Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Воскресенск, город (Спасское)

Воскресенск, город (Спасское)

От Москвы с Казанского вокзала до платформы “88 км”, далее автобусом на Маришкино до остановки Профилакторий — 6 км


54/1. Усадьба Спасское.

Генплан 1 — дом; 2 — флигель; 3 — “Змеиные” ворота; 4 — конный двор; 5 — скотный двор


54/2. Усадебный дом


54/3. Усадебный дом. План первого этажа

54. УСАДЬБА СПАССКОЕ на высоком левом берегу Москвы-реки устроена Толстыми во второй половине XVIII в. В первой половине следующего столетия принадлежала Смирновым. В то время в ней находился большой дом дворцового типа с колоннадами и круглой залой, соединенный с флигелями крытыми галереями зимнего сада. От террасы перед домом, украшенной статуями и деревьями в кадках, к реке спускался зеленый партер. Направо от дома находился стриженый французский сад с плодовыми деревьями, беседками, оранжереями, налево — английский парк с ручьями, гротами и романтическими развалинами. Парадный двор оформляли службы. В 1871 г. имение было продано гр. В.П.Орлову-Давыдову, который полностью перестроил усадьбу, сохранив лишь ее планировку и парк. В конце XIX — начале XX в. Спасским владела кн. А.П.Ливен.

Усадьба связана с именами деятелей русской культуры. В 1851 г. у А.О.Смирновой, известной литературными салонами в Москве и Петербурге, гостил Н.В.Гоголь. В 1908 г. в Спасском отдыхали В.И.Качалов и К.А.Коровин.

Ансамбль, обращенный к реке, сильно вытянут вдоль берегового откоса. Его композиционным и архитектурным центром служит дом, вместе с большим парадным двором и въездными воротами намечающий главную планировочную ось. Регулярными посадками лип, дубов и вязов на месте французского сада дом отделен от обширного хозяйственного комплекса. Пейзажный, преимущественно сосновый парк сильно запущен. О его прежнем устройстве напоминают дорожки, рядовые и круговые древесные посадки, насыпной холм. На окраине парка стоит двухэтажный, надстроенный в 1870-х гг. жилой флигель XVIII в., где останавливался Гоголь.

Усадебный дом сооружен в 1872 г. по проекту Р.А.Гедике, очевидно, на старом основании. Внешней обработкой напоминая дворцы французского Возрождения, он сохраняет трехчастную композиционную структуру загородных домов русского классицизма. Двухэтажный кирпичный центральный корпус на белокаменных сводчатых подвалах соединялся пониженными крытыми переходами с боковыми, отделанными “под камень” деревянными флигелями в два этажа. При однообразии декоративных мотивов фасады предельно насыщены. В художественном облике здания значительна роль мансардных кровель. По традиции, восходящей к архитектуре классицизма, на поперечных осях галерей созданы дополнительные акценты в виде ризалитов, украшенных декоративными вазами.

Центральный корпус, исключая подвалы, сгорел в 1961 г. и заменен невыразительным одноэтажным объемом. Внутренняя планировка сохранившихся частей дома новая.

Оригинальны так называемые “3меиные” ворота, ведущие на парадный двор, -- редкий тип усадебной постройки конца XVIII в. Однопролетные с караульным помещением в одном из устоев, они сложены из дикого, в основном необработанного камня и вкомпонованы в среднюю, наиболее высокую часть земляной насыпи. В подражание царскосельскому Большому капризу ворота завершались “китайской” беседкой. Дорожки, идущие вверх по гребню вала, ограждают своеобразные парапеты из вертикально стоящих валунов, усугубляющие романтический характер сооружения.

Смежные конный и скотный дворы с периметральной одноэтажной застройкой служат образцом рядового каменного строительства XVIII — начала XX в. В наиболее ранних постройках скотного двора широко использован известняк, дополненный кирпичной кладкой. Конюшня с каретным сараем, кузница и жилые флигели на конном дворе сложены из кирпича на белокаменном цоколе, неоштукатурены. Над подвалами флигелей — гофрированные перекрытия по металлическим балкам. Простая и утилитарная архитектура зданий частично изменена перепланировкой, от которой особенно пострадала конюшня. Кирпичная ограда конного двора утрачена.


54/4. “Змеиные” ворота

Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1910. - СПб, 1910. - Вып. 5. - С. 10-11. ПАМО, 1, с. 51.

Подмосковье, с. 319, 440 — 442.

Смирнова-Чикина Е. Гоголевские места в Подмосковье. — М., 1960. — С. 39 — 42. Шеповалов, с. 109.

РГАДА, ф. 1273, on. 1, д. 2160. 1870-1873 гг.

Оглавление книги


Генерация: 0.262. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз