Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина
ИЕЗУИТСКИЙ КОСТЕЛ И КОЛЛЕГИУМ (о силуэте, который требует своего возрождения)
ИЕЗУИТСКИЙ КОСТЕЛ И КОЛЛЕГИУМ (о силуэте, который требует своего возрождения)
Художник из Пинска Николай Григорьевич Козловский в газете "Пинская неделя" 27 декабря 1991 г. сообщает, что примерно в 1635 г. по указанию канцлера Великого княжества Альбрехта Станислава Радзивилла в центре Пинска на берегу реки приступили к строительству грандиозного комплекса — иезуитского костела с коллегиумом. Здания возвели в стиле барокко. В 1646 г. костел был освящен в честь Святого Станислава.
Главный фасад храма, украшали две величественные башни. Боковые пристройки завершались стенами с арочными проемами. Костел имел в плане форму креста: в длину был вытянут на 56 м, а в ширину — на 20 м. Высота его составляла 28 м. При этом объем достигал 40 тысяч кубических метров (почти сравним с храмом Христа Спасителя в Москве).
Здание костела было связано с трехэтажным зданием коллегиума. Сооружения составляли в плане некое подобие буквы П. При этом одна часть коллегиума располагалась вдоль реки Пины, а другая, более длинная, — перпендикулярно реке. Из коллегиума можно было попасть в костел. Под всем зданием этого учебного сооружения были устроены подземные помещения, освещавшиеся окнами на уровне земли. В них располагались хранилища и жил персонал. На третьем этаже располагались жилые помещения для коллегиантов и их воспитателей, а на втором и первом этажах были устроены классы и большая трапезная.
В 1814 г. были опубликованы путевые записки Федора Глинки, из которых следует, что уже в начале XIX в. иезуитский костел был перестроен в православный собор. Сохранив свое величие, храм сделался центром религиозной жизни всего Полесья. Вот взгляд самого путешественника на этот колосс: "Художник, имевший, конечно, самый изящный вкус, прикоснулся к обгоревшим развалинам польского костела, и явился прелестный новый фасад. Извне понравится нам прекрасный вид и мастерская отделка, внутри готическая огромность невольно располагает к благоговению: это в полном смысле храм!" Из пространного описания Федора Глинки явствует, что костел горел и потом был восстановлен как церковь.
В 1919 г. зданиями костела и коллегиума овладел папский декан ксендз Букраба.
20 сентября 1939 г., когда в город вступали части Красной Армии, в костеле и коллегиуме забаррикадировались ненавистники коммунизма. Из башен был открыт пулеметный огонь по солдатам, вступавшим в город по мосту. Это закрепило у представителей новой власти особое отношение к этому сооружению. Уже тогда, в первый год Советской власти, звучали призывы взорвать его. В годы Великой Отечественной все деревянные конструкции, украшавшие интерьер костела, выгорели. Но стены продолжали стоять. Частично был поврежден только купол.
В августе 1953 г. великолепный шедевр архитектуры барокко, лучший из памятников Пинска взорвали.
Феномен уничтожения памятников истории объясняется отсутствием основы настоящей образованности. Это что-то из области невежества. Гораздо большим героизмом для лиц, ответственных за город, может стать подача прошения об отставке, чем подпись в протоколе, где указывается необходимость сноса памятника старины, тем более силуэта города. Удел ответственных лиц думать о будущем, а не о своем "кресле".
Нынче Пинск напоминает этакого всадника без головы. То место, где когда-то стоял величавый храм, пустует. Самое время начать собирать камни. Вспомним о соборе в Дрездене, который совсем недавно (2006) восстановили на пустовавшем 60 лет месте и который теперь влечет туристов со всего мира. Вспомним о том же храме Христа Спасителя в Москве. В сознании местных жителей эти памятники всегда оставались самыми главными, силуэтами города. Потребовалась определенная воля, чтобы их восстановили. Думаю, чего-чего, а воли белорусам не занимать.
- О НАЗВАНИИ
- ВЛАДЕЛЬЦЫ
- ЛЕЩИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (о предместье Пинска, которое тысячу лет было сердцем духовности Полесья)
- ФРАНЦИСКАНСКИЙ КОСТЕЛ (о том, что и в Беларуси есть хороший орган)
- ИЕЗУИТСКИЙ КОСТЕЛ И КОЛЛЕГИУМ (о силуэте, который требует своего возрождения)
- КОСТЕЛ МОНАСТЫРЯ ОРДЕНА КСЕНДЗОВ КОММУНИСТОВ (в северо-восточной части города)
- ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (о чем молчит центральный сквер города)
- БЕРНАРДИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (из истории храма, ныне известного как Варваринская церковь)
- ДВОРЕЦ БУТРИМОВИЧА (о том, что заслоняют современные многоэтажки)
- Расцвет возрождения
- «Обычные люди своего времени»
- Костел Святой Екатерины
- Возлюби ближнего своего… А дальнего?
- Костел Успения Девы Марии
- Костел Святого Станислава
- Глава 2 Римско-католические костелы
- Костел Святой Лурдской Девы Марии
- Сжёг на костре своего друга
- Завод, который построил Гот
- Маршрут 1 Город, который не любил Достоевский
- 4.5. Каждый — мастер своего дела