Книга: Русский менталитет. Рашен – безбашен? За что русским можно простить любые недостатки

Неученые ученые?

Неученые ученые?

Зачем вы поступили в вуз? На этот вопрос большинство студентов отвечают, что так им посоветовали родители, что просто нужен был диплом и хотелось весело провести студенческие годы. Но есть и другие причины: молодые люди поступают в вуз и в аспирантуру, чтобы избежать службы в армии, а девушки «хотят познакомиться с интересными людьми». Что больше всего помогло вам поступить в вуз? 63 % первокурсников ответили: «Деньги и связи родственников». Больше половины школьников уверены: в престижный вуз можно поступить только за взятку.

«Мы, юноши, вступали в стены университета со страхом и трепетом… Москва гордилась своим университетом, любила студентов как будущих самых полезных и блестящих деятелей общества. Студенты гордились своим знанием и дорожили занятиями… Между профессором и слушателями устанавливался живой ток передачи их жадному вниманию откровений науки, истин, гипотез», – вспоминал писатель И. Гончаров о том, как он учился в 1830-х годах. А наш современник, студент Николай З., близкий по профессии к Гончарову, написал о своем университете поэму в стихах. Всех преподов и декана, «очкастого и козлобородого», он ненавидит: «Если бы была граната, я бы универ взорвал».

Разговор в университетском туалете: «Вась, сессию сдал?» Из соседней кабинки справа: «Да этот лысый козел никак зачет не ставит». Из соседней кабинки слева: «И не поставлю». На эту тему есть и другой, «бородатый» анекдот. По коридору идет профессор, навстречу студент:

– Здравствуйте, можно вас спросить?

– Конечно, молодой человек.

– Скажите, профессор, вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?

– Да как-то не задумывался.

– Ну, извините, пожалуйста.

Разошлись. Через неделю профессор, весь позеленевший, круги под глазами, встречает того же студента:

– Ну, ты и негодяй! Всю неделю не сплю – и так, и так неудобно.

Почему студенты не уважают свои вузы и преподов? Авторитет преподавателей и в школах, и в вузах снизился, потому что они перестали быть основным источником знания: можно и без них все найти и скачать в Интернете. Но дело не только в этом.

В анекдоте старенький профессор ковыляет по улице. Рядом останавливается БМВ последней модели. Из него выскакивает лощеный мужичок:

– Вы меня не помните? Я был у вас ассистентом, пока не ушел в профком. Сейчас депутат, заведую комитетом по науке. У меня домик на Лазурном побережье – приезжайте.

Довольный профессор идет дальше к дому. Какой-то мужчина ковыряется в мусорном баке – похоже, бомж?

– Здравствуйте, профессор, как дела?

– Как, и вы на моей кафедре работали?

Тот обижается:

– Почему это работал? Я и сейчас там преподаю.

Нищенские стипендии студентов и зарплаты преподавателей портят и тех и других. Они вынуждены подрабатывать, а это отражается на качестве обучения. Студентам не хватает времени на учебу, и оценки становятся предметом торговли. «Да, мы пишем студентам работы. Надо же зарабатывать! – признается профессор Л.

Почему наши дипломы о высшем образовании не признают на Западе безоговорочно? Там знают, что их можно купить. В классе учитель упрекает старшеклассника за то, что он не хочет учиться, а тот при всех отвечает ему: «Мне папа купит диплом!» Это реальный случай, а вот анекдот: студенты разговаривают после экзамена: «Ну что, на сколько сдал?» – «На тройку. Сначала хотел на пятерку сдать, а потом решил – сдам лучше на тройку, а на остальные пива куплю».

У нас шутят – на какой станции метро вы купили свой диплом? При обсуждении этого вопроса на радиостанцию посыпались эсэмэски и звонки слушателей. Из Ярославля и Омска: «У нас перед экзаменом на стол кладут конверт с деньгами». Из Петербурга: «Студент вкладывает в зачетку купюру и в зависимости от суммы получает оценку». «Диплом врача можно получить без учебы за 150 тысяч евро. Экзамены по биологии и анатомии продаются». Только с этой заветной «корочкой» работодатели охотнее принимают даже продавщицей в ларек, официанткой или в офис «девочкой на телефоне». Потому что диплом стал свидетельством минимальной грамотности.

Хорошее бесплатное образование становится все менее доступным, а доля платных услуг в образовании повышается. Вот что рассказывает студент 3-го курса моей alma mater: «Студентам-платникам ректорат разве что ноги не вылизывает. У них на уме одни вечеринки и гулянки. А нас преподы-маразматики терзают чертежами, контрольными и лабораторными работами. Вот мы с ними и враждуем!» В России плата за образование не гарантирует его высокого качества. Проходя по коридору одной частной школы, я слышу за дверью класса невообразимый гвалт. Охранник объясняет: «Это к девятиклассникам опять новая математичка пришла. Так они ей слова сказать не дают». Платных школьников или студентов не исключат: не лишать же себя финансирования! Парадокс: если в иностранных школах и вузах учащиеся платят деньги за то, чтобы учиться, то в наших – за то, чтобы не учиться.

В результате российские вузы выпускают избыточных и далеко не всегда хороших специалистов. А наши бизнесмены на ниве просвещения предлагают совсем отменить бесплатное образование и оставить его только для вундеркиндов. В этом направлении мы и движемся. В Петербурге преподаватель одного из университетов рассказывает: «Нам разрешают открыть новую платную специальность при условии, что на группу будет оставлено хотя бы одно или два бюджетных места». Богатые родители нередко посылают своих детей учиться в западные университеты, а оборудование наших школ и вузов, особенно в провинции, оставляет желать лучшего. На словах мы провозглашаем необходимость развития талантов детей и молодежи, основанного на западных принципах справедливости, а на деле такая политика в образовании ведет с созданию имущественного образовательного ценза, к разобщению людей.

У нас продаются и покупаются даже ученые степени. «Недавно ко мне один пришел, просил сделать ему докторскую диссертацию, – рассказывает профессор Н. – Я, конечно, отказался…» А я никогда и не сомневался в его честности. «За пол-лимона?» «Нет, – говорит, – за 150 тысяч рублей. Совсем обнаглели! Разве это деньги?!» – продолжает он. На высоких постах стало модно украшать себя учеными степенями. Сообщество «Диссернет» нашло плагиат в диссертациях высоких чиновников и 49 депутатов. Но за это они не лишаются ни степеней, ни постов. Даже Цапок, известный убийца в станице Кущевской, считался в России «ученым»: он защитил диссертацию по социологии в одном из ведущих вузов! Неученые ученые, лихо испеченные, – их у нас пруд пруди. Россия – страна победивших троечников.

Оглавление книги


Генерация: 0.396. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз