Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА РОГАЧЕВА
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА РОГАЧЕВА
(По материалам местных краеведов М.Н. Ольха и В.И. Паладенко)
С 1846 г. на территории Северо-Западного края Российской империи стали создаваться «Добровольные страховые от огня общества». Ведущими членами их становились местные землевладельцы и купечество. В 1847 г. в Рогачеве появилась первая пожарная вышка-каланча, на которой по очереди дежурили горожане. В это время в городе было 305 деревянных домов, каменных дома, 2 деревянные церкви, 1 деревянный костел, а жителей официально числилось 1 497 человек.
В 1879 г. городская Управа приняла решение о создании в Рогачеве профессиональной пожарной команды. Первая городская профессиональная команда («часть») состояла из шести человек штатных работников и содержалась за счет средств городского бюджета. Размещалась она в северной стороне города, за городским парком. Сейчас на этом месте общежитие ПМК, краеведческий центр, магазины «Уют» и «Надежда». Участок, где располагалась команда, был огражден. На нем размещались вышка-каланча, конюшня, навес для хранения инвентаря, служебное помещение. Художник В. Поладенко помог представить нам первую пожарную часть Рогачева. Выезд пожарного обоза по тревоге осуществлялся через ворота на улицу Быховскую или на улицу Поповскую (Советская). При обнаружении пожара в городе караульный на вышке подавал звуковой сигнал — начинал бить в колокол.
Состав дежурного караула располагался на втором этаже вышки. По центру помещения, где пожарные несли дежурство, было круглое отверстие, в середине которого стоял гладкий деревянный столб. Обхватив его, пожарные быстро съезжали вниз и бежали к конюшне. Через несколько минут через распахнутые ворота вылетали запряженные повозки с пожарными. В повозках громоздились пожарная машина (ручной насос), катушка с пожарными рукавами, лестницы, багры, лопаты, топоры. Следом неслись телеги-двуколки с бочками. Воду набирали из Днепра или Друти. Со временем в городе стали создавать запасы воды в бочках, врытых в землю. Размеры таких емкостей были огромными — 3x3 м. Бочки размещали в разных местах улиц — в особенности наиболее удаленных от рек. Обязательным было размещение их на территории предприятий. Последний такой «схрон воды» был обнаружен в Рогачеве в 1966 г. при строительстве аптеки. Он находился на перекрестке улиц Циммермана и Горького.
В 1890 г. Рогачев значительно расширил свои границы. В городе числилось уже 988 зданий. Получили свое продолжение улицы в северном направлении, на восточной и западной сторонах. Новые кварталы застраивались добротными домами. Противопожарные разрывы между ними были уже большими.
После 1902 г., в связи с проведением через город железной дороги, появились новые жилые и промышленные районы: станционный, лесопильного завода, картонной фабрики. Там уже не было такой скученности, как в центре города.
Во время польской интервенции Рогачев был фронтовым городом. Линия фронта проходила по пойме реки Друть. В деревне Задрутье стояли польские войска и город постоянно подвергался артиллерийскому обстрелу. В это время были уничтожены жилые кварталы в районе улиц Нижегородской, Кузнечной, Подгорной, Советской.
В середине 20-х гг. XX в. город начал возвращаться к мирной жизни. В Рогачеве появились новые предприятия: нефтебаза, льнобаза, сенная база. Такие объекты заставляли членов городской пожарной команды быть в постоянной готовности.
В 1937 г. на Песчаной площади (теперь на этом месте городская больница) была построена 35-метровая учебно-тренировочная парашютная вышка. Одна из площадок, встроенных в нее, стала новым постом наблюдения за территорией города. Связь с пожарной командой поддерживалась по телефону. Этот пост просуществовал до июня 1941 г. Старая вышка-каланча к этому времени была разобрана за ветхостью.
Перед войной в зимний период пожарные города устраивали на реке Днепр ледяной каток. Все происходило на одном и том же месте — напротив спуска по улице Луначарского к реке Днепр (в районе старой бани). Снежный барьер украшали елочками, а недалеко от площадки делали прорубь, из которой заливали каток. Место это считалось у горожан самым привлекательным. Вход был платным. Здесь же выдавались коньки на прокат. Особенно многолюдно на катке было днем и вечером в воскресенье. По вечерам площадка освещалась от двигателя электрического освещения. По воскресеньям играл духовой оркестр городской пожарной охраны.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны жители начали покидать город. Большая часть разъехалась по деревням. На рабочих местах остались представители райкома партии, милиции, пожарные.
Первые пожары в городе начались 29 июня 1941 г. Была создана команда факельщиков по уничтожению ценностей, которые невозможно было вывести. Запылали сенная база, нефтебаза, спиртбаза, продовольственные склады. Огонь перекинулся на жилые дома. И город запылал. В июне 1941 г. погода на Гомельщине была сухая. Огонь множился, как ненависть к врагу. Горели фруктовые деревья в садах. Пожар бушевал трое суток. Выгорели жилые кварталы в районе нынешней мебельной фабрики, кирпичного завода на улице Октябрьской, вплоть до Замковой горы. Сгорели все здания от улицы Либкнехта до улицы Друцкой.
Когда пожары прекратились в город вошли немцы.
В конце декабря 1941 г. немцы вознамерились устроить в уцелевшем здании райисполкома госпиталь для раненых. Собрали кровати, заготовили матрацы. Но кто-то из смельчаков поджег здание. Оно горело больше суток.
После освобождения города, летом 1944 г. началось восстановление Рогачева. Городские власти предоставили в распоряжение местной пожарной команды полуразрушенный кирпичный сарай по улице Пролетарской. С этого сарая и горы строительного мусора и началось восстановление пожарной службы города. Сарай переоборудовали в караульное помещение. Рядом соорудили бокс-гаражи для хранения техники и временную вышку. Лошадей содержали в деревянном сарае. За летние месяцы успели заготовить для них сено.
Интересен факт пополнения пожарной службы пожарной машиной ГАЗ-АА с насосом ПД-10, который работал только на выброс воды. Водителю-пожарнику Иосифу Лаврентьевичу Михеенко в июне 1941 г. удалось выехать на ней в город Саратов. Там он и служил. После окончания войны Михеенко вернулся в родной город и пригнал тот легендарный ГАЗ-АА. Машина была уже сильно изношена. И все-таки, это была машина, а не конная повозка.
В 1946 г. пожарной службой города был получен автомобиль ГАЗ-АА с насосом Д-200. Этот насос работал как на забор воды, так и на выброс. В 1950 г. его заменили на газоструйный из алюминиевого сплава. Он был более мощным и имел меньший вес, то есть был более маневренным.
В 1951 г. городская пожарная команда получила автоцистерну ГАЗ-51 с емкостью для воды на 900 литров и насосом ПН-20.
В 1953 г. получена автоцистерна ЗИС-5 с емкостью для воды на 1500 литров и насосом ПН-25А.
В 1955 г. Рогачевская городская пожарная команда переместилась на новое место пребывания, по улице Советской. Было построено новое типовое пожарное депо. Его изображение сделал местный художник В. Поладенко.
- Стамбул. История. Легенды. Предания
- Щит с гербом города
- История крепости
- КРЕПОСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА © C.В. Трояновский — текст, © А.А. Кочевник, А.И.Орлов, С.В. Трояновский — фото...
- История полицейского писаря
- Из истории города
- II. История
- Краткая история мобильной связи в Северной Корее
- История Бангкока и Паттайи
- Четыре времени города
- Русская история Шанхая
- Улицы города