Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья

Собор Успения Божией Матери в Кремле

Собор Успения Божией Матери в Кремле

Где находится

Собор Успения Божией Матери находится в Московском Кремле.

История почитания

Предшественницей нынешнего Успенского собора была небольшая одноглавая церковь, построенная в 1327 году и тоже носившая название Успенской. Она была главным храмом Кремля. За полтора столетия здание церкви обветшало и грозило разрушиться.

В 1472 году великий московский князь Иван III и митрополит Филипп поручили русским мастерам Ивану Кривцову и Мышкину начать строительство нового Успенского собора.

При разборке старой церкви были обретены нетленными мощи почивавшего в ней Московского митрополита Петра. Он стал первым московским святым и чудотворцем.

Именно по его совету Иван Калита, московский князь, сын преподобного и благоверного великого князя Даниила Московского и внук святого и благоверного великого князя Александра Невского, велел построить первую Успенскую церковь в Кремле.

Митрополит Петр был выходцем из Волыни. В 12 лет принял пострижение, спустя несколько лет стал игуменом монастыря неподалеку от Львова. Между 1305 и 1308 годами посетил Константинополь, где его радушно принял патриарх Афанасий и рукоположил в митрополиты Киевские и всея Руси. На обратном пути новый митрополит заехал в Золотую Орду, где получил от хана Токту особый ярлык.

Летом 1308 года он торжественно въехал в Киев, а через год перебрался во Владимир. Под непосредственной церковной юрисдикцией митрополита Петра находилась Москва, где княжил Иван Калита. Последний уговаривал митрополита поселиться в Москве. Тот все чаще стал бывать и подолгу жить в городе.


Собор Успения Божией Матери в Московском Кремле

Постройка кремлевской Успенской церкви стала последним большим делом в жизни святого Петра. Он предчувствовал свою близкую кончину, а потому решил соорудить собственную гробницу у алтаря строящейся церкви. Когда гробница была готова, митрополит вошел в храм, совершил богослужение и раздал много милостыни.

При разборке старой церкви были обретены нетленными мощи почивавшего в ней Московского митрополита Петра. Он стал первым московским святым и чудотворцем.

21 декабря 1326 года он скончался. Весь московский народ скорбел и плакал о нем. Спустя несколько дней исцелилось несколько больных. А всего через 13 лет константинопольский патриарх Иоанн XIV специальной грамотой утвердил святость митрополита Петра.

Мощи святого Петра ныне почивают в Успенском соборе, в специальной раке. Кроме того, в ларце Петропавловского алтаря собора находится посох святого митрополита Петра – вместе с Гвоздем Господним, одним из тех, которыми было прибито к кресту распятое тело Спасителя.

К маю 1474 года уже были возведены стены нового Успенского собора. Но они неожиданно рухнули по неустановленной до сих пор причине. Тогда московский князь Иван III привлек к строительству талантливого инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти из Болоньи. С марта 1475 года он принялся за расчистку площадки от руин. Стены собора строились из белого камня, а все прочее – из кирпича.

В 1479 году итальянец успешно завершил строительство, а в августе того же года состоялась торжественная церемония освящения нового храма. Он предназначался для важнейших государственных церемоний – посажения на стол московского великого князя, а с XVI века – венчания на царство; торжественного возведения в должность митрополитов и патриархов и их погребения и т. п.

С перенесением в 1712 году Петром I столицы России из Москвы в Петербург Успенский собор не утратил значения главного кафедрального храма страны, сохранив его до начала XX века. Важнейшая государственная церемония – коронация – по-прежнему совершалась в Успенском соборе.

Справа от входа в собор стоит большой бронзовый шатер (сень), построенный в 1624 году русским мастером Дмитрием Сверчковым. Первоначально он предназначался для хранения реликвий. В 1625 году сюда была помещена риза Иисуса Христа – часть его одежды, присланная персидским шахом Аббасом I в дар русскому царю Михаилу Федоровичу. А с 1913 года в шатре установлена рака с мощами святого патриарха Гермогена.

Святитель Гермоген жил и служил стране и Церкви в один из сложнейших периодов их истории и сыграл выдающуюся роль в избавлении России от польского нашествия. Свою церковную деятельность он начал в Казанском храме Спасо-Преображенского монастыря. Затем стал священником казанской церкви святого Николая.

Именно Гермоген первым взял в руки одну из главных российских святынь – Казанскую икону Божией Матери после ее чудесного обретения на пепелище сгоревшего дома.

В конце XVI века интересы Гермогена стали выходить за пределы церковной службы. Так, в 1598 году он принял участие в избрании на царство Бориса Годунова. Однако именно после смерти последнего деятельность святителя приобрела яркую государственную и политическую окраску.

В ларце Петропавловского алтаря собора находится посох святого митрополита Петра – вместе с Гвоздем Господним, одним из тех, которыми было прибито к кресту распятое тело Спасителя.

Поначалу Гермоген, будучи тогда уже митрополитом Казанским, признал Лжедмитрия I и вошел в состав Сената при новом царе. Но очень скоро он «раскусил» Самозванца и стал его противником. После того как самозванец был убит, в июле 1606 года митрополит казанский Гермоген был избран Патриархом Московским и всея Руси.

С перенесением в 1712 году Петром I столицы России из Москвы в Петербург Успенский собор не утратил значения главного кафедрального храма страны.

Святитель скончался в феврале 1612 года по причине, по сей день неизвестной. Патриарха похоронили в московском Чудовом монастыре, а через сорок лет при перенесении тела почившего праведника из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля в распавшемся гробе были обнаружены его нетленные останки.

Поэтому они не были погребены в землю, а помещены в особую гробницу на соборном помосте.

Второе явление мощей святителя Гермогена произошло в 1812 году, когда они, выброшенные французами из гроба, были обнаружены целыми. Наконец, третье явление святых мощей имело место во время приготовления к коронации императора Александра III, когда при реставрации собора со стены сорвался камень и пробил надгробие святителя.

Причисление патриарха Гермогена к лику святых произошло в 1913 году.

До революции в Успенском соборе хранилась величайшая из чудотворных икон – Владимирской Божией Матери. Перед ней проходило избрание русских митрополитов и патриархов.

Согласно официальной легенде, Владимирская икона написана учеником Иисуса Лукой на доске от стола, за которым принимали трапезу Спаситель, Дева Мария и Иосиф. Существенно, что эта икона – подлинник, а не список (копия).

В 1132 году она была привезена в Киев из Константинополя. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир и поместил в Успенский собор. С тех пор чудотворная икона и называется Владимирской.

С нее было сделано великое множество списков, два из которых также находятся в кремлевском Успенском соборе.

Интересные случаи

Известна история о чудесном избавлении Москвы от нашествия врага.

Когда летом 1395 года над Москвой нависла угроза нашествия Тамерлана, митрополит московский Киприан послал во Владимир за иконой, ибо москвичи надеялись на защиту Божией Матери. 26 августа ее встречали в Москве, на Кучковом поле.

Позже на этом месте был построен Сретенский монастырь.

А ночью того же дня Тамерлану, расположившемуся в районе нынешнего Ельца, приснилась охваченная светом Божия Матерь, которая запретила ему идти на Русь. Наутро Тамерлан повернул свои войска на восток.

С тех пор перенесение в Москву Владимирской иконы и избавление Богоматерью Руси от нашествия Тамерлана празднуется Русской Православной Церковью 26 августа (8 сентября).

До революции в Успенском соборе хранилась величайшая из чудотворных икон – Владимирской Божией Матери. Перед ней проходило избрание русских митрополитов и патриархов.

И еще дважды спасала Владимирская икона Москву от грозивших разорений: в 1480 году, в период «великого стояния на Угре» русских и монголо-татарских войск, и в 1521 году– от крымских орд Махмет-Гирея. И все это – только самые великие чудеса, сотворенные Владимирской иконой, среди множества других.


Оглавление книги


Генерация: 0.669. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз