Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
(По материалам историка издательского отдела Белорусского Экзархата Феодора Кривоноса)
В 1638 г. в Копыле действовала православная церковь Рождества Пресвятой Богородица. Она стояла «в месте ясне освецоного княжати Его Милости пана Богуслава Радзивилла». Упоминание о ней связано с перепиской местного священника Саввы Федоровича с архимандритом Слуцкого Св. Троицкого монастыря Самуелем Залесским. Эта церковь входила в состав Слуцкой архимандрии. Что касается письма к архимандриту, то в нем отец Савва заверял, что обретающиеся подле его храма убогие и нищие будут собирать милостыню («ялмужное») пристойно, с соблюдением надлежащего порядка.
Эта церковь существовала и в XVIII в. Поскольку она стояла на частной земле и ее прихожане не приняли униатства, то сведения о ней отражают в основном историю гонений на православных местечка. Так в 1732 г. мещане Копыля жаловались в суд на ксендза Иоанна Пенского, который «принуждал родителей носить детей ко святому крещению в костел, запрещал священникам напутствовать умирающих и хоронить мертвых...»
К концу XVIII в. здание копыльской церкви сильно обветшало. Поэтому было принято решение построить новый храм. 4 ноября 1797 г. новогрудский скарбник Гавриил Перегуд сделал пожертвования на намечавшееся строительство в размере 15 000 злотых.
15 июня 1799 г. новая церковь была заложена неподалеку от старого храма, «на месте выгодном и пристойном». 13 сентября 1807 г. ее освятил в честь Вознесения Господня протоиерей Сампсон Соловьевич.
31 августа 1833 г. нововыстроенный храм сгорел. В следующем 1834 г. под руководством священника Сисоя Сивицкого в Копыле строится церковка на сумму всего 136 рублей серебром. Она была тесной, между тем общее количество прихожан в городе составляло 2317 душ. Более 30 лет жители Копыля довольствовались маловместительным помещением этой церкви.
Наконец, на их просьбы откликнулось государство. Оно выделило 14 500 рублей на строительство нового храма, который возвели из кирпича и в 1866 г., освятили тоже во имя Вознесения Господня. Наиболее долго, с 1874 г. в нем священствовал и поддерживал его в должном порядке Александр Савич, почти 40 лет.
По данным 1913 г. число прихожан этой церкви составляло 5 246 душ. В ее пользовании находилось 55 десятин земли. В самом Копыле имелось 2-х классное мужское сельское училище и одноклассное женское народное училище. В обоих закон Божий преподавал Александр Савич.
Весной 1922 г. церковь в Копыле была ограблена властями, изъявшими из нее все наиболее ценное.
Последним настоятелем копыльского храма в те ужасные времена был протоиерей Владимир Пастернацкий, до этого служивший настоятелем в деревне Песочное. Его арестовали 24 марта 1936 г., обвинив в том, что он в тайне вел записи крещаемых им лиц, и приговорили к 2 годам заключения в Исправительной Трудовой Колонии «Хильч» Ветковского района. После освобождения его арестовали во второй раз и заседанием Особой Тройки УНКВД по Смоленской области от 5 января 1938 г. приговорили к расстрелу.
Деятельность церкви в Копыле возобновилась в период Великой Отечественной войны. Вторично храм закрыли 10 ноября 1961 г. Тогда его передали в ведомство ДОСААФ.
С 1989 г. церковь Воскресения Господня возвращена верующим, здание реставрировано: восстановлен центральный световой купол.
- Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
- Церковь Св. Павла
- Французская церковь и реформатское училище
- **Церковь Визкирхе
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- Эстонская лютеранская церковь
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- Зейдеркерк (Южная церковь) и Дом Пинто
- Церковь Святых Апостолов
- Церковь Святого апостола Петра