Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

ЛЕЩИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (о предместье Пинска, которое тысячу лет было сердцем духовности Полесья)

ЛЕЩИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (о предместье Пинска, которое тысячу лет было сердцем духовности Полесья)

Местный краевед Михаил Савченко, которого, судя по его статье в газете "Полесская правда" за 12 августа 1998 г., отличает ясность ума и последовательность изложения, сообщает, что впервые о Лещинском монастыре, некогда располагавшемся в юго-восточной части пригорода Пинска (теперь это территория городского парка), упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1263 г. Тогда он уже существовал на берегу Пины. В этой обители на несколько месяцев затаился несчастный князь Войшелк после ужасных событий в Варуте, когда был убит его отец и два маленьких брата. Пинчане, верные Миндовгу, не выдали его.

До 1584 г. монастырь именовался Рождество-Богородичным. Затем стал Успенским. В его комплекс входили строения: теплая Святодуховская церковь, холодный пятиглавый Успенский собор, келейные корпуса и хозяйственные постройки. Территория была обнесена высокой бревенчатой стеной, которую венчали ворота со звоницей (колоколенкой).


В 1514 г. игуменом монастыря был Варлаам. Этот монах являлся духовником уже упоминаемого мной князя Федора Ивановича Ярославича. В свою очередь князь Федор Иванович был ревностным благотворителем Лещинского монастыря, делал все возможное для его процветания. В частности, жаловал монастырю земли и села. Среди этих пожалований упоминаются села Ковдичи, Мотоль, Тишковичи, Сухое, Огдемер, Дюбель, Заглубочье, Житновичи, Потаповичи, Вуйвичи. Среди благотворителей монастыря упоминаются также князь Георгий Ярославич, Андрей и Богдан Велятыцкие. Благодаря такому отношению Лещинский монастырь в начале XVI в. стал центром просвещения и культуры для Полесского края. В нем располагалась библиотека богослужебных и духовных книг. Монахи составляли переводы на старославянский творений Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. В обители жил и работал монах Митрофан-летописец (как мы теперь говорим: "краевед, знаток истории края"). Он составил Летопись города Пинска. О нем в XVI в. упоминал Стрыйковский. Однако наработки Митрофана-летописца были истреблены в 1527 г. во время последнего набега крымчаков. В тот год окрестности Пинска и монастырь были разграблены. Погиб и сам летописец.

В 80-е гг. XVI в. в монастыре построили новую церковь. Ее освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм сделался главным в обители. Поэтому и обитель изменила свое название. Интересно, что старая, теплая церковь во имя Сошествия Святого Духа располагалась непосредственно в здании трапезной ("при трапезной"). Что касается ворот со звоницей, то о них в старых инвентарях сказано так: "Напрод входечи в монастыр звоница на воротех, на которой звон великий один, а меньших три, а пятый звон названный Лебед".

В 1596–99 гг. в монастыре служил архимандрит Елисей Плетенецкий (1554–1624). Этот деятель выступал против унии, которая стремилась прибрать монастырь к своим рукам. В 1596 г. он собрал делегацию из духовных особ и выступил на соборе в Бресте. Потом вынужден был оставить Пинск. Он переехал в Киев и стал основоположником Киево-Печорской лавры.

В 1603 г. Лещинский монастырь по указанию администрации перешел к униатам (греко-католикам). По сути, сделался католическим. В 1615 г. настоятелем его назначили игуменью из Вильно Василису Сапежанку.

В октябре 1648 г. до Пинска докатились волнения крестьянского восстания, одной из причин которого стала борьба за сохранение православия. В город вошли отряды Антона Небабы — полковника войска запорожского. Восставшие изгнали королевского наместника, ксендзов, католических монахов, досталось и униатам. С этого времени Лещинский монастырь опять становится православным. Настоятелем его назначают Иосифа Нелюбовича-Тукальского, который прибыл в Пинск из Жировичской обители. Судьбой этого пастыря интересовался лично Богдан Хмельницкий, идейный руководитель восстания на Украине. Это известно из его писем. Воевода заступался за старца и как мог смягчал нападки на него и на Лещинский монастырь со стороны администраторов Великого княжества.

Тем не менее, в 1668 г. греко-католики повторно завладели обителью. Настоятелем ее стал некто Куприян Жоховский (ум. в 1693 г.).

В 1820 г. Лещинский монастырь был закрыт российским правительством. Согласно ревизии, проведенной накануне, за ним числилось 478 душ крепостных.

Успенская церковь, обращенная после закрытия монастыря в приходскую, сгорела в 1905 г.

С тех пор каждый год 14 сентября, начиная с полудня, духовенство и верующие с хоругвями и иконами совершают на то место, где существовала эта обитель, крестный ход.

Вячеслав Ильенков в газете "Пiнскi веснiк" 12 сентября 1997 г. в предисловии к своей статье во славу этой обители пишет: "Если с детинца начиналось экономическое развитие города Пинска, то здесь, в бывшем предместье, располагалось сердце его духовной жизни, форпост православия на Полесье".

Оглавление книги


Генерация: 0.070. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз