Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Фаустово

Фаустово

От Москвы с Казанского вокзала до станции Фаустово — 68 км, далее пешком 1,5 км


69/1. Троицкая церковь


69/2. План церкви

69. ПУСТЫНЬ СОЛОВЕЦКАЯ, ЧТО В МАРЧУГАХ переведена в Фаустово по указу царя Алексея Михайловича после того, как ее размыло половодьем на противоположном низком берегу Москвы-реки. Вновь основанная в 1657 г. на территории дворцовой Гвоздненской волости, в урочище Красный Холм, она находилась в ведении приказа Большого дворца и пользовалась вниманием и материальной поддержкой царя Федора Алексеевича. Привилегированное положение обители дает основание предполагать, что в ее каменном строительстве, развернувшемся в 1670 — 1680- х гг., принимали участие видные московские, возможно, царские мастера. Обеднев к концу XVII в., пустынь в 1699 г. была приписана к Соловецкому монастырю, за которым числилась до своего упразднения в 1764 г. Постройки ее, частью деревянные, со временем исчезли, а церкви — соборная Троицкая и надвратная Зосимы и Савватия — обращены в приходские. Оба памятника, обладающие выдающимися художественными качествами, занимают видное место в истории русского искусства. В 1976—1977 гг. проведено их исследование и начаты реставрационные работы под руководством С.В.Демидова.

Кирпичная Т роицкая церковь документально не датирована. Ее облик характеризуется сочетанием композиционных приемов середины XVII в. с белокаменным убранством стиля московского барокко. Очевидно, строительство, начатое не позднее 1670-х гг., затянулось. Это подтверждают и следы ранних переделок архитектурных форм нижних частей здания.

Двусветный куб двустолпного пятиглавого храма с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет, в котором помещалась трапезная палата с теплой церковью. Алтарные полукружия этой церкви сильно выдвинуты к востоку, что сообщает силуэту постройки ступенчатый характер. С южной и западной сторон здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорусском стиле. В свое время к северной стене подклета примыкали хозяйственные помещения. О них напоминают заложенные или переделанные в окна дверные проемы.

Внешняя, частично утраченная декорация памятника некогда была нарядна и разнообразна. Парапет гульбища еще недавно украшали полихромные изразцы двух типов, в том числе с двуглавыми орлами. Каменные наличники с колонками и “разорванным” фронтоном дополнялись нарисованными на стене пышными картушами, многоцветная раскраска покрывала обрамления окон и дверей подклета. Тесовые кровли и черепичные главы храма лишь в XVIII — XIX вв. заменены металлическими.

Просторный высокий интерьер храма освещен преимущественно боковым светом. Полулотковые своды прорезает единственный световой центральный барабан, поставленный между столбами. В стенах имеются голосники. Пол белокаменный. Низкие своды подклета в основном коробовые, их пазухи были заполнены полыми керамическими сосудами. В нижнем алтаре своды переложены вместе с подпружными арками во второй половине XIX в. Масляная живопись в обеих церквах, исполненная в 1910 г., — ремесленного уровня. Под ней на стенах и откосах окон имеется орнаментальная роспись XVII в. Утварь и иконостасы, в том числе резной пятиярусный иконостас из верхней церкви с иконами Симона Ушакова, утрачены.


69/3. Церковь Зосимы и Савватия


69/4. План церкви


69/5. Южный портал церкви Зосимы и Савватия

Церковь Зосимы и Савватия, кирпичная, выстроена в формах московского барокко, по-видимому, в 1680-х гг. Ярусное здание обладает симметричной уравновешенной композицией с выраженной продольной осью. Двусветный одноглавый четверик бесстолпного храма с равновеликими пониженными объемами алтаря и притвора поставлен на открытой террасе над главными южными воротами монастыря. Массив ворот с центральным проездом, боковой калиткой и кладовыми палатами по сторонам служит церкви монументальным стилобатом. Принцип симметрии в четкой организации фасадов сочетается с разнообразием приемов их художественной обработки. Декор, выполненный из лекального кирпича и белого камня, характерен включением ордерных элементов и муравленых изразцов, украшающих плоскость подоконников и парапет гульбища. Красочность архитектуры усиливается восстановленным черепичным покрытием кирпичной главы, несущей ажурный крест XVII в.

Все перекрытия сводчатые. Внутренняя отделка штукатуркой относится к 1910 г.

Демидов С. В. Новые данные о памятниках с.Фаустово // Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 1982. — Вып. 2. Зверинский, II, с. 310, № 1150.

ИАК. - Пг., 1916. - Вып. 61. - С. 96-98. Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. — М., 1843. — С. 18 — 23. ПАМО, 1, с. 57.

Скворцов, Материалы.., 1, с. 196.

ЦГАДА, ф. 280, on. 3, д. 304. 1763-1767 гг.; ф. 1201, on. 2, д. 826, л. 46. 1765 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.193. Запросов К БД/Cache: 3 / 2
поделиться
Вверх Вниз