Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина

О НАЗВАНИИ

О НАЗВАНИИ

Тур — это имя языческого бога-громовержца. А.Ф. Рогалев сообщает, что в разных местах Беларуси, особенно на Полесье, сохраняются Туровы горы — места поклонения богу Туру. И добавляет, что название древнего Турова, скорее всего, связано с культом этого бога. На Туровых горах возводились святилища, устанавливались жертвенники, где в жертву приносили быков, осуществляли ритуальное поедание бычьего мяса, устраивали игры с головой быка, символа особого разума, манипулировали его рогами, долженствовавшими представлять собой символ прибывающей и рождающей силы.

На Туровых горах строили укрепленные поселения, городища, замки со сторожевыми башнями. Само понятие «тур» несет в себе смысл опоры — опорного столба посреди комнаты жилого дома, центральной (то есть возвышенной) части населенного пункта. Это и замок, и крепость, и поселение. Даже название шахматной фигуры туры (ладьи) несет в себе тот же сакральный смысл.

Попытка представить, что название здешнего города произошло от имени, опять возвращает нас в сферу академизма и даже сказок. Опять князь Борис основывает город Борисов, а князь Брячеслав — Браслав. Примитивизм — свойство человека. Мы можем доказать, что Рогвалод и Тур — реальные исторические личности. Но это никак не доказывает, что они стали основателями каких-то соответствующих их именам белорусских поселений. Названия поселений в древности по официальным указкам (как это осуществлялось при советской власти) не закладывались, поселения в древние времена получали названия естественным путем, на основе опыта и верований первопоселенцев (аборигенов).

Издревле бык-тур вызывал уважение у человека. Даже зависть. Этот зверь водился в болотистых полесских просторах, потому что предпочитал места, где было изобилие воды. Он имел темно-бурую и черную окраску, отличался величиной, мускулистым сложением, быстротой и легкостью в беге. Мощь его была такова, что он легко поднимал на рога коня вместе с всадником. Неспроста древние считали его священным животным и отождествляли с богом, неспроста называли его именем горки, где молились. Люди хотели быть такими же сильными, такими же успешными в своей защите, такими же основательными и мудрыми. Причем, все эти желания проявлялись у них гораздо раньше появления в этих местах летописных пришельцев-князей.

Оглавление книги


Генерация: 0.605. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз