Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.
Фаустово
Фаустово
От Москвы с Казанского вокзала до станции Фаустово — 68 км, далее пешком 1,5 км
69/1. Троицкая церковь
69/2. План церкви
69. ПУСТЫНЬ СОЛОВЕЦКАЯ, ЧТО В МАРЧУГАХ переведена в Фаустово по указу царя Алексея Михайловича после того, как ее размыло половодьем на противоположном низком берегу Москвы-реки. Вновь основанная в 1657 г. на территории дворцовой Гвоздненской волости, в урочище Красный Холм, она находилась в ведении приказа Большого дворца и пользовалась вниманием и материальной поддержкой царя Федора Алексеевича. Привилегированное положение обители дает основание предполагать, что в ее каменном строительстве, развернувшемся в 1670 — 1680- х гг., принимали участие видные московские, возможно, царские мастера. Обеднев к концу XVII в., пустынь в 1699 г. была приписана к Соловецкому монастырю, за которым числилась до своего упразднения в 1764 г. Постройки ее, частью деревянные, со временем исчезли, а церкви — соборная Троицкая и надвратная Зосимы и Савватия — обращены в приходские. Оба памятника, обладающие выдающимися художественными качествами, занимают видное место в истории русского искусства. В 1976—1977 гг. проведено их исследование и начаты реставрационные работы под руководством С.В.Демидова.
Кирпичная Т роицкая церковь документально не датирована. Ее облик характеризуется сочетанием композиционных приемов середины XVII в. с белокаменным убранством стиля московского барокко. Очевидно, строительство, начатое не позднее 1670-х гг., затянулось. Это подтверждают и следы ранних переделок архитектурных форм нижних частей здания.
Двусветный куб двустолпного пятиглавого храма с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет, в котором помещалась трапезная палата с теплой церковью. Алтарные полукружия этой церкви сильно выдвинуты к востоку, что сообщает силуэту постройки ступенчатый характер. С южной и западной сторон здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорусском стиле. В свое время к северной стене подклета примыкали хозяйственные помещения. О них напоминают заложенные или переделанные в окна дверные проемы.
Внешняя, частично утраченная декорация памятника некогда была нарядна и разнообразна. Парапет гульбища еще недавно украшали полихромные изразцы двух типов, в том числе с двуглавыми орлами. Каменные наличники с колонками и “разорванным” фронтоном дополнялись нарисованными на стене пышными картушами, многоцветная раскраска покрывала обрамления окон и дверей подклета. Тесовые кровли и черепичные главы храма лишь в XVIII — XIX вв. заменены металлическими.
Просторный высокий интерьер храма освещен преимущественно боковым светом. Полулотковые своды прорезает единственный световой центральный барабан, поставленный между столбами. В стенах имеются голосники. Пол белокаменный. Низкие своды подклета в основном коробовые, их пазухи были заполнены полыми керамическими сосудами. В нижнем алтаре своды переложены вместе с подпружными арками во второй половине XIX в. Масляная живопись в обеих церквах, исполненная в 1910 г., — ремесленного уровня. Под ней на стенах и откосах окон имеется орнаментальная роспись XVII в. Утварь и иконостасы, в том числе резной пятиярусный иконостас из верхней церкви с иконами Симона Ушакова, утрачены.
69/3. Церковь Зосимы и Савватия
69/4. План церкви
69/5. Южный портал церкви Зосимы и Савватия
Церковь Зосимы и Савватия, кирпичная, выстроена в формах московского барокко, по-видимому, в 1680-х гг. Ярусное здание обладает симметричной уравновешенной композицией с выраженной продольной осью. Двусветный одноглавый четверик бесстолпного храма с равновеликими пониженными объемами алтаря и притвора поставлен на открытой террасе над главными южными воротами монастыря. Массив ворот с центральным проездом, боковой калиткой и кладовыми палатами по сторонам служит церкви монументальным стилобатом. Принцип симметрии в четкой организации фасадов сочетается с разнообразием приемов их художественной обработки. Декор, выполненный из лекального кирпича и белого камня, характерен включением ордерных элементов и муравленых изразцов, украшающих плоскость подоконников и парапет гульбища. Красочность архитектуры усиливается восстановленным черепичным покрытием кирпичной главы, несущей ажурный крест XVII в.
Все перекрытия сводчатые. Внутренняя отделка штукатуркой относится к 1910 г.
Демидов С. В. Новые данные о памятниках с.Фаустово // Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 1982. — Вып. 2. Зверинский, II, с. 310, № 1150.
ИАК. - Пг., 1916. - Вып. 61. - С. 96-98. Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. — М., 1843. — С. 18 — 23. ПАМО, 1, с. 57.
Скворцов, Материалы.., 1, с. 196.
ЦГАДА, ф. 280, on. 3, д. 304. 1763-1767 гг.; ф. 1201, on. 2, д. 826, л. 46. 1765 г.
- Воскресенск, город (Воскресенское)
- Воскресенск, город (Дубки)
- Воскресенск, город (Кривякино)
- Воскресенск, город (Новлянское)
- Воскресенск, город (Спасское)
- Ачкасово (Очкасово)
- Ашитково
- Виноградово (Алешино)
- Губино
- Карпово (Похрянский погост)
- Конобеево
- Константиново
- Марчуги
- Михалево
- Осташево
- Петровское
- Сабурово
- Фаустово
- Федино
- Им. Цюрупы, поселок (Милин погост, Милино-Ванилово, Левычино)
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая
- Бизнес-центр (Крестовский пр., 11)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ
- Российский этнографический музей
- «Кровавый суд» в Кёнигсберге