Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке

Где находится

Церковь Николая Чудотворца находится по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, 18. Доехать можно до метро «Октябрьская» или троллейбусом 7, 33, 62, 84 до остановки «Кинотеатр „Ударник“».

История почитания

Церковь была построена в 1657 году на месте прежнего деревянного храма, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами. Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя по приделу Святителя Николая.

Местность на берегу Москвы-реки носила издревле два названия – Берсеневка и Верхние Садовники. Название Берсеневской набережной имеет две версии происхождения: либо от старого наименования крыжовника – «берсеня», – который выращивали здесь в Государевых садах, либо от имени боярина П.Н. Берсени-Беклемишева, выполнявшего сложные, особые поручения при Иване III, такие как посольство к крымскому хану и к польскому королю, но впавшего в немилость и казненного при Василии III.

Главные святыни храма – икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей и икона великомученицы Варвары с частицей мощей.

При Романовых усадьба на Берсеневской набережной была пожалована «государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий, стал думным дьяком. При нем и были построены знаменитые палаты и церковь с главным престолом Троицы. Роскошные палаты с каменной нижней частью и деревянной верхней имели при себе «висячий сад» и галерею, соединявшую их с храмом. Хозяин палат, Аверкий Кириллов, в 1682 году был убит в Кремле во время стрелецкого бунта и похоронен в северном притворе своей церкви.


Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке. Фото Н. Винокурова

Там же похоронена и его жена. После Аверкия Кириллова дом достался его родственнику, дьяку Курбатову. При нем здание было перестроено, по всей вероятности, зодчим Михаилом Чоглоковым, построившим Сухареву башню. Документы, подтверждающие это, не сохранились, но зодчий служил под началом Курбатова.

Главные святыни храма – икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей и икона великомученицы Варвары с частицей мощей.

С 1756 года палаты перешли в казну, и в них разместили сенатский архив, а позднее туда поселили сенатских курьеров, отчего здание получило имя «Курьерский дом». Александр II передал палаты Московскому археологическому обществу. В советское время в палатах Аверкия Кириллова расположились Центральные государственные реставрационные мастерские.

Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в 1390 году значился Никольский на Болоте монастырь. Деревянный храм в 1625 году записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название. В 1656–1657 годах была возведена новая каменная церковь.

В 1775 году с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную.

Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х годах была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854 году.

В советское время храм действовал до 1930 года, когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах.

Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б. Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов.

В 1932 году снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 году в стенах храма разместился НИИ музееведения.

В 90-е годы началось возрождение храма, а 1992 году в храме были возобновлены богослужения. Сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека.

Особенности

Главные святыни храма – икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей и икона великомученицы Варвары с частицей мощей.

Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305–311 годы). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки.

Деревянный храм в 1625 году записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название.

Многие знатные и богатые юноши добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак.

Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Христе. В то же время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла крещение.

Вскоре вернулся Диоскор и, узнав что его дочь – христианка, пришел в ярость. Он выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять ее, дорогу Варваре преградила гора. Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там девушка укрылась в пещере.

Диоскор нашел дочь с помощью пастуха, жестоко избил ее, а затем закрыл в маленькой темной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

Деревянный храм в 1625 году записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название.

Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный свет, сам Иисус Христос явился к великомученице и исцелил ее раны.

На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не образумился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Иисуса Христа как истинного целителя. Ее подвергли еще большим мукам, затем Мартиан приказал казнить мученицу. Казнь над ней совершил ее собственный отец. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

В полночь темницу осиял несказанный свет, сам Иисус Христос явился к великомученице Варваре и исцелил ее раны.

В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на мученице Варваре и них Свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое.

В полночь темницу осиял несказанный свет, сам Иисус Христос явился к великомученице Варваре и исцелил ее раны.

Святой великомученице Варваре молятся об избавлении от угрозы внезапной смерти.

Интересные случаи

Один из случаев заступничества великомученицы Варвары связан с именем протоиерея Михаила Чудакова (1923–1990). Он в молодости участвовал в Великой Отечественной войне, получил несколько тяжелых ранений, а правая рука его была почти оторвана. Он перенес уже несколько операций, и практически готовился к смерти.

Однажды он увидел во сне, будто он опять на поле битвы, лежит среди множества убитых, а в тишине идет и наклоняется над каждым погибшим женская фигура в длинном одеянии, с чашей в руке и с ярким сиянием вокруг головы. Он узнал в ней великомученицу Варвару, которая причащала погибших. Варвара прошла мимо Михаила, и тот спросил, почему она его не причащает. В ответ на это Варвара сказала, что он выживет, а после войны сам станет исповедовать и причащать. После войны он действительно стал священником – чудесное видение сбылось.


Оглавление книги


Генерация: 0.361. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз