Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.
Ляхово
Ляхово
От Москвы с Павелецкого вокзала до станции Барыбино — 58 км, далее автобусом на Кишкино до остановки Ляхово — 8 км. Каширское шоссе
176/1. Усадьба Ляхово.
Генплан 1 — усадебный дом; 2 — жилой флигель (XIX в.); 3 — дом Варгиной; 4 — флигель (XX в.); 5 — конюшня; 6 — хозяйственная постройка
176. УСАДЬБА ЛЯХОВО, образец среднепоместной подмосковной, устроена владельцем ее Васильчиковым в начале XIX в. Небольшой комплекс стиля зрелого классицизма создан, очевидно, на старом месте, поскольку бывший при нем регулярный липовый парк с каскадом прудов по своему характеру тяготел к более ранней эпохе. Первоначальный планировочный замысел при перестройке, по-видимому, существенно не изменился. Свободная планировка усадьбы основана на четком выделении функциональных зон. Жилой комплекс, состоящий ныне из дома с флигелем, ориентирован на пролегающий мимо сельский тракт. Взаимное расположение зданий и отсутствие курдонера соответствуют новым принципам городской застройки начала XIX в., согласно которым дома стали выноситься на красную линию улицы.
В середине XIX в. усадьба принадлежала А.Д.Заливской, в 1890 г. — Н.А.Агапову, с 1894 г. — А.А.Варгину. Последний внес в облик усадьбы новые черты. Без учета сложившейся композиции здесь были выстроены не связанные друг с другом второй дом и флигель, отразившие в своих формах различные направления в архитектуре 1900-х гг. Появились новые древесные пограничные и аллейные посадки. Старый парк с прудами на окраине сохранялся до 1970- х гг.
Одноэтажный с мезонином небольшой главный дом стиля классицизма сложен из кирпича и оштукатурен, детали белокаменные. Внешняя и внутренняя структура характерны для 1800-х гг. Центральная часть обращенного во двор фасада акцентирована портиком тосканского ордера, поддерживающим балкон лоджии мезонина. Аналогичный портик на главном фасаде разобран. В архитектуре дома широко использован мотив трехчастного “палладианского” окна, медальоны и люнеты заполнены декоративной лепниной. Глухие торцы здания оживлены нишами ложных проемов. Внутренняя планировка, симметричная относительно поперечной оси дома, включает парадную анфиладу из трех комнат с двупольными филенчатыми дверями.
Полы дощатые. Сохранились тянутые карнизы. Угловые кафельные печи разобраны.
176/2. Усадебный дом со стороны двора
176/3. Усадебный дом. План
176/4. Жилой флигель XIX в.
Кирпичный двухэтажный жилой флигель на усадебном дворе выстроен одновременно с домом, с которым связан стилистически и функционально. Лаконизм языка художественных форм, наличие междуэтажного пояса и гладкого фриза с белокаменной карнизной плитой предвосхищают в его архитектуре приемы ампира. Здание основано на двух взаимно перпендикулярных осях, из которых поперечная намечает симметричную планировку с центральными сенями и связь с пространством двора. Продольная ось определяет структуру обращенного к подъездной дороге торцевого фасада. Единственный получивший архитектурную разработку, он в пределах верхнего этажа украшен тосканским портиком со сдвоенными колоннами, которые покоятся на мощных рустованных пилонах; полукруглое чердачное окно во фронтоне завершает общую композицию. Внутри флигель переделан, в связи с чем ряд ложных проемов превращен в световые.
Дом Варгиной поставлен в 1910 г. на территории плодового сада. Бревенчатый с открытым срубом в один- два этажа, он получил архитектурное решение, основанное на принципе асимметрии.
Черты модерна в объемной структуре ощутимы и в планировке, исходящей из требования удобства. Западная часть дома с короткой анфиладой и угловыми печами была зимней, изолированные восточные комнаты — летними. Ориентация помещений определила преимущественную разработку этих двух противоположных фасадов, которые украшены наличниками с ордерными мотивами и резьбой. Чрезвычайно выразителен энергичный венчающий карниз дома с фигурными кронштейнами, резными клеймами и подзором. Здание отчасти испорчено пристройками и утратой балкона на верхнем этаже.
176/5. Дом Варгиной
176/6. План дома
Деревянный оштукатуренный одноэтажный флигель начала XX в. — скромный домик в две комнаты с сенями. Он привлекает внимание своим крыльцом с белокаменным основанием и парными колоннами, поддерживающими тесовый фронтон. Имитирующее формы классицизма крыльцо служит основным акцентом главного фасада. Есть основание полагать, что аналогично оформлялся вход с противоположной стороны. Оконные наличники с простыми порезками ординарны.
Конюшня на хозяйственном дворе общностью стилевых и художественных приемов близка жилому комплексу начала XIX в. Здание одноэтажное кирпичное, детали — из белого камня. Идентичные друг другу фасады значительной протяженности симметричны относительно поперечной оси, выделенной сквозным проходом. Ворота ограничены красивым сандриком и рустованными лопатками. По-видимому, композицию первоначально завершал фронтон. Оси крыльев отмечают крупные арочные ниши в размер ворот. Фасады носят следы переделок. Карниз и планировка здания утрачены.
Первоначально помещение конюшни фланкировали две хозяйственные постройки, одна из которых разобрана, а вторая в позднейшее время объединена с конюшней в один корпус.
Московское дворянство в 1812 г: — М., 1912. — С. 202.
Населенные местности Московской губернии. — М., 1911. - С. 122.
Нистрем К. Указателъ селений и жителей уездов Московской губернии. — М., 1852. — С. 207.
ПАМО, 1 с. 116.
Шрамченко А.П. Справочная книжка Московской губернии. — М., 1890. — С. 114.
- Битягово
- Борисоглебский погост
- Буняково (Покровское)
- Вельяминово
- Данилово
- Добрыниха, поселок
- Долматово (Знаменское, Алексеевское, Абакумове», Ефремово)
- Домодедово
- Ильинское (Ильинское-Скульнево)
- Колычево
- Константиново (Константиновское, Рожай)
- Кузовлево
- Кузьминское
- Лобаново
- Лямцыно
- Ляхово
- Меткино
- Михайловское
- Одинцово (Архангельское-Одинцово)
- Растуново
- Сокольниково (Воздвиженский погост на Люторице)
- Сонино
- “Спутник”, б. пионерлагерь
- Старый Ям (Старофроловский Ям, Пахра)
- Успенское (Бобарыкино)
- Шубино
- Щеглятьево (Златоустово)
- Юсупово (Исупово)
- Портик богов Согласия
- «Венская»
- **Шпайхерштадт
- Этюд об Азисе Сафовиче Уразове
- Дом № 112
- Конфуций и душа китайцев
- Музей морского подводного оружия концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
- Разочарование и судьба вашего смартфона
- Канноли
- FOCUS ON VOCABULARY Активный словарь
- Распределение времени — наше все: конец забывания
- 5.8. Учимся образовывать слова