Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОСЕЛОК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОСЕЛОК
(По материалам А.Р. Бензерука и А.Л. Киштымова, опубликованным в районной книге "Памяць")
Станция Жабинка появилась в конце 1870 г., когда на земле Осипа Новицкого был построен небольшой станционный барак.
С этого времени О. Новицкий начинает продавать земли, прилегающие к железнодорожной линии. Так на купленной у него земле появились усадьбы П. Филипука (из Хведкович), Ф.С. Кирилюка (из Кордов), М.С. Грицука (из Стеброва), Л.С. Савченки (из Бобров), М.И. Максимука (из Харитонов). В 1876 г. на земли Новицкого стали селиться предприимчивые евреи. Первым появился И.М. Дворецкий, потом — В.Ш. Малинин и М.А. Гендлер.
Жабинка значительно поднялась, когда должность кобринского поветового исправника занял Ф.Ф. Рыневский. Наделенный большими гражданскими и полицейскими полномочиями, этот человек, герой русско-турецкой войны 1877-78 гг., опытный чиновник, за короткое время сделал Жабинку главным пунктом сбыта сельхозпродукции. Здесь продавали главным образом зерно. 6 октября 1892 г. новый исправник даже обращался с просьбой к гродненскому губернатору о необходимости переименовать поселок Жабинку в местечко и даже представлял план оного "на предмет правильного возведения построек в строительном и пожарном отношении". Правда, просьба эта не была удовлетворена. Думаю, формируя названия улиц, жабинковцам следует учесть усилия этого энергичного человека, который, сам того не сознавая, творил историю города.
С 1871 по 1892 гг. около станции выросло 30 зданий. Из них 9 принадлежали евреям. Причем, только еврей М.И. Дуксс имел документы, которые подтверждали его право на землю и дом. Остальные 8 официально значились прописанными в другом городе. Всего в это время в поселке жило 282 человека: 120 иудеев, 150 православных и 11 католиков. Элиту, тем не менее, составляли католики, ибо им принадлежала основная часть здешней земли.
В 1892 г. при усадьбе еврея Л.Я. Мутерперна начала действовать кузня. Здесь работал еврей С.Ш. Пермут. Швейным делом занимался еврей Я.Л. Рымберг, который переселился в Жабинку из Новосад. При станции существовала гостиница и три питейных заведения. Вот газетные сведения за окгябрь 1896 г. одного лица, пожелавшего остаться неизвестным: "Около же станции есть поселок называемый Жабинка. Я остановился в том поселке ночевать накануне Воскресения, ночевать же было невозможно, вследствие того, что всю ночь местные крестьяне продолжали пьянствовать и производить разбои. В таком малом поселке находится пять кабаков. Хотя евреям запрещено законом поселяться на крестьянских землях, но евреи на это не обращают внимания, патенты берут на имя крестьян, а сами торгуют водкой".
Почтовое отделение размещалось на земле Я.И. Глебика и находилось в непосредственной близости от станции. Обычно почта прибывала на станцию в 7 утра по вторникам и субботам. С 1891 г. начальником почтового отделения служил К.В. Шубский.
В 90-е гг. XIX в. в поселке появилась сельская аптека. Ее основал Константин Тушинский, который сам жил в Бресте.
Поселок быстро рос. В 1897 г. рядом с железнодорожной станцией проживало уже 150 семей.
Жабинка являлась не просто железнодорожной станцией, а важным железнодорожным узлом. Дело в том, что 3 апреля 1882 г. император Александр III поддержал предложение военного министра П.С. Вонновского о строительстве железной дороги Жабинка-Пинск. Министерство внутренних дел командировало для проведения проектных работ на местности инженеров путей сообщения Черниховского, Стульгинского, Боссе, коллежского секретаря Лапа-Старженецкого и пятерых техников. Новую железную дорогу строили быстро. Занимались этим, в основном, только что созданные военно-железнодорожные батальоны. Руководил строительством генерал-лейтенант М.М. Анненков. Здание станции оставили прежним, а вот инфраструктуру станции пришлось расширить. Уже 1 сентября 1883 г. линия железной дороги Жабинка-Пинск была передана в юрисдикцию Министерства дорожных отношений. С этого момента началось бурное экономическое развитие Жабинки.
В 1903 г. крестьянин Севастьян Лукич Овсянник получил разрешение на строительство каменной паровой мельницы, сукновальни и деревянного жилого дома вблизи станции. Помещик имения Мышчицы Ф.К. Непокойчицкий построил склад для хранения и продажи керосина. Для этого установил две цистерны по 600 пудов вместимостью каждая.
"Города возникают по-разному, — пишет в районной книге "Памяць" А.М. Киштымов. — Иные — как поселище вокруг княжеской резиденции или замка феодала, а иные — на месте соединения торговых путей, там, куда стекались люди и товары…" О Жабинке в европейской части Российской империи узнали с появлением в ней железнодорожной станции.
- Деденево, поселок (Новоспасское)
- Железнодорожный и Берлинский
- Балтийский поселок
- Шаумяна, поселок
- Веселый поселок
- Салтыковка, поселок (Никольское, Никольское-Архангельское)
- Им. Цюрупы, поселок (Милин погост, Милино-Ванилово, Левычино)
- Пионерский, поселок (Рубцово, Покровское-Рубцово)
- Бугры (поселок)
- Стандартный поселок («Стандарт»)
- ВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ: СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО, ИЛИ КАК ПООБЕДАЛ С. МОЭМ. Железнодорожный вокзал Владивостока и площадь.
- Железнодорожный, город (Саввино)