Книга: Мальта и мальтийцы. О чем молчат путеводители
ПО НАУКЕ…
ПО НАУКЕ…
Из бесед с профессорами Анжелой Абелой, Джозен Кутайар и Кармелем Табоне я извлекла некоторую информацию, так или иначе касающуюся проблем секса. Из этих бесед я и постаралась сделать некоторые выводы.
Вывод первый. Либерализация сексуальных отношений развивается в мальтийском обществе в том же направлении, что и в других европейских странах. Правда, сексуальная революция пришла сюда значительно позднее, продвижение ее было более медленным и потому не так широко распространенным.
Вывод второй. Это произошло потому, что Мальта – самая религиозная страна Европы. Католичество оказывает влияние на все стороны жизни, в том числе и на интимные отношения.
Вывод третий. Люди постарше все еще придерживаются традиционных норм, остаются последовательными католиками. А вот студенты, молодые профессионалы ведут себя парадоксально. С одной стороны, они искренне преданы религии, во всяком случае, так заявляет большинство. С другой – откровенно нарушают важнейшие догмы этой религии. По исследованию Анжелы Абелы, пятнадцати-, шестнадцатилетние подростки регулярно посещают воскресную мессу, считают себя истинно верующими. В то же время многие из них уже имеют сексуальный опыт. Иными словами, задолго до брака и даже до решения вступить в брак они завязывают интимные отношения, что, естественно, резко осуждает церковь.
Похожие данные у Кармеля Табоне.
– Когда я проводил свой опрос студентов и выяснял их отношение к религии, я узнал, что подавляющее большинство верят в Бога, в Божью Матерь и загробный мир. То есть они явно люди верующие. Но параллельно мы получили и другие результаты. Те же самые студенты считают вполне допустимым секс до брака (71 %), не считают аборт аморальным (62 %), практикуют контрацептивы. То есть, несмотря на свою религиозность или то, что они считают религиозностью, они нарушают важнейшие принципы католичества.
Вывод четвертый. За последние десять лет заметно увеличилось количество внебрачных детей.
– Сегодня на каждую тысячу родившихся восемнадцать появляются вне брака, – говорит Джозен Кутайар. – Я исследовала триста двадцать матерей подросткового возраста. Из них двести восемьдесят в браке не состоят, то есть почти восемьдесят процентов.
Если же рассматривать ситуацию в масштабах страны, то сегодня на Мальте четверть детей рождается вне брака. И среди них 24 % появляются у матерей-подростков. Причин несколько. Молодые люди редко пользуются контрацептивами: только 20 % предохраняются с помощью презервативов, и почти никто не пользуется таблетками. Сравните: в Англии безопасный секс практикуют 70 % подростков, в Голландии – 85 %.
Кроме того, часто секс происходит под влиянием алкоголя и наркотиков. А это, как известно, ослабляет контроль человека за своим поведением, в том числе и сексуальным. Еще одна причина нежелательных беременностей – увеличение числа случайных связей. Сегодня их вдвое больше, чем десять лет назад. Во время контактов со случайными партнерами в случайных обстоятельствах у людей часто просто нет с собой контрацептива.
– Рождение внебрачного ребенка создает у матери-подростка большие проблемы: она не может продолжать учебу, испытывает материальную нужду, – говорит Анжела Абела. – Семья осуждает девочку, внезапно ставшую матерью, но при этом всячески старается ей помочь. Здесь налицо очень сильные родственные связи. Родители содержат младенца, ухаживают за ним…
Вывод пятый – возможно, несколько парадоксальный. Несмотря на новые европейские веяния, несмотря на явную либерализацию отношений, несмотря на желание избавиться от вмешательства церкви в личную жизнь, даже вопреки всему этому, большинство мальтийцев все-таки придерживаются традиционных ценностей и установившегося веками образа жизни.
По исследованию Анжелы Абелы, период добрачных свиданий средней мальтийской пары длится шесть – восемь лет. Часто все это время их отношения остаются платоническими. Это, разумеется, не исключает объятий, поцелуев и так далее. Но многие девушки по-прежнему сохраняют до свадьбы девственность. Во всяком случае, так требует общественная мораль.