Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.

“Спутник”, б. пионерлагерь

“Спутник”, б. пионерлагерь

От Москвы с Павелецкого вокзала до станции Домодедово — 37 км, далее автобусом до остановки Заборье — 7 км, далее пешком на Битягово 2 км. Каширское шоссе


183/1. Серафимо-Знаменский скит. Генплан 1 — церковь; 2 — кельи первого типа; 3 — кельи второго типа; 4 — дом священника; 5 - дом причта

183. СКИТ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ основан настоятельницей московской Покровской общины сестер милосердия при селе Битягове, в лесной пустоши Дрязгино. Заложенный в 1910 г. по предварительному проекту Л.В.Стеженского, который лег в основу практических дальнейших разработок, он в целом был отстроен к 1912 г. Единственный в своем роде ансамбль неорусского стиля замечателен художественной цельностью и продуманностью общего замысла. Средоточием его центрической композиции с квадратным планом служит ярусный шатровый храм, помещенный на главной планировочной оси, напротив утраченных ныне Святых ворот. В ансамбле он играет роль высотной доминанты. Небольшие двух типов домики келий строго симметрично размещались по периметру глухой кирпичной ограды. Сохранилось 8 из 12 зданий. Оставшиеся незавершенными западные кельи и большая часть ограды разобраны, одно здание перестроено. Вне скита находятся связанные с ним два дома причта и круглый насыпной холм, служивший основанием изображению Серафима Саровского. За исключением последних зданий все постройки кирпичные неоштукатуренные, декоративные элементы выделены побелкой.


183/2. Церковь Знамения и Серафима

Церковь Знамения и Серафима — оригинальное произведение с эффектным выразительным силуэтом. Крестчатый объем храма, усложненный трехчастным алтарем и притвором, увенчан стройным световым шатром, скрытым четырьмя рядами кокошников. Динамичную композицию завершает крупная удлиненная глава, покрытая металлом “под черепицу”. Декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Характерны параболические кривые в очертании окон, ломаные контуры тимпанов кокошников и завершения фасадных плоскостей.

За исключением подвала, предназначенного для придела и усыпальницы, перекрытия сводчатые. В интерьере господствует высокое центральное пространство, хорошо освещенное верхним светом. По числу кокошников 24 окна прорезают открытый внутрь конический зонтичный шатер, покоящийся на подпружных арках и ступенчатых тромпах. Стены и своды оштукатурены и побелены. Иконостас и внутреннее убранство отсутствуют.


183/3. План церкви


183/4. Кельи

Равновеликие одноэтажные кельи, вкомпонованные в стены ограды, обращены внутрь скитской территории. Их общая композиция и планировка с центральными сенями и двумя комнатами по сторонам симметричны относительно собственной поперечной оси. В угловых зданиях число жилых помещений сокращается до трех. Единичные постройки, в том числе дом игуменьи, имеют перед входом остекленные деревянные веранды. Внешняя, двух типов, декоративная обработка келий определила зеркальную структуру жилого комплекса, при которой противоположные домики объединены общим художественным решением. В одном случае в убранстве преобладает мотив стилизованного русского кокошника, в другом — текучие линии и криволинейные формы модерна. Определяя характер проемов и крылец, последние распространяются на конфигурацию волнистой кровли и слуховых окон. Глухие внешние стены келий, украшенные кирпичным узорочьем, включены в художественную систему ограды. В большинстве зданий сохранилась дверная и оконная столярка стиля модерн с оригинальной расстекловкой. Перекрытия и полы деревянные, в комнатах скромные тянутые карнизы.

Одноэтажный деревянный дом священника также испытал влияние архитектуры модерна. Это сказалось в его асимметричной планировке, усложнении объема граненым выступом и форме центрального оконного проема. В остальном здание достаточно ординарно. Открытый сруб контрастирует с гладким тесовым фризом и наличниками с треугольным сандриком. В интерьере интересна современная дому фаянсовая, на металлических кронштейнах, раковина рукомойника стиля модерн.

МЦВ. -1910. № 33. - С. 578.

Материалы по истории строительства Серафимо-Знаменского скита. Собств.В.М. Хмельницкого.

ЦИАМ, ф. 54, on. 163, д. 1, л. 62 - 65. 1910 г.; ф. 203, on. 744, д. 456, л. 93-93 об. 1910 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.344. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз