное его украшение – высокая восьмигранная башня с зубчатым парапетом, как бы встроенная в фасад, обращенный во двор. Башня имеет шесть этажей, причем ее высота почти в два раза превышает четырехэтажный дворец. На самом верху башни установлен флагшток для подъема флага. Все здание дворца сложено из почерневшего от времени камня с грубой, шероховатой поверхностью. Небольшие каменные блоки имеют разные размеры и форму. Нет ни симметрии в расположении дверей и окон, ни единообразия их формы и размеров. На главном фасаде дворца, обращенном к площади Короны, запоминается маленький прямоугольный дверной проем и тут же рядом, вне всякой логики по отношению к членениям фасада, – высокий, оформленный арочным сводом. Над ним укреплена каменная плита, датированная 1566 годом, годом рождения Якова I. На той же плите – инициалы Марии Стюарт и ее мужа Дарнлея.

И только после того как проведешь некоторое время у стен этого здания и внимательно к нему присмотришься, начинаешь понимать, чем оно привлекает. В самой шероховатой, неровной поверхности стен, разноформатных, асимметрично расположенных по фасаду окнах и дверях – простых, сколоченных из толстых дубовых досок и обитых крупными металлическими гвоздями, – есть обаяние подлинности. Во всем чувствуется дыхание истории. Он не мог и не должен был быть парадным, этот дворец, расположенный в укрепленном замке, выдерживавшем атаку за атакой. Это дворец-убежище, и притом созданный в XV веке, в бедной, отсталой в экономическом отношении стране, в течение веков стоически отстаивавшей свою независимость. Доходы двора здесь были невелики, и, естественно, дворец Эдинбургского замка не мог соперничать ни с дворцами английскими, ни тем более с французскими.

В этом отношении показательны жилые комнаты дворца: к ним ведут узкие, темные лестницы, их окна смотрят с головокружительной высоты на город, на здания, сгрудившиеся внизу. Из всех жилых помещений наиболее интересна и лучше всего сохранилась маленькая спальня, в которой Мария Стюарт родила будущего короля Якова I. Ее отделка отличается предельной простотой и сдержанностью. Дощатые полы, стены облицованы деревянными панелями. На некоторых из них и на потолке – монограммы Марии и Якова. В панелях выемка для камина. Единственное украшение – укрепленный на стене резной картуш с датой рождения Якова.

Столь же невелика и проста по своей отделке соседняя со спальней скромная гостиная, стены которой украшает небольшая коллекция королевских портретов.

К королевским покоям примыкает Комната короны, где под охраной выставлены шотландские регалии, являющиеся высокохудожественными произведениями ювелирного искусства. Они экспонируются без той помпезности, с которой представляют зрителю ценности английской короны в лондонском Тауэре, а как-то по-домашнему, в небольших витринах, в такой же маленькой, как соседние, комнате.


Эдинбургский замок. Вход в королевские апартаменты дворца

Шотландские регалии состоят из короны, меча и скипетра. Об истории короны известно мало, но, возможно, она относится еще ко времени Брюса, то есть к концу XIII – началу XIV века. Жемчуг, украшающий корону, добыт в реках Шотландии. Местное и золото. Скипетр был получен Яковом IV в 1494 году из Рима, поддерживавшего и насаждавшего католичество, так же как и меч, врученный Якову IV в 1507 году римским папой Юлием II.

В Шотландии любят рассказывать о том, как прятали регалии во время осады замка Кромвелем, а после унии Шотландии с Англией в 1707 году, когда Шотландия потеряла свою независимость и регалии стали не нужны, их запечатали в дубовый сундук и оставили в той же Комнате короны на целое столетие. За это время люди успели забыть об их местонахождении, предполагалось, что их перевезли в Англию. Лишь в 1818 году правительственная комиссия, созданная во многом по инициативе Вальтера Скотта и при его участии, вскрыла заветный сундук и обнаружила регалии в неприкосновенности. По своему прямому назначению, то есть не как экспонаты, а как регалии, они были вновь использованы лишь в 1953 году, когда королева Великобритании Елизавета II посетила Эдинбург со специальным визитом и по ее настоянию регалии были вынесены в старинный собор Сент Джайлз для торжественной церемонии.

Противоположную сторону площади Короны занимает военный музей, расположенный также в дворцовом здании. Национальный шотландский военный костюм различных времен представлен здесь в полном блеске и разнообразии. Разноцветные тартаны различных кланов, прославленные в боях, головные уборы с перьями, штандарты экспонированы ярко и умело. Глядя на них, невольно переносишься мыслями в залы Национальной галереи Шотландии, где подобные костюмы придают неповторимый колорит портретам шотландского художника конца XVIII века Генри Реберна.

На южной стороне двора находится Большой холл, парадное помещение, составлявшее, как в Англии, так и в Шотландии, неотъемлемую часть средневековых дворцов. Для Англии – знаменитые примеры: Вестминстер-холл в Вестминстерском дворце, холлы во дворцах Хэмптон Корт и в юридическом подворье Темпль в Лондоне. Большой холл Эдинбургского замка – один из самых известных примеров подобных строений в Шотландии. Это зал, занимающий весь интерьер немалого по размерам, мрачного здания с высоким коньком крыши, как обычно, отделенного от других строений. Наибольший интерес представляют его перекрытия – деревянные открытые стропила, в искусстве сооружения которых соперничали друг с другом лучшие мастера Шотландии. Предполагается, что в Большом холле в XV веке происходили заседания шотландского парламента. Впоследствии в нем устраивали государственные приемы и банкеты. Ныне этот интересный архитектурный памятник используется как музей оружия. Пики и алебарды, веером расходящиеся из-под окованных металлом щитов, размещены в верхней части стен над традиционными панелями и гигантским камином, также непременным украшением подобных холлов.

В 1927 году на четвертой стороне Дворцового двора возвели мемориальную часовню, посвященную памяти шотландцев, павших в первую мировую войну. Нынче значение Национального военного памятника, как его называют, расширили, посвятив его также и памяти жертв второй мировой войны. Несомненно, это одно из самых значительных сооружений шотландской архитектуры первой половины XX века.

Строитель часовни, талантливый шотландский архитектор Роберт Лоример (1864-1929), столкнулся в своей работе со значительными трудностями, заключавшимися прежде всего в том, что часовня должна была составить единый ансамбль с древними зданиями замка. Вместе с тем ему надо было учесть, что часовня задумана как памятник национальной славы.

В те годы в большинстве европейских стран еще пышно процветала эклектика. В Шотландии одной из излюбленных форм ее проявления было подражание английской готике. Не избежав до некоторой степени печати своего времени в решении фасада, Роберт Лоример в целом талантливо и оригинально решил стоявшие перед ним задачи. Единство ансамбля было достигнуто прежде всего путем обращения к национальным традициям шотландской, кельтской, архитектуры. Внешне суровое, с простыми, компактными объемами, облицованное необработанным камнем, здание Национального военного памятника в какой-то мере напоминает соседние старинные строения. Сходство достигается и тем, что на поверхности стен по-средневековому мало окон, и тем, что стены, так же как у стоящего рядом дворца, завершаются зубчатым парапетом.


Национальный военный памятник

В оформлении фасада можно проследить немало элементов, являющихся «вариациями на средневековые темы». Это – полуциркульная, в духе романского стиля арка портала, статуи, глубоко ушедшие в ниши, водосливы в виде химер и пр. Внимательный зритель, однако, заметит, что все эти элементы лишены той внутренней логики и взаимосвязи, которая присуща им в подлинно средневековом памятнике.

Печать эклектики, комбинирующей различные стили, лежит и на оформлении интерьера, где явно используются мотивы классической архитектуры, в частности римской ордерной аркады.

Часовня состоит из Зала почета и Святилища. В Зале почета стены разделены глухими арками. Каждую из них фланкируют поднятые на высокий цоколь и слегка отодвинутые от стен колонны, несущие карниз. Тем самым стена как бы членится на отсеки, каждый из которых посвящен памяти одного из шотландских полков. Под каждой аркой на стене – мемориальная доска. Приспущены знамена. Вдоль стен на специальных каменных постаментах выложены книги с именами шотландцев, мужчин и женщин, погибших во время второй мировой войны. Не забыли упомянуть даже животных и птиц, бессловесных существ, служивших людям в трудные военные годы и погибавших.

В Святилище, на постаменте, образуемом естественной скалой, пробивающейся сквозь каменный пол, на плите из зеленого мрамора стоит стальной ларец, с четырьмя фигурами коленопреклоненных ангелов по углам. В ларце – имена шотландцев, погибших в первую мировую войну.

По замыслу, в Шотландском Национальном военном памятнике вечно должна царить тишина, подобающая этому месту, должны смолкнуть разговоры, а вступившие в залы люди – остаться наедине со своими мыслями. Сюда обычно не заходят экскурсии. Закончив рассказ, гиды предоставляют своим слушателям самим пройти под сводами здания, завершающего комплекс замковых сооружений.

Оглавление книги


Генерация: 0.737. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз