Книга: Бангкок и Паттайя. Путеводитель
Поездка в Аюттаю. Две эпохи – две столицы
Поездка в Аюттаю. Две эпохи – две столицы
Первая сиамская столица Аюттая – самый популярный однодневный маршрут у всех категорий туристов.
Это неудивительно, если учесть мизерное расстояние (75 км) и изобилие удобного общественного транспорта. Автобусы с северного бангкокского автовокзала Мо Чит (Mo Chit) уходят каждые 20 мин., в пути с остановками проводят до 2 часов, стоимость 45В первым классом и 30В – вторым. Часть из них заезжает на небольшую станцию Банг Паин (Bang Pain), к королевской резиденции, до которой можно купить билет (1,5 часа, 40В)
Маршрутки с Каосан-роуд и Монумента Победы – тоже весьма популярный способ. Они отправляются ежечасно, в пути полтора часа, стоимость 70В.
Многие туристы выбирают поезд с городского вокзала Хуа Лампонг как самое удобное средство передвижения. Все поезда северной и северо-восточной веток останавливаются в Аюттае на ж/д вокзале к востоку от центра города. Ехать полтора часа, 35В во 2-м классе и 66В в 1-м (полное расписание на www.seat61.com). Электрички идут каждый час, стоимость 15В.
Самый роскошный способ – туристические катера из Бангкока с остановками на острове Ко Кред (Ko Kred) и в Банг Паине, ежедневно, за 1350В/чел.
Величие древности
Эта поездка проведет нас по великой эпохе тайской истории и ее великой столице Аюттае (1350–767). Позади блистательные дворцы и храмы сегодняшнего королевства, впереди – недолгая и приятная экскурсия на машине времени к местам былой славы предков. Сделаем первую остановку у дворцового комплекса в Банг Паине. Расположенный в 15 км южнее Аюттаи, он подчеркивает незримую связь между нынешней династией и великими королями прошлого. Впервые загородная монаршая фазенда была обустроена высокочтимым Прасаттонгом в 1632 году, а король Рама IV Монгкут полностью перестроил ее и дополнил новыми дворцами. Последующие самодержцы по достоинству оценили прелесть этого места, расположенного на небольшом островке посреди Чаопраи, и проводили в нем жаркие весенние деньки, приглашая иностранных гостей. Одним из таких визитеров стал Николай Второй, будущий царь всея Руси. Просвещенный Монгкут и его сын Чулалонгкорн отдавали предпочтение эклектичной смеси итальянской, французской и китайской дворцовой архитектуры с традиционно тайским оформлением в виде заостренных сводов, украшенных змеями-нагами. Нынешний правитель своими посещениями Банг Паин не балует, и он почти полностью отдан на растерзание туристам. Большинство из них делает двухчасовую остановку по пути в Аюттаю, используя отражения великолепных дворцов на водной глади в качестве «культурного разогрева». Удобнее всего осматривать Банг Паин с борта туристического катера, специально совершающего рейсы из Бангкока в Аюттаю с остановкой у королевского комплекса.
Вход на территорию комплекса – 100В, зеленые лужайки усыпаны кустами в виде слонов и прочего зверья. По дорожкам разъезжают электромобильчики, развозя туристов к основным достопримечательностям: павильону, «летящему над водой», обсерватории и летнему дворцу. Комплекс, конечно, красив, но сильно уступает в зрелищности нашему Петродворцу. И все же он обладает одним замечательным свойством, а именно – ярко выраженной преемственностью двух великих столиц, расположенных на разных концах 75-километрового шоссе. Именно здесь незримая связь эпох становится зримой, и хорошо, если это узреют не чьи-то, а именно ваши глаза.
Двух часов на осмотр резиденции вполне хватает, после чего следует вернуться обратно на автостанцию (поездка на тук-туке – 40В). Автобусы до Аюттаи отходят регулярно, но можно прокатиться и на сонгтэо (маршрутке), благо расстояние мизерное. Почти все они приезжают на центральный вокзал Аюттаи в южном конце улицы Наресуан (Thanon Naresuan) рядом с рынком Чао Пром (Chao Phrom Market). Некоторые автобусы 1-го класса останавливаются неподалеку от входа к основным храмам, в полукилометре от основной станции. Вот она, магическая Аюттая!
Что вы чувствуете, глядя на шпили древних храмов, застывших в своем каменном совершенстве? Склоняете ли в почтении голову перед величием их создателей, обошедшихся без компьютерного моделирования, башенных кранов и прочей современной техники? Неуклюжие бетонные коробки ветшают у нас на глазах, сносятся и заменяются таким же утилитарным новоделом, а изящные, словно сотканные из серебряных нитей, чеди бывшей столицы Сиама, как и сотни лет назад, пленяют взор искушенных иностранцев. Первый из них, побывавший в Аюттае в XVII веке, был поражен великолепием и роскошью тайской столицы и восторженно описывал ее в путевых заметках. Но все начиналось гораздо раньше, в 1350 году, когда князь Рама Тибоди сделал небольшой городок на реке Чаопрая своей резиденцией, даровав ему имя легендарной индийской Айодаи – места, где родился бог Рама. Скромности ему было не занимать, как и военных талантов: постепенно новое княжество затмило и поглотило первое тайское государство Сукотай, а потомки короля разгромили и кхмеров, и бирманцев, превратив Аюттаю в столицу самого сильного государства в Индокитае. Все 33 правителя за 400 лет добавляли в ее архитектурный облик что-то свое, доведя количество храмов до полутора тысяч, а статуй Будды – до пяти тысяч. К середине XVIII века в Аюттае проживало более миллиона человек, что гораздо больше, чем в Париже и Лондоне вместе взятых. Конец пришел в виде вторжения бирманских войск, захвативших и разрушивших город в 1767 году. Столицу перенесли в безопасный Бангкок, а об Аюттае забыли на 200 лет. Лишь в 1969 году начались реставрационные работы, продолжавшиеся 7 лет, а в 1991-м бывшая столица была объявлена ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. С тех пор поток туристов, желающих увидеть остатки былого великолепия средневекового Сиама, многократно вырос, и не в последнюю очередь благодаря близости к современной столице.
Ват Ратбурана
Главные и самые зрелищные храмы сосредоточены на искусственном острове, созданном средневековыми королями для защиты своих владений. С одной стороны городские рубежи защищала река Чаопрая, с другой – их стали прикрывать вырытые каналы. Площадь острова довольно велика, и для передвижений по нему лучше арендовать велосипед (50В за день).
Внимание всех новоприбывших неизменно привлекает могучий пранг – кукурузина вата Ратбурана (Wat Ratburana), построенного королем Боромарачей Вторым в кхмерском стиле (1424 год). Под ним он устроил секретный склеп для хранения несметных сокровищ, вывезенных из разграбленного им Ангкора. В 1957 году грабителя самого ограбили: в хранилище влезли воры, сделавшие полезное дело для науки. Все ценное они унести не смогли, а оставшиеся предметы демонстрируются в Национальном музее Аюттаи.
Рядом с Ратбураной, буквально через дорогу, покоятся развалины храма Махатат (Wat Mahathat). Величественная некогда постройка короля Боромарачи Первого (1374), разрушенная дикими бирманцами, ныне представляет собой четырехугольник битых кирпичей. В восточном углу из корней гигантского дерева выглядывает голова Будды, наиболее фотографируемая туристами. Он будто не верит, что захватчики уже ушли. В пранге этого храма имеется лестница, по которой можно залезть наверх и осмотреть окрестности. Примерно в километре от Махатата видны три знаменитые серебристые чеди вата Сисанпет (Wat Sisanphet, 1448), главного королевского монастыря. Они – визитная карточка древней Аюттаи и ее утонченной архитектуры. Именно здесь отправлялись все культовые обряды монарших семей и хоронились останки самых выдающихся правителей, включая короля Трайлока. Стоявший неподалеку королевский дворец был начисто разрушен бирманцами, как и ват Таммикарат, но от последнего осталось хотя бы некоторое поголовье каменных львов.
Серебряные чеди вата Сисанпет
Ват Монгкол Бопит
Уважаемая статуя
Неподалеку от вата Сисанпет по Сисанпет-роуд восседает вторая по величине и значению статуя Будды в Таиланде. Старое здание вата Монгкол Бопит (Wat Mongkol Bophit) над ним обвалилось, отрубив многострадальному сидельцу руку, и в 50-х годах прошлого века было построено новое. Будду позолотили, вернули руку, и теперь он хищно взирает на туристов блестящими перламутровыми глазами. У входной двери интересны барельефы, повествующие об исторических злоключениях храма, а внутри демонстрируются старые фотографии.
В северной части города неподалеку от Утонг Роуд разместился один из немногих храмов, полностью уцелевших от разрушений. Ват Напрамеру (Wat Naphrameru) был основан в XV веке и представляет собой большой бот в паре с изящным виханом. Роскошное убранство бота в традиционном аюттайском стиле и необычный Будда в стиле эпохи Дваравати неизменно привлекают туристов, без устали фотографирующих статую с вывернутыми стопами, усевшуюся по-таджикски и положившую руки на колени.
Всего сохранившихся храмовых комплексов в Аюттае насчитывается около полусотни, и многие из них похожи друг на друга. Разбавить буддийскую картину можно посещением католической церкви Святого Иосифа, возведенной для посольских и торговых работников в XVII веке. Она до сих пор действует и собирает прихожан в южной части города на противоположном берегу реки Чаопрая.
Самый популярный способ обследовать основные храмы Старого города – взять в прокат велосипед, бесплатную карту и объехать храмы самостоятельно, благо все рядом, расстояния небольшие, а ландшафт плоский, как стекло.
На слонах по Аюттае
Если хочется раздвинуть географию осмотра, то можно нанять лодку за 400В и объехать остров по периметру. В 5 км к западу от центра сохранилась 80-метровая чеди вата Пукаутонг (Wat Pukhauthong), на которую можно забраться и осмотреть величественную картину построек с высоты птичьего полета. Билеты на вход в самые известные храмы стоят порядка 30–50В, а закончить экскурсию (или начать ее) рекомендуется в Национальном музее Аюттаи, втором по богатству экспозиции после бангкокского. Для его строительства тайцам пришлось продать часть коллекции из обнаруженного склепа в храме Ратбурана, а на двух музейных этажах выставить то, что осталось, добавив головы Будд из вата Махатат (их тела покоятся на своем месте), резные храмовые двери, драгоценности и многое другое.
Наконец, здесь же, на станции, можно нанять лицензированный тук-тук и за 150В проехать экскурсионный маршрут на нем. По основным достопримечательностям также ходит туристический трамвайчик, в который можно запрыгивать и покидать на ходу (20В). Неспешный и вдумчивый осмотр главных храмов с их фотографированием занимает от 3 до 5 часов, после чего большинство туристов уезжают обратно в Бангкок. Но многие из них, хлебнув вольного ветра, не могут усидеть в городе и предпринимают новые вылазки в окрестности, благо интересные места вокруг тайской столицы разбросаны в избытке. О них – в следующих главах.
- Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи
- Три османские столицы (Район Мраморного моря)
- Становление столицы
- На Страндвеген
- Посольство Папуа и уезд из столицы
- «Возьми две кварты спирту»
- Медведева Пустынь
- Поездка выходного дня «Три в одном»
- Поездка «Мои первые открытия Сиама»
- Часть одиннадцатая. Подведем итоги
- Тайная дверь
- Поездка по Балтийскому морю