Книга: 300 вопросов и ответов об автостопе и обо всём

Клубы автостопа и вольных путешествий

Клубы автостопа и вольных путешествий

Много ли у нас в стране автостопщиков (вольных путешественников)?

Это зависит от того, кого считать автостопщиком. Одни путешествуют только один раз в жизни, другие – один раз в году, в отпуск или на каникулы; третьи – большую часть жизни, многими годами. Одних, соответственно, миллионы, других десятки тысяч, третьих, наверное, сотни иль тысячи.

В целом интерес к вольным путешествиям проявляет не более 0,1% российских граждан. То есть в обычной средней школе, на 1000 человек, потенциальный путешественник бывает один или ни одного. В среднем, не больше одного. А в городе с населением миллион человек их может быть довольно много. Среди студентов-технарей и программистов – путешественников больше, чем обычно (порядка 1%). На факультетах туризма платных университетов – меньше среднего, как правило нуль. Среди мужчин больше путешественников, чем среди женщин; молодёжь 20—30 лет более склонна к поездкам, чем пенсионеры. Среди жителей сельской местности путешественников немного; среди обитателей мегаполисов – концентрация больше обычной.

Почти нет путешественников среди народов Кавказа, Средней Азии, среди калмыков, монголов и тувинцев. Но вот встречается неопределённый процент подвижных людей среди русских, европейцев (особенно поляков), украинцев, американцев, татар, японцев, бывают путешественники-китайцы. Негры очень редко путешествуют – разве что в поисках нелегальных путей иммиграции. Больше путешественников среди музыкантов, среди радикалов и националистов всех мастей, среди политических оппозиционеров, художников, мелких предпринимателей, среди здоровых и несудимых; среди лиц, не ходящих на выборы. А вот среди граждан, приходящих на выборы в 8 утра и голосующих за партию власти, – среди них реже встречаются путешественники. Многодетные люди и инвалиды редко путешествуют, хотя есть и такие случаи.

Среди всех возрастных, политических, социальных и прочих групп, путешественников всё равно мало. Интересно, что склонность к путешествиям не зависит напрямую от дохода – среди подвижных людей есть и совсем малоимущие, и очень состоятельные граждане.

Много ли клубов автостопа (или любителей путешествий)?

Большинство клубов, о которых можно прочитать в Интернете, малодеятельны, а зачастую вообще только в Интернете и существуют. А другие только одного человека и представляют. Реально действующих клубов и сообществ, на мой взгляд, сейчас всего несколько (на 2016 год). Автостоп уже сливается с другими видами путешественничества, а общение заменяется во многом виртуальным общением. Такого, чтобы автостопщики (вольные путешественники) регулярно встречались, чтобы какие-то собрания регулярно проводились, и какие-то выезды совместные или проекты происходили, и чтобы это длилось хотя бы пару-тройку лет – такие клубы можно по пальцам руки пересчитать.

Какой самый первый автостопный клуб?

В 1978 году в Петербурге (тогда ещё Ленинграде) возникла Ленинградская Лига Автостопа (ЛЛАС). Здесь впервые возникла наука об автостопе, плодами которой мы пользуемся по сей день. Техника, тактика, стратегия, снаряжение, ночной стоп, яркие автостопные комбинезоны – всё это появилось в самом начале 1980-х годов.

Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) существует до сих пор. В апреле 2016 г. ей исполнилось 38 лет. Основавший Лигу Алексей Воров и поныне активно ездит автостопом, шьёт комбинезоны, палатки, оригинальные «воровские» рюкзаки, готовит молодую смену. Сейчас это наиболее опытный из всех автостопщиков не только России, но и всего мира, он проехал автостопом около 1.985.000 километров. Это в пять с половиной раз больше, чем от Петербурга до Луны, и раза в два-три больше, чем мы с вами, читатель, вместе взятые.

Важно заметить, что если какой-то человек заявляет, что он проехал автостопом более миллиона километров, то такой человек почти наверняка врун. Миллион проехал только г-н Воров.

Подробности о зарождении российского автостопного движения читайте в моём тексте «История российского автостопа». Этот текст существует как в бумажном варианте в книге «Автостопом по России», так и на сайте АВП.

Что из себя представляет АВП?

Это содружество друзей, увлечённых вольными путешествиями – самостоятельными поездками по России, СНГ, Евразии и Африке. Иногда мы собираемся вместе, рассказываем друг другу о своих путешествиях, планируем новые, пьём чай. Какого-либо здания, типа МГУ, у нас нет. Регулярных занятий, обучения новичков, лекций на техническую тему, членских взносов, платных экскурсий у нас тоже нет. Планируем даты и маршруты очередных больших и маленьких поездок, самоходных походов, мероприятий, и ходим в них. Иногда организуем публичные лекции в Москве и других городах, рассказываем людям о свойствах окружающего мира.

Никто никого не учит, люди имеют возможность самонаучиться при помощи книг, друг друга и себя самих. Сейчас АВП – совокупность людей и информации, которой мы владеем, собираем и распространяем её.

Мы не организуем поездки всех желающих и не ищем напарников для ваших путешествий куда-либо. Учиться ездить, искать своих напарников и организовывать свои путешествия – ваша личная обязанность. АВП организует только свои собственные поездки, тусовки и экспедиции, и не всех приглашает в них.

Обращаясь к нам, вы можете узнать о том, когда, где и какие мероприятия АВП, встречи, лекции и поездки планируются в ближайшее время; о том, какая литература по автостопу и вольным путешествиям сейчас имеется в продаже и как приобрести её; и др. Если вы едете в какой-либо дальний путь по России, СНГ, Азии или Африки, вы можете проконсультироваться об особенностях вашего маршрута. Вы можете попытаться пойти с нами в наши самоходные походы; позвать нас в гости с рассказом или самим выступить на нашем собрании. Вы можете посетить Лесной Трезвый Сход АВП (каждый год, в первые выходные июня в Подмосковье), послушать там рассказы путешественников или рассказать сами. Также вы можете узнать, где и когда мы планируем создать очередной Дом Для Всех, узнать подробности и приехать туда.

Сейчас основной координацией дел АВП занимается новый (с 2015 года) Президент АВП, рязанец Алексей Кулешов (http://vk.com/traveler62rus). Спрашивайте у него всё, что вас интересует о Домах и походах.

Если вы, читатель, побывали в далёких регионах и странах, совершили интересное, нетипичное путешествие – не обязательно автостопом! – мы будем рады послушать и расспросить вас. Позвоните заранее, договоритесь о дате и времени и мы угостим вас гречневой кашей с майонезом, а помимо этого соберём аудиторию людей, которым интересен ваш маршрут и ваш опыт. Может быть, найдутся и такие, кто тоже был в любимых вами местах, и вы останетесь довольны общением вдвойне.

Много ли АВПшников? Кто они?

На 1.1.2016 имеется около 150 человек, которых можно назвать проверенными мудрецами или членами АВП, и войти в этот список непросто.

Прежде чем торопиться «вступать в АВП» – решите сперва, зачем вам это нужно? Комбинезон по типу ПЛАСовского я вам не пошью – да вы и сами можете пошить или заказать себе таковой, если, конечно, захотите. Машины останавливаться моментально не станут, и в посольствах любимых многими буржуйских стран не будут говорить: «Ах, так вы из АВП? Вам виза бесплатно и самолёт к подъезду!» Никаких явно видимых материальных благ, выгод и прав членство в АВП не даёт, равно как и от каких-либо обязанностей не освобождает. Желающие получить у меня адреса для ночлега в разных городах должны знать, что таковые адреса я не даю никому, кроме особо проверенных людей.

Желающие получить «Справку АВП» или поставить нашу печать на свою бумагу – должны сперва найти себя в списке Мудрецов АВП. Отправляющиеся в путь куда-либо со справкой АВП, должны подписать Торжественное Обещание АВПшника в котором путешественник обязуется: избегать алкогольных напитков и наркотиков во время путешествий (алкоголикам в АВП не место); пересекать границы стран только легально (нелегальное пересечение границ – не наше учение); не воровать предметы, принадлежащие другим людям; не засорять мусором вписки и природу; информировать своих родственников о том, куда он направляется; не беспокоить посольства РФ за границей без крайней необходимости; не состоять в других клубах автостопа; вернувшись из отдаленных путешествий – поделиться с АВП обнаруженной полезной информацией.

Следует подчеркнуть, что далеко не все автостопщики, называющие себя АВПшниками, в действительности являются таковыми. Встретив на трассе или на вписке подозрительного человека, не указанного в списке Мудрецов АВП, но говорящего, что, дескать, «Я – АВПшник», проверьте его! Предложите ему (бесплатно) пиво или другой алкогольный напиток. Если человек тот согласится и выпьет, то перед вами не АВПшник, а самозванец. Гоните его в шею.

В Интернете, на сайте «Вконтакте», существует большая группа «Академия Вольных Путешествий». В 2010 году в ней было записано около двух тысяч человек, в 2016 году – уже двадцать тысяч. Но далеко не все люди там – настоящие АВПшники. Скорее, эта группа – нечто типа фан-клуба АВП. Также, среди сотен людей, которые ночевали у меня дома, среди тысяч, которые приходили ко мне в гости, и среди миллионов, которые видели меня в лицо, – вовсе не все граждане являются АВПшниками. Если человек говорит «я очень хороший, я даже ночевал у Антона Кротова, и он хорошо знает меня», – правдой может быть только второе из этих трёх предложений!

Кроме того, помните: граждане, пропагандирующие или практикующие нелегальный переход границ, воровство, проникновение в дальние страны с целью получить политическое убежище, а также рассматривающие попрошайничество как единственный метод заработка, либо же использующие автостоп единственно как вид спорта (а не способ познания мира) – не являются членами АВП и не являются носителями мудрости АВП. Вольные путешествия (и автостоп в том числе) для нас, АВПшников – это не халява, не «экстрим» и не спорт, а наука и способ познания планеты.

Кстати, напоминаю тем, кто ещё не знает, что с сентября 2015 года Президентом Академии Вольных Путешествий является мой рязанский коллега – Алексей Кулешов. Все вопросы «поставить печать», «принять в АВП» следует адресовать именноему.

Что же такое вообще ВОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ?

Вольное путешествие – это такое передвижение по обитаемой части Мира, при котором участники путешествия большую часть времени (например, больше 15 суток в месяц) находится в обществе людей (местных жителей), для которых это общение с ним не является оплачиваемой работой. Вольное путешествие происходит наземным путём (автостопом, пешком, на попутном и рейсовом транспорте, платно или бесплатно, иногда и по железной дороге или по воде, или авиастопом). Вольное путешествие длится, как правило, больше суток, а иногда и несколько лет. Многодневная поездка на велосипеде по населённой местности с ночёвками у местных жителей является вольным путешествием, а велопоездка с ночлегами в палатках – это спортивный туризм, но не В. П. Горный поход с ночлегами в юртах кочевников – вольное путешествие, а восхождение на пик Ленина – это альпинизм, но не В.П.

Полёт с билетом на самолёте в какую-то страну – это не В.П., но вольное путешествие можно осуществить внутри этой страны и обратно улететь тоже на самолёте. Описанные мной в книгах примеры – наше путешествие в Магадан, в Индию, по Африке и т. п. – примерны вольных путешествий. Поездки классическим автостопом – тоже примеры В. П. Вольные путешествия – более широкое понятие, чем просто автостоп.

Путешествия, не являющиеся В.П., бывают: 1) спортивные походы (пешком, на велосипедах, байдарках, лыжах…) – участники похода больше находятся в природе, местных жителей встречают редко и у них не ночуют; 2) буржуйский, организованный, гостиничный и т. п. туризм – автобусы, отели, экскурсии, рестораны, музеи и т.п..

Алё, я тут еду в Питер, вы мне напарника / попутчика не найдёте?

Как правило, с такими вопросами звонят несамоходные женщины и иные несамодостаточные элементы. Поймите, я не могу и не хочу находить вам напарников на ваши собственные путешествия. Поиск попутчиков для ваших поездок куда-либо – ваша личная работа. Не хотите искать – езжайте сами. Не хотите ехать автостопом в одиночку – езжайте на поезде. Не хотите – не езжайте.

Ещё раз повторю: мы не трансагенство и не турфирма. Академия Вольных Путешествий и лично А. Кротов не занимаются отправкой несамоходных женщин и мужчин в Питер или ещё куда-либо.

Алё, хочу в Португалию, вы мне с визой поможете?

Ещё раз: АВП – не турфирма! Существует огромное множество турфирм, которые за ваши деньги решают ваши проблемы. Мы занимаемся только своими путешествиями, а не вашими.

У вас тут экспедиция в Индию не отправляется?

Уже всё отправилось. Экспедиция в Индию уже была в 1998 году; о ней всем сообщалось заранее (за год и более). Если вы прохлопали – не огорчайтесь, а езжайте сами. Все методы получения виз, маршруты и премудрости неоднократно опубликованы. Купите, например, книгу «Автостопом в Индию» – там описаны и технология попадания в Индию, и сами наши приключения. Помните, что за 16 лет стоимость бананов, виз, автобусов и лепёшек возросла, а авиабилеты подешевели.

Если вам лень читать книгу и ехать автостопом – купите билет на самолёт. Вообще не пытайтесь ехать автостопом чисто ради экономии. Трасса не любит халявщиков.

Ты проводил многолюдные экспедиции, а сейчас нет. Почему?

Большие экспедиции АВП были организованы мной в прошлом тысячелетии, в до-интернетную эпоху, для того, чтобы люди, отправившись в путешествие и познав возможность таких путешествий, приобрели опыт и рассказали об этом другим. Поездка автостопом и на электричках на Русский Север (1994), путешествия в Салехард (1997), в Индию (1998, 8 человек), в Судан (1999, 5 человек), в Нарьян-Мар (2000, 18 человек), Трансафриканская экспедиция (2000—01, 10 человек + провожающие) и т.д., имели одной из целей популяризацию вольных путешествий. Сейчас уже в таком нет нужды: все желающие узнали о путешествиях из моих книг, из Интернета, друг от друга, из СМИ, и знают о том, что вольные путешествия возможны для всех. 15—20 лет назад это было не так очевидно.

Большие экспедиции организовывать хлопотно. Быстрей и удобней путешествовать самому. Хотите пересекаться с людьми – используйте мозг и Интернет, или поучаствуйте в проекте «Дом Для Всех», и вообще появляйтесь чаще в собраниях путешествующей публики.

Какова судьба участников прежних экспедиций АВП? Продолжаете ли вы общаться, встречаться – или все разругались? Продолжают ли они путешествовать?

Общаемся. Так, было 10 участников крупнейшего проекта АВП – Трансафриканской экспедиции («200 дней на юг»). Прошло десять лет. Какова их судьба? Вспомним всех поимённо.

Сергей Лекай, Владимир Шарлаев, Григорий Кубатьян продолжают очень активно путешествовать каждый год. С. Лекай побывал ещё раз в отдалённых странах Африки, и за два года (вместе с Ольгой Смирновой) совершил очень сложный объезд Африки, подобно К. Степанову и А. Мамонову. Кроме Африки, Лекай был во многих северных экспедициях, плавал по самым отдалённым сибирским рекам и совершил массу других подвигов, о которых, к сожалению, он не пишет. Трёхмесячный поход пешком из Магадана на Камчатку; пеше-водный поход из Норильска на мыс Челюскин (2013) – самую северную точку Евразии… только он не пишет – ни в книги, ни в блоги.

Шарлаев тоже каждый год ездит помногу в разные страны, продолжая оставаться активным гонщиком ПЛАС. Он летал в восточную Африку, пройдя почти по тем же местам, что мы вместе десять лет до этого; посетил Мексику и страны Карибского бассейна; побывал всего более чем в 140 странах, и сейчас (2016) пишет о передвижениях в своём блоге [битая ссылка] http://pasl81.livejournal.com.

Очень много путешествует и Кубатьян, ставший специальным автором журнала «Гео». Он проехал Тибет на велосипедах, а Африку на мотоцикле, совершив то путешествие, которое не завершил из-за болезней в 2000 году. Через Египет, Судан, Эфиопию и другие страны Гриша добрался до Анголы, откуда улетел (с большими трудностями и с мотоциклом) на грузовом самолёте домой. Кроме Африки и Тибета, Кубатьян побывал в Антарктике и в Арктике, в Австралии, Индонезии, Латинской Америке и ещё много где – примерно в восьмидесяти странах мира, даже на Северном Полюсе. Подробности о его путешествиях можно прочитать в журналах «Гео» или в Интернете; недавно (2014) он опубликовал свою первую книгу – «Жизнь в дороге».

Григорий Лапшин, создатель сайта АВП [битая ссылка] www.avp.travel.ru, сейчас следит за аналогичной группой вКонтакте [битая ссылка] http://vk.com/avp_travel_ru. Спустя пару лет после ТрансАфрики он летал в Латинскую Америку; затем несколько лет он не путешествовал по причине женитьбы и размножения. Теперь он развёлся и снова продолжил подвижную жизнь. Грил тоже написал книгу о том нашем путешествии по Африке, но в бумажном виде её нет – только в Интернете. Книга называется «Автостопом через Африку. От реки Волги до реки Оранжевой» и живёт на сайте [битая ссылка] www.africa.travel.ru, начинается тут: [битая ссылка] http://africa.travel.ru/Gril.htm. Грил проводит значительное время в разных походах и путешествиях и по сей день, бывает то в горах, то в водном походе; летом 2014 он прошёл на байдарке от Анапы до Севастополя; если он не в поездке, то его можно видеть на Лесном Трезвом Сходе АВП.

Олег Костенко и Андрей Мамонов тоже размножились, и ездят только на относительно короткие расстояния. Иногда они появляются на разных фестивалях или мероприятиях. Костенко обычно виден на Сходах АВП.

Олег Сенов появляется на мероприятиях АВП редко – он тоже размножен, но всё же переписываемся в Интернете, появляется он и на Лесном Сходе АВП. К. Степанов много путешествовал, был в Афганистане, Саудовской Аравии и других местах, в Пакистане, в Сирии… я его не видел уже больше трёх лет; «вКонтакте» его не было никогда. Сейчас не знаю, где он.

А вот Юрий Генералов, названный в книге «Кактус», совершенно исчез с горизонта АВП, переселившись в буржуазный мир, о котором он так долго мечтал (в Канаду). Там он и растворился, не встречается с нами.

Я же продолжаю писать и издавать книги, ездить в разные страны, проводить тусовки и мероприятия Академии Вольных Путешествий, всё то, чем занимался и раньше. Мои новости и планы всегда можно узнать на сайте [битая ссылка] http://a-krotov.livejournal.com.

Из прежних членов АВП, ветеранов АВП, я пока не поругался ни с одним человеком. Некоторые, конечно, за прошествием многих лет от путешествий отошли – ну не всем же ездить всю жизнь, у людей могут быть и другие дела!

Кто вас финансирует?

Специально – никто. Академия Вольных Путешествий не увлекается поиском спонсоров. Все наши путешествия проводятся на средства самих путешествующих, а также за счёт изобильности окружающего мира. Мы знаем, что успех путешествия зависит не от количества денег, а от качества подготовки и от отношения к окружающему миру того, кто направляется в путь.

Впрочем, отдельные члены АВП иногда и предпринимают попытки получить какие-нибудь материальные блага ещё до старта путешествия. Мы благодарны всем, кто откликается на такие призывы. Так, перед нашим путешествием в Африку (в 2000 году) человек по имени Сергей Бритов подарил нам $300 и фотоаппарат, а также выделил в пользование прибор GPS (спутниковый определитель географических координат), который был впоследствии в ЮАР похищен. Фирма «TRAVEL.RU» тогда же выделила некоторую сумму создателю сайта, Лапшину Григорию, на африканскую экспедицию. Несколько раз эта фирма поддерживала деньгами выпуск путеводителей АВП, а потом перестала. Фирма «TURBINA.RU» выделила однажды денег на Дом Для Всех в Душанбе, и потом поддержала ещё и выпуск путеводителя «Шри-Ланка» и подарила мне нетбук «Еее», а потом и у них кончились деньги на наши полезные проекты.

Проект «Дом Для Всех», реализуемый нами уже почти десять лет, предусматривает создание временных жилищ в разных городах и странах мира, в которых может остановиться любой вольный путешественник и любой человек – переночевать, обрести приют на несколько дней или надолго. Список таких людей, внёсших пожертвования, и точные суммы их, перечислены в моей книге «Дом Для Всех» и иногда публикуются в моём ЖЖ [битая ссылка] http://a-krotov.livejournal.com. За период 2006—14 гг, есть люди, пожертвовавшие на проект «Дом» даже много тысяч рублей. Вы тоже можете помочь нашим проектам и вложить сколько хотите денег, например, в следующий Дом.

Некоторые люди помогали нам и в Москве, и в пути, разнообразными суммами денег (как правило, в пределах $10—100), а также подвозили, вписывали и т.п., – но это уже естественное «дорожное спонсорство», удел каждого вольного путешественника.

Некоторые фирмы-производители снаряжения выделяли нам предметы снаряжения, которые мы использовали в экспедициях. Мы активно благодарим эти фирмы; и размещаем их рекламу в наших книгах. Денег от них мы не получали, хотя не откажемся, если вдруг дадут. Если вы – производитель снаряжения, то вы можете выделить нам большую или маленькую палатку, спальники, может ещё какие-то предметы снаряжения, в обмен на рекламу в книгах, или в блоге [битая ссылка] http://a-krotov.livejournal.com, или ВКонтакте [битая ссылка] http://vk.com/antonkrotov (многотысячная аудитория).

Также многие люди помогают нам в проведении Лесного Трезвого Схода АВП – натурально, помогая привозить туда в лес наше объёмистое снаряжение, кастрюли, палатки, тенты и прочее. Один хороший человек подарил мне даже генератор для наших лесных собраний (2014); а Роман Железов из фирмы «Маршруты.ру» несколько раз возил нас со снаряжением – то на Сход, то на Грушинский фестиваль, а однажды поддержал Сход АВП суммой аж 5000 руб. Так всё необходимое и собирается, понемножку.

Если вы хотите подарить нам деньги, снаряжение, предоставить помещение, подарить дом (жилище) в удобном для путешественников месте вблизи большого города РФ / СНГ, или оказать другую материальную поддержку – мы от этого не отказываемся. Может быть, у вас есть временно ненужная квартира, дача или дом в Бишкеке – можете предложить нам её в бесплатную аренду (или по символической цене) на год или иной длительный срок; мы там обустроим базу путешественников. Звоните и предлагайте по телефону в Москве (+7—499) 457—89-49, (+7—903) 500—9850, Е-майл: [email protected].

Что означает лозунг «Наука победит»?

Наукой мы называем совокупность практических знаний об окружающем мире, – знаний в основном путешественнического характера. Знать, что окружающий мир изобилен и добр, знать, что в любом городе можно найти питание и ночлег, что в любом городе и в любой стране мира тебя встретят хорошо – это и есть наука. Как посмотреть этот мир, как найти этот ночлег и как делать так, чтобы тебя повсюду встречали хорошо – это тоже наука. Хорошо относиться к окружающим, принимать гостей из разных городов, подавать нищим, кормить тех, кто не откажется от этого, – это тоже наука.

Мы верим и знаем, что человек, владеющей наукой – т.е. знающий устройство окружающего мира, правила пользования оным и своё место в нём, – такой человек будет счастлив; а когда все люди будут знать, как всё вокруг устроено, – это будет вообще здорово, это и означает, что наука победит!

(Если вам непонятно выражение «Наука победит», сравните популярное: «Знание – сила»).

Почему вы называете себя «Мудрец»?

Мудрец – это у нас в АВП такое корпоративное наименование, термин, относящийся ко всем людям, кто путешествует и занимается наукой путешествий – в том смысле, который раскрыт в предыдущем вопросе. В более узком смысле Мудрецы – это примерно 60 человек, поименованные в списке Мудрецов АВП. Вот они:

Андреев Андрей (Зеленоград – Упсала);

Арбузов Дмитрий (г. Москва), автор книги «Уральская Обь», северный специалист и фотограф;

Асадчий Игорь (г. Москва);

Балашов Александр (г. Ульяновск);

Браславский Сергей (Книжник) (г. Вологда), ветеран Афганистана-2002 и др.;

Верещагин Сергей (г.С-Петербург);

Веснин Антон (Курган – Иран – Ирак), специалист в разных вопросах;

Винокуров Андрей (г. Москва), ветеран Магадана-1996, Каспийского кольца-1997, 501-й ж.д.-1998;

Гаврилова Софья (г. Москва), ныне заведующая фирмой «Открытие»;

Димм (г. Москва), специалист по Латинской Америке;

Должанский Вадим (г. Москва), автор книг из серии «Наука путешествовать»;

Дряничкин Антон (С-Петербург – Бангкок);

Зубцов Сергей (один из основателей АВП), автор книги «Как жить в Западной Европе», именно он и изобрёл словосочетание «Академия вольных путешествий» в 1995 г.;

Иванов Александр (г. Тюмень), автор книг «Дромомания» и иных, северный специалист;

Казанцев Александр (г. Москва), ветеран Египта-1999, Нарьян-Мара-2000, Туры-2002 и др, визовый специалист;

Кокорин Руслан (г. Дублин), ветеран Индии-1998;

Коновалов Игорь (г.С-Петербург);

Копейко Тамара (г. Москва), самоходная бабушка, ездившая в Сирию в 2000 г;

Костенко Олег (г. Москва), ветеран ТрансАфрики-2000;

Кротов Антон (г. Москва), основатель АВП, ветеран многих экспедиций; автор 40 книг; изобретатель проекта «Дом для всех»;

Крыштановский Владислав, автор и издатель серии путеводителей «Путешествуем сами» (www.pu-sa.ru), визовый специалист, человек, ныне приглядывающий за сайтом «Вольной энциклопедии» [битая ссылка] http://free-travels.ru;

Кубатьян Григорий (г.С-Петербург), ветеран Египта-1999, ТрансАфрики-2000, автор книги «Жизнь в дороге», известный путешественник;

Кузнецов Аркадий (г. Москва), специалист по разным азиатским странам;

Кулешов Алексей (г. Рязань), автор путеводителя «Мьянма», новый (с 2015 года) Президент АВП;

Кулешова Полина (г. Москва), ветеран Туры-2002, северный специалист, совершившая вместе с К. Саввой уникальное 4-летнее путешествие за полярным кругом;

Лагуткин Пётр (г. Москва), специалист по языкам всех народов;

Лапшин Григорий (г. Дубна), ветеран ТрансАфрики-2000, создатель сайта АВП [битая ссылка] www.avp.travel.ru, модератор, трезвенник и Интернет-активист;

Лекай Сергей (г. Москва), ветеран ТрансАфрики-2000, Афганистана-2002 и др, великий мудрец, покоритель Камчатки и мыса Челюскин, и многих сибирских рек;

Лысенков Игорь (г. Москва), почётный железнодорожник, ветеран 11-ти Домов АВП;

Макеев Алексей (г. Москва), автор книги «Бхарат, или путешествие по Индии XXI века»;

Малянов Александр (г. Москва), железнодорожный специалист;

Мамонов Андрей (г. Воронеж), ветеран ТрансАфрики-2000;

Манышев Демид (г. Энгельс);

Марутенков Павел (г. Оболенск), ветеран Судана-1999;

Моренков Олег (г. Базель), ветеран Гонок Мудрости-1997, Иран-1997;

Назаренко Вадим (Барнаул – Поваровка – Салтыковка), автор книги «Диагональю Евразии», большой специалист; организатор Дома Для Всех в Марокко;

Назаренко Дмитрий (Москва); большой специалист; организатор Дома Для Всех во Владикавказе;

Несин Владимир (гражданин мира), автор книги «Босиком по 100 странам пяти континентов», великий мудрец;

Новиков Сергей (г. Жуковский), знаток Кавказа, Памира, Пакистана и др мест;

Оленева Мария (Маша-Квашонка), знаток Мексики, США и других стран; соавтор путеводителя «Мексика»;

Паагирев Егор (г. Москва), соавтор книги «Полярное сияние», ветеран Нарьян-Мара-2000, специалист по многим регионам и райцентрам России и Беларуси;

Русакович Артём (г. Москва), автор многих книг и путеводителей, один из умнейших людей;

Савва Константин, ветеран Туры-2002, северный специалист, достигший посёлка Уэлен вместе с Полиной Кулешовой в ходе 4-летней заполярной экспедиции;

Сайтанов Илья («Розовый Слон») – один из трёх основателей АВП;

Салахутдинов Булат (г. Казань);

Сапунов Андрей (г. Киев), автор многих путеводителей из серии «По городам и весям», соавтор А. Кротова по некоторым другим путеводам;

Сенов Олег (п. Орево), ветеран ТрансАфрики-2000, мудрец-фотограф;

Сохин Владислав (Курск – Австралия – Мозамбик);

Троицкий Андрей (г. Москва), покоритель высочайших гор, мудрец-фотограф;

Тютюкин Игорь (г. Тула), автор книг, ветеран 10-ти Домов АВП;

Устинов Роман, автор книг «Абхазия» и «Куба: автостопом по социализму»;

Фатеев Игорь (Бразилия), известный науке с 1996 г, специалист по безденежной жизни;

Фетисов Александр, специалист по расписаниям электричек;

Фёдоров Митя (Москва – С-Петербург), ветеран Таджикистана-1999, Нарьян-Мара-2000, Туры-2002 и др;

Шадрин Артём (г. Москва), большой специалист, создатель «Вольного Календаря»;

Шарлаев Владимир (г.С-Петербург), ветеран Индии-1998, Судана-1999, ТрансАфрики-2000, Афганистана-2002 и других экспедиций; одновременно является членом ПЛАС (81-й номер ПЛАС); посетивший 130 стран;

Шулов Константин (г.С-Петербург), ветеран Гонок Мудрости-1997, Судана-1999 и др., любитель Австралии.

Также Мудрецами мы обычно именуем всех великих путешественников, не только участников наших поездок, как-то: Алексей Воров, Владислав Кетов, Владимир Лысенко, Марина Галкина, Владимир Динец, Юстас из Литвы, Валерий Шанин. Есть и другие мудрецы.

Граждане, указанные в моём списке, являются мудрецами (по моей версии). Мудрость этих людей, в основном, проявляется в сфере путешествий. Возможно, есть какие-то отрасли человеческого знания, которое кому-то из них не подконтрольно – кто-то, может быть, не владеет высшей математикой, а кто-то храпит ночью; кто-то женился и развёлся, а кто-то, может быть, не умеет плавать (ну например). Но в сфере вольных путешествий можете к ним смело обращаться, это очень толковые и интересные люди.

Автостопные гонки – как это?

Первые автостопные гонки в современной истории человечества произошли в апреле 1978 г. С тех первых гонок, по маршруту Ленинград—Нарва, и началась история Ленинградской (а ныне Петербургской) Лиги Автостопа. С тех пор прошли годы, в ПЛАСе прошло более 100 гонок, проводили соревнования и многие другие современные клубы, – но идея гонок осталась прежняя: проехать автостопом какой-либо маршрут как можно быстрее, обогнав соперников. Соревнуются между собой автостопщики-одиночки или пары, иногда – целые команды. Протяжённость типичного ПЛАСовского «маршрута выходного дня» составляет примерно 1500—2000 километров.

За годы в ПЛАС были разработаны специальные правила гонок, весьма подробные и занимающие несколько страниц (я не буду приводить их). Некоторые клубы, взяв на вооружение идею гонок, берут за основу отточенные временем правила гонок ПЛАС.

Дилетанты думают порой, что победа в автостопных соревнованиях вызывается случайными факторами (попалась прямая / быстрая машина, вот и приехал быстрее всех…). Это не так. Маршруты представляют собой весьма извилистую линию; даже везучие новички редко приходят к победе в гонках. Тут важен гоночный опыт, который вырабатывается годами.

Помимо ПЛАС, нередко гонки устраивает Гильдия Мастеров Автостопа.

Мы (АВП) проводили гонки один раз, это были Гонки мудрости Москва-Салехард (в мае 1997 года). То были удивительные соревнования, настоящие гонки мудрости… с машинами, локомотивами, вездеходами… с переходом через тающую Обь по льдинам при палящем солнце при +14° C за несколько часов до ледоход…

Но теперь я, наверное, вырос из игрового возраста и живу не по приколу, а всерьёз. Да и езжу я не настолько быстро, чтобы было чем похвастаться.

Лесной Сход АВП? Да ещё и Трезвый? Что это такое?

Каждый год, в первые полные выходные июня, наш клуб – Академия Вольных Путешествий – проводит Лесной Трезвый Сход в Подмосковье. Участники мероприятия, направляясь к нам на Сход, обязуются выполнять несколько простых правил: не употреблять алкоголь (включая пиво) и наркотиков; не курить у общего костра, а если приспичило – в специальных кустах; отправлять естественные надобности – в особо отмеченном месте; не засорять природу пластиком, не сжигать пластмассу и мусор и банки, а уносить их на помойку; не рубить живые деревья; относиться по-дружески к другим обитателям Лесного Схода и к местным жителям; слушаться А. Кротова, Г. Лапшина и других лиц, руководящих процессами Схода АВП. Место нашего мероприятия можно узнать в Интернете, в моём блоге или ВКонтакте. В 2013 году было более 400 участников, в 2014 – почти 600, сколько будет в 2016 году, узнаете сами, приедете и посмотрите.

На Сходе АВП собираются у большого костра (костёр большой, один на всех, вокруг него может и несколько сотен человек разместиться), и под другим большим тентом, и слушают рассказы опытных путешественников, а если вы были в далёких интересных местах, то тоже можете что-нибудь рассказать. Кроме того, бывают лекции не о путешествиях, например религиозные диспуты (всех религий) или песни у костра (трезвые). Если идёт дождь, все могут спрятаться под большими тентами. Есть большие кастрюли для каши и чая. И два организованных туалета, мужской и женский, две большие ямы в лесу (или более двух). И пляж. И водные и прочие игры. А ото всех – посильная помощь в заготовке дров и подготовке места Схода АВП, а по окончании – сборка мусора.

В общем, есть всё большое, хорошее, одно на всех, чтобы всем хватило. Этим и отличается от «эльб». Приезжайте, будет вам радостно. Если вы издалека – после Схода можете вписаться в Москве, посмотреть столицу, пообщаться с другими мудрецами.

Ещё один небольшой сход, приуроченный к очередной годовщине АВП, происходит в начале сентября. Место этого собрания обозначено вКонтакте, ближе к сентябрю – ищите в группе «АВП» [битая ссылка] http://vk.com/avp_travel_ru. На этом мероприятии народу поменьше, человек двести, зато обстановка более домашняя и ещё более дружественная. В сентябре 2015 года там было около 300 человек.

Если предлагают выпить алкоголь, стоит ли отказываться?

Всегда следует отказываться.

Не только я, но и большинство других членов АВП не увлекаются пьянством (да и курением) ни в дороге, ни дома. И такие традиции не только в АВП – например, А. Воров, основатель ПЛАС, совершенно не подвержен алкоголизму.

На ПЛАСовских гонках запрещено участие в нетрезвом виде. Ведь нетрезвый автостопщик – явление ещё более печальное, чем нетрезвый водитель.

Как создать свой клуб автостопа / вольных путешествий?

1) Нужно не путать клуб, где встречаются и общаются живые люди, от очередной группы вКонтакте «Автостопщики Нижнепердюйска». Клуб подразумевает живое общение, встречи и поездки, тогда как группа ВКонтакте может не нести никакой пользы, а может быть и удачным приложением к уже действующему клубу.

2). Важно. Предупреждаю, что это непросто, и для этого от вас требуется постоянство намерений. Без этого ничего не получится. Кроме того, вы должны проживать (или находиться) в достаточно крупном городе, с населением ну не меньшим, чем 300 тысяч человек. В маленьких городах недостаточно народу, ведь этим увлечётся не каждый: к путешествиям склонен едва ли один из тысячи людей.

3). Чтобы создать свой клуб, или вообще что-либо, необходимо только одно: нужен человек, который займётся этим всерьёз. У этого человека должно быть желание сделать что-либо, в данном случае клуб путешественников. Он должен посвятить этому достаточно времени и сил, зная, что результат ожидается не сегодня и не завтра, а через несколько месяцев или даже лет.

Все выдающиеся идеи, новшества и свершения в мире происходили только оттого, что находился один человек, отдавший все свои силы и время этому свершению. И наоборот: многие идеи, новшества и дела в мире никогда не были свершены, или заглохли, потому что такого человека не оказалось или он прекратил заниматься этим.

Так что перед тем, как создать свой клуб автостопа / путешествий, вы должны чётко представлять, что именно ВЫ должны его создать! Подталкивать других людей, или, ещё хуже, какую-то аморфную группу лиц словами: «давайте сделаем свой клуб путешествий…» – весьма непродуктивно. Именно ВЫ должны этому посвятить главную часть своего времени. Если вы хотите делать это в перерывах между другими делами, когда есть свободное время между иной работой, учёбой и др., – вы получите пропорциональный результат. Пропорционально количеству тысяч часов затраченного времени. Итак, чтобы у вас был клуб, вы должны заниматься этим всерьёз.

4). Во второй половине 1990-х годов, во многих городах многие люди заявили о создании так называемых клубов автостопа и вольных путешествий. Один лишь перечень их названий может ввергнуть в шок. Всякие Суперклубы Всемирного Автостопа, Команды Экстремальных Путешествий и им подобные. Галерея сайтов в Интернете тоже была внушительная. Раза два в год на Эльбах – встречах автостопщиков – проявлялся очередной дизайн комбинезона и новое название клуба, созданного его обладателем. (По счастью, эта пена многоклубия уже спала, мода на клубы прошла).

К сожалению, многие товарищи путают причину со следствием.

Если вы потратите 100 дней на изготовление сайта вашего будущего клуба вольных путешествий и только 20 дней на сами путешествия, – то это будет уже не клуб вольных путешественников, а клуб веб-дизайнеров. Такие клубы встречались мне, но забота о внешнем имидже здесь превышала заботу о сущности. Встречались мне клубы комбезных модельеров, клубы искателей спонсоров, клубы разговоров об автостопе и других побочных занятий, – которые отвлекают людей от занятий основных. Все такие лжеклубы недолговечны.

Итак, если вы хотите создать реальный клуб автостопщиков-путешественников, то вам нужно в первую очередь путешествовать автостопом – во вторую очередь уже всякие побочные занятия. Занимайтесь смыслом, а не внешними формами.

5). Некоторые люди вроде бы на словах и желают открыть клуб, но ссылаются на отсутствие других людей, сходных по интересам, среди своих знакомых. «У меня, ла-ла-ла, нет никаких знакомых, ла-ла-ла, которые бы интересовались путешествиями…» Ну и что? У меня тоже поначалу не было никаких путешествующих знакомых.

Тут уместен важный совет – не столько искать уже путешествующих людей, сколько привлекать новых. Уже путешествующие сами найдутся, когда клуб станет более-менее известен.

Вот как это сделать. Заранее (как минимум, за месяц) назначьте день, время и место сбора, куда вы сможете позвать хотя бы 50, а лучше 100 человек. Это может быть библиотека, аудитория в ВУЗе, ДК или обычная просторная, хорошо вентилируемая квартира. Вам нужно будет собрать туда кучу народу и рассказать о своей жизни, о прошлой и будущей деятельности, об уже существующих автостопщиках, о смысле и цели будущего клуба… Развесьте 500—1000 объявлений, разошлите информацию по Интернету, во все форумы вашего города, на тематические сайты, посвящённые туризму и чему угодно (Новости города Х… Туристы города Х…), рассылайте приглашения на встречу Вконтакте, в клубах гостеприимства, привлеките к этому всех своих друзей, если таковые имеются, пусть делают репосты в Facebook и на разных форумах городских.

6). Вам надо заранее придумать первые, тренировочные маршруты поездок, сперва на один день, потом на большее время, и найти место – обычно это квартира, где народ может собираться время от времени и обмениваться опытом. Туда вы сможете также позвать как-нибудь опытных путешественников из других городов, чтобы они рассказали что-либо. В нескольких городах России начали делать лекции о путешествиях с показом фотографий на большом экране через проектор, вы можете сделать что-то наподобие, но если у вас нет проектора – не грустите: важнее наличие человека-организатора, чем наличие проектора. Можете наладить продажу автостопных книг (покупаете оптом в Москве, продавайте в розницу у себя). Если интерес и число народа уменьшается, нужно повторить агитационную лекцию, описанную выше.

Когда наступит срок – если ваши слушатели студенты, то это будет, скорее всего, срок каникул – начните ездить с людьми на дальние расстояния.

Меньше увлекайтесь формальностями: супер-снаряжением, супер-сайтом, поиском спонсоров, системой почётных званий и писаными правилами жизни. Все эти ритуальные вещи придут потом, когда природный запал молодости клуба иссякнет. Куда поехать с народом – зависит от вашей изобретательности и от географического расположения…

Ещё совет – сообщите о своём клубе в разные «автостопные» группы вКонтакте, как в большие, так и в фуфлыжные; сами появляйтесь на тусовках в Москве и Петербурге, приезжайте в Дом Для Всех, на Лесной Трезвый Сход; рекламируйте свой клуб в Интернете на всех форумах на туристскую тему… – Активность!

7). Долгая и интересная жизнь вашего клуба зависит от вашего энтузиазма, товарищ лидер! Пока человек, основавший клуб, занимается им, клуб существует. Смена лидера редко протекает безболезненно. Большинство мелких неформальных клубов (не обязательно автостопных) существуют лишь пока ими занимается их основатель. Но не войдите в иную крайность! Не дожидайтесь того дня, когда вы, как основатель, останетесь единственным членом своего клуба, перелистывающим пожелтевшие списки былых достижений. Занимайтесь поиском новых людей ежегодно – и вырабатывайте свой собственный стиль, свою сущность, своё учение, которое отличит ваш клуб от подобных ему.

Больше думайте о сущности – что делать! Меньше думайте о форме – как показаться, как представить, как оформить, о чём говорить!

Более подробные рассуждения о том, как создать свой клуб, выведут нас слишком далеко от прочих тем этой книги.

Как зарегистрировать свой клуб?

Не знаю. Наверное, нужно пойти в какой-нибудь минюст или его отделение, сочинить устав и учредительные документы, заплатить пошлину, открыть в банке счёт, зарегистрироваться в налоговой (и раз в квартал приносить туда отчёты). Прежде чем регистрироваться, подумайте хорошенько: зачем вам это нужно? Я знаю только три зарегистрированных: в России – «Школа автостопа» и барнаульская «Бласт», на Украине – «Магистраль». Но польза от сих регистраций мне неизвестна. Всё это было лет 10—15 назад, с тех пор никто даже не пытался регистрироваться, и все три клуба уже не проводят никаких встреч, поездок и мероприятий уже много лет.

Почему люди подключаются к движению АВП? Это чаще бездельники или фанаты путешествий?

Чаще ни те, ни другие. Да и «движения АВП» нет как такового. Люди приходят в интересную компанию, узнают методы путешествий и начинают (или продолжают) свои путешествия, иногда появляясь, иногда не появляясь на наших массовых мероприятий.

Среди людей, которые встречаются в Домах Для Всех, на Лесном Трезвом Сходе, есть люди всяческих профессий и занятий. Есть и бездельники, есть и постоянные круглогодичные путешественники, но чаще – ни то, ни другое.

Какие страны ещё не посещены автостопщиками?

Ответ упирается в то, кто есть автостопщик и что есть автостоп. Так, многие люди порой залетают на самолёте в дальние страны и там уже катаются по-разному, автостопом в том числе. На больших расстояниях автостоп сливается с другими видами путешественничества. Мало кто поедет автостопом через весь мир, и потом на попутных яхтах, например, из Москвы в островные государства Фиджи, Тонга, да и даже до африканского Свазиленда мало кто поедет из дома полностью автостопом по земле. Так что просто перечислю страны, о вольных путешествиях в коих мне ничего (или почти ничего) не известно:

1) В Азии – Бутан, Катар, Бахрейн, Кувейт, Северная Корея;

2) В Африке – Ливия; центральное и восточное Сомали; Либерия; Сьерра-Леоне;

3) некоторые мелкие государства-острова в Тихом Океане, ну и Карибском бассейне.

Многие страны Северной и Южной Америки были посещены А. Воровым и М. Дуткевичем в известной экспедиции ПЛАС «Автоколумб» (1992—93 гг), но мало ещё кто попадал в Америку автостопом. Перемещение из России на Северо-Восток, через Якутию и Чукотку, возможно только зимой; это очень сложно, требует кучу времени и хорошей подготовки. Не имея таковой, простые люди залетают в Северную и Южную Америку самолётом и уже облазили её почти всю, пользуясь как автостопом, так и локальным рейсовым транспортом.

Россию-то, ты всю объездил?

Россия – величайшая страна мира, и её не сможет полностью объездить ни один путешественник, и ни один политик, и ни один чиновник, ни один бизнесмен за всю свою жизнь.

Конечно, это что ещё назвать – «объездить Россию». Россия делится сейчас на 85 регионов6. И если считать, что «объезжание России» заключается в том, чтобы хотя бы раз побывать в каждом из этих 85 регионов, – то такая задача выполнима. Участники экспедиций и мудрецы АВП побывали во всех регионах; я лично был во всех регионах России и в их столицах, от Калининграда до Анадыря. В Анадыре я побывал в декабре 2015 года, этим завершил 25-летнюю эпопею по посещению всех регионов РФ.

Из 85 регионов России, я лично побывал всюду. Очень много где – в 80 регионах России – я читал лекции по автостопу и путешествиям. А также я был во всех областях Белоруссии (их 6; в большинстве – с лекциями), и во всех 26 регионах Украины (причём в 22 укр. областях я уже проводил лекции)7.

Я посетил все страны СНГ (уже до 01.09.1999) и бывшего СССР и все 15 их столиц. Точное число городов, посещённых мной, я не подсчитывал. Но могу похвастаться, что читал лекции о вольных путешествиях, более чем в 200 городах, всего проведя около 900 лекций. От Вильнюса, Риги, Львова, Мадрида, Варшавы и Ужгорода, до Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Анадыря, Шанхая и Джайпуры в Индонезии. От Архангельска, Мурманска и Норильска, до Кишинёва, Душанбе, киргизского Оша и индонезийской Джакарты.

Но если смотреть глубже, например по районам – в России около тысячи административных районов. Кто-то посетит их все? А некоторые районы по размеру побольше многих европейских стран! А кто хочет посетить крайние точки России, северную, восточную, южную и западную, а также географический центр России? Ой, объехать всю Россию нелегко, совсем нелегко!

Регионы России, особенно в восточной её части, велики невероятно. Якутия по величине равна Индии и в десять раз больше Италии; Эвенкия больше Украины или Франции; Иркутская область больше, чем Финляндия и Швеция, вместе взятые… Если мы побывали в Киеве, мы тем самым ещё не увидели всей Украины; если вы добрались до Улан-Удэ, вы ещё не объездили всю Бурятию; если мы отметились по краям всех регионов Российской Федерации, мы ещё не объездили всю Россию. Возможности для путешествий, жизни и открытий в России останутся всегда, даже тогда, когда остальной мир будет объезжен, изучен, поделен и заселён до последнего метра.

А что, если все вас послушают и будут ездить автостопом? Кто же будет работать?

Если люди всей Земли от мала до велика в один страшный день бросят все свои обыкновенные занятия и поедут автостопом в какой-либо дальний путь, настанет крах мировой цивилизации. То же самое произойдёт, если люди всей земли станут в одночасье все художниками, или физиками, или космонавтами, или водителями, или чиновниками, или учителями, или пенсионерами – это было бы ужасно. К счастью, мир устроен рационально, и никогда не случится такого, чтобы все люди занялись сразу одной и той же деятельностью. К путешествиям склонны порядка 0,1%, и число это сильно не возрастёт.

А что касается работы, то жизнь каждого человека и есть его работа. Один путешествует, другой музыку сочиняет, третий собирает троллейбусы на заводе, четвёртый – финики с пальм. Главное, чтобы вам нравилась ваша работа и ваша жизнь. Если вам совсем не нравится деятельность, которой вы занимаетесь, – бросьте, займитесь чем-то другим. Проблема нашей страны в том, что многие люди живут так, как им не нравится. Делайте то, что вам больше всего хочется делать, и вы достигнете успеха.

Оглавление книги


Генерация: 0.412. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз