Книга: Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты
Фрукты и овощи
Фрукты и овощи
Вы не можете себе представить, сколько килограммов фруктов и овощей я выкидывала за борт, временами с невесёлой перспективой в течении недель не увидеть ничего другого. Жара, влажность и теснота не самые большие друзья свежих фруктов, и те мстят за такое обращение, превращаясь в мягкую и зловонную гниль, способную отравить атмосферу на всей лодке.
На первой “Barca Pulita” для овощей и фруктов в носу были четыре замечательных ящика из нержавейки с перфорированными стенками для циркуляции воздуха. Что-то подобное я видела на “Tatanai” Риты и Ренцо Руссо, только из пластика. Но не на всехлодках предусмотрены такие вещи и не всегда есть возможность устроить их.
Тогда приходится применять разные хитрости.
Когда на борту есть свежие овощи, первое правило: контроллировать их ежедневно. Хранить все их в холодильнике, немыслимо, но помидоры, когда их удаётся найти, стоит. Промытые водой с каплей дезинфицирующего раствора, просушенные и сложенные в пластиковых коробках на подложке из адсорбирующей бумаги, они могут храниться несколько недель. Если в холодильнике места нет, можно хранить и любом другом месте, уложив их по возможности в один слой и закрепив, чтобы не катались при каждом крене лодки, хотя так они не протянут больше недели. Морковь в холодильнике, в перфорированных пакетах, тоже хранится дольше и остаётся хрустящей. Для остальных овощей приходится довольствоваться имеющимся пространством, стараясь выбирать наиболее вентилируемые места на лодке. Можно подвесить небольшие сетки и держать там наиболее стойкие фрукты, или обернуть всё газетной бумагой и поместить в верхнем уровне трюма, однако они должны оставаться там сухими.
Среди фруктов, цитрусовые, благодаря прочной кожуре, хранятся дольше других и их можно складировать навалом, не рискуяповредить. Обёрнутые по отдельности газетной бумагой, лимоны и лаймы хранятся очень долго, вы даже удивитесь насколько долго. Нам это обьяснила много лет назад одна канадка, однако она утверждала, что это верно только для американских лимонов, у которых безупречная цедра. Я уверяю вас, что то же самое верно и для лайма, который вы найдёте на рынках стран третьего мира, со слегка подпорченной и полной пятнышек цедрой. Но всё равно, держите их под контролем. Самая короткая жизнь у бананов, и продлить её в плавании можно купив их зелёными. Выходя с Канар на «Веккиетто», мы запасли их две грозди и самые спелые засушили, разрезав на две части и оставив на пару дней на палубе на солнце, после чего сложили в бумажных пакетах в шкафчиках. Нам хватило их до Кариб. Это была прекрасная сладкая и калорийная закуска в дни скуки и ночные часы, но с тех пор мы ни разу не повторяли этот опыт.
Яблоки тоже, если удаётся их найти, хранятся прилично.
Все другие фрукты, в особенности тропические, такие как манго и ананас, выдерживают всего несколько дней. Не стоит запасать их много перед длинным переходом, дабы не пришлось выбрасывать большую часть. Единственное исключение, папайя. Собранные зелёными, их можно держать в холодильнике, сохраняются около десяти дней. Совсем зелёные и ещё жёсткие, можно использоватькак овощи, натирая на тёрке и приправляя маслом, солью и лимоном, как морковь.
Овощи сохраняются лучше. Картошка, например, может находиться на лодке месяцами. Она сморщивается и прорастает, но всё равно остаётся съедобной. Перед складированием, картофель лучше отмыть поштучно от остатков земли, чтобы не занести на лодку яйца различных насекомых и подсушить несколько часов на палубе, на солнце, чтобы не загнил. Чистые и сложенные в тёмном месте лук, чеснок и тыква хранятся долгое время. Капуста тоже может долгое время утолять ваши потребности в зелени если постепенно потреблять наружные листья и удалять тронутые плесенью. Дзуккини, баклажаны, перец и зелёная фасоль, если их держать под контролем, протянут неделю.
Что касается салата, лучше обойтись без него, потому что там, где (и если) вы его найдёте, его скорее всего мыли в сточной воде и есть риск заразиться гепатитом или сальмонеллёзом.
Помните, что выйдя за пределы нашего моря, вы встретите множество новых лакомств: сладкий картофель и кокосовые орехи, корни таро, маниок, сладкие каштаны, джек фрут и дуриан. Короче говоря, симфония новых форм и вкусов. И, нужно сказать, что не всё может сразу прийтись по вкусу. У нас, например, вызывал отвращение дуриан, азиатский фрукт с жёлтоймягкой мякотью и запахом жаренного лука. Как то раз мы купили несколько для съёмок и оставили в кокпите, чтобы не завонять всю каюту. Запах дйствительно неприятный, настолько, что по всему Дальнему Востоку встречаются таблички, запрещающие приносить дуриан в гостиницы, самолёты и автобусы!
Через два дня, как дуриан находился в кокпите, привыкнув к его вони, мы решили попробовать один. Вкус очень необычный, напоминающий поджаренный лук ароматизированный ванилью, но очень интересный. С тех пор мы всегда покупаем дуриан, когда есть возможность. К сожалению, хранится он всего несколько дней.
Чтобы иметь на борту свежую зелень и соответственно источник витаминов, неплохая идея, проращивать семена. Проращивать можно сою, чечевицу, фасоль… Вкус различается, но конечный продукт всегда свежий, хрустящий и богатый солями и витаминами. Для этого можно использовать специальные проращиватели, которые, однако, не всегда приемлемы по цене, или простые баночки и подносы из пластика с адсорбирующей бумагой на дне. Семена замачиваются в воде на пол дня, после чего лишняя вода сливается. Семена промываются пару раз в день в течении трёх — четырёх дней. Они готовы, когда начнёт пробиваться нежный росток с одной стороны и корешок с другой. Из них получается очень свежий и аппетитный салат.