Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОЖИЛОВ

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОЖИЛОВ

Пенсионер Петр Вадила (древнейшее наименование этой фамилии — Вайдыла) в районной газете «Камунар» 2 марта 1991 г. опубликовал свои воспоминания об еще дореволюционном Рогачеве, городе, который в то время отличала высокая культура и достаточная индустриализация.

Кладбища. До революции в Рогачеве действовали три кладбища. Православное располагалось в центре. За время своего существования оно заросло деревьями. Еврейское располагалось в километре вверх по течению Днепра. Оно было обнесено оградой и имело ворота, рядом с которыми стоял жилой дом охранника. (Евреям Рогачева принадлежали все лесопильные заводы, все пристани, до которых в город сплавляли бревна, все городские бани и кирпичный завод). Католическое считалось новым и находилось в непосредственной близости от православного. Оно выделялось своими чугунными стелами двухметровой высоты.

Сады. Католик Лешкевич имел в городе несколько фруктовых садов. Урожай он продавал, оценивая тот прямо на деревьях. Естественно, покупателями были евреи, которые осенью нанимали на уборку садов местных мальчишек. За свой труд уборщики получали товаром, столько, сколько могли унести или съесть. Возле реального училища рос сад белой акации. Во время цветения этих деревьев аромат привлекал туда массу жителей.

Реальное училище. При нем действовала церковь. Кроме того, в углу каждого класса висела маленькая икона, и дежурный ученик перед началом первого урока каждый день зачитывал «десять заповедей». Во время недельной литургии ученики стояли в указанной церкви рядами. Причем первый ряд составляли учащиеся подготовительного класса, а последний — семиклассники. На клиросе пел хор, которым управлял учитель пения. Служить литургию священнику помогал один из учеников. В училище была должность инспектора. Занимавший ее человек не преподавал, а только следил за поведением учащихся как в училище, так и за его пределами. Оклады преподавателей были большими. По крайней мере, каждый из преподавателей имел свой дом, прислугу, при этом жены их не работали. Своих детей они обязательно заставляли учиться музыке. Даже если у тех не было к этому способностей. Что касается целей училища, то главной из них считалась подготовить абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения. Учащиеся должны были овладеть всеми предметами уровня средней школы и двумя западноевропейскими языками.

Оглавление книги


Генерация: 0.335. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз