Книга: Гран-Канария. Путеводитель

Зелёный север

Север острова заметно отличается от засушливого юга и изрезанного ущельями запада. Благодаря большей влажности, зелень в этом краю более обильна. Зачастую земля возделывается на большей высоте, и повсюду можно видеть поля, спускающиеся со склонов террасами. На побережье до самой столицы тянутся плантации и мелкие городки. Большая плотность населения потребовала и соответствующего развития транспорта. Однако в глубинных районах по-прежнему довольно спокойно, если не считать воскресных дней. Дороги петляют, огибая овраги и расселины, и поэтому легко ошибиться, рассчитывая время в пути. Но все старания вознаграждаются замечательными видами разнообразного ландшафта.

Если ехать из Агаэте по просёлочной дороге в сторону Гальдара, то вы увидите поворот, ведущий к парку рептилий «Рептиландия» (Reptilandia) (27). Здесь обитают 150 видов животных, среди них змеи, черепахи, крокодилы, тарантулы и скорпионы.

*Гальдар – пещеры гуанчей

Вскоре после этого вы достигнете окраины города Гальдара. Если появится желание отдохнуть на пляже или отведать рыбных блюд, нужно не доезжая до центра свернуть налево в Пуэрто-Сардина (Puerto Sardina) (28). Через 6 км в полузастроенной бухте вы увидите довольно малолюдный пляж с чёрным песком.

У дороги есть указатель с надписью Necr?polis de G?ldar (La Guancha). Но Некрополь Гальдара куда легче найти, следуя обозначениям в центре города, нежели в лабиринте плантаций. Он расположен между пляжем Агухеро (El Agujero) и банановой плантацией. Рядом с руинами трёх зданий, обозначенных как мавзолеи, видны – по версии исследователей – остатки жилых помещений королевских советников (guaire), церемониальный зал главного священника (faic?n) и комнаты общины незамужних девушек – служительниц культа (harimaguadas). Вскоре можно будет осматривать изнутри и сам некрополь.

Городок Гальдар (G?ldar) (29), расположенный на склонах горы Пико-де-Гальдар (Pico de G?ldar, 434 м), был заселён ещё в древние времена. Здесь находилось здание наподобие дворца, где жили правители, именуемые guanarteme. После завоевания острова на его месте была возведена испанская часовня. Неизвестно, какую роль играла обнаруженная в 1873 году в самом центре города пещера Куэва Пинтада (Cueva Pintada) (Расписная пещера). В ней были найдены глиняные сосуды и черепки (видимо, дары для загробной жизни, опускаемые в могилу с покойником) и останки человеческих скелетов. Необычны здесь крупноформатные, похожие на фриз росписи с геометрическим орнаментом: так хорошо сохранившуюся пещерную живопись с таким правильным рисунком не находили больше нигде, кроме Канарских островов. После тщательной реставрации эта пещера, входящая в состав Археологического парка Куэва Пинтада (Parque Arqueol?gico Cueva Pintada), вновь открыта для посетителей. С культурой гуанчей посетителей знакомит новый музей.

Гальдар – шумный город с тихой площадью (Plaza) перед порталами величественной трёхнефной церкви. Церковь Сантъяго-де-лос-Кабальерос (Iglesia Santiago de los Caballeros) (1778 г.), увенчанная двумя башнями, стоит на фундаменте резиденции правителей времён гуанчей. Она является первым зданием в стиле классицизма на Канарских островах, хотя в ней ещё есть и черты барокко. К раннему периоду завоевания острова относится покрытая зелёной глазурью купель: здесь побеждённых островитян обращали в христианство.

Заглянув во внутренний дворик здания Аюнтамьенто (Ayuntamiento) (городского совета), ещё одного образца классицизма на Plaza, вы увидите 300-летнее *драконово дерево (Drago), или драцену. Художнику Падрону (1920–1968), сыну города, называвшему себя «умеренным экспрессионистом», посвящён Дом-музей Антонио Падрона (Casa-Museo Antonio Padr?n). Стоит посетить этот музей, разместившийся в бывшей мастерской художника, и познакомиться со своеобразными по стилю картинами с канарскими сюжетами.

Санта-Мария-де-Гия

Санта-Мария-де-Гия (Santa Mar?a de Gu?a) (30), бывший квартал Гальдара, превратился теперь в самостоятельный город. Здесь вырос самый известный и, пожалуй, самый плодовитый канарский скульптор Лухан Перес (1756–1815). В уютном старом городе с булыжными мостовыми и домами традиционной архитектуры вы обнаружите на Plaza церковь Санта-Мария-де-Гия (Iglesia de la Santa Mar?a de Gu?a) 1607 года постройки, в которой хранится множество произведений Лухана Переса. Начиная от иконы главного алтаря и до всевозможных изваяний Христа и образов Богоматери – вся церковь больше походит на музей, посвящённый его искусству. На главном фасаде церкви висит мемориальная доска в честь её знаменитого гостя: в конце XIX века в церковном приходе останавливался французский композитор Камиль Сен-Санс (1835–1921). Под впечатлением канарской народной музыки он сочинил свой «Valse canariote». Поначалу Сен-Санс путешествовал инкогнито, выдавая себя за представителя винодельческого завода. Но объявление о пропавшем без вести композиторе, опубликованное в одной французской ежедневной газете вместе с его фотографией, привело к раскрытию тайны.


Мягкий на вкус «цветочный сыр» (queso de flor) из Гии.

Гия известна, прежде всего, своим сыром queso de flor. Для приготовления этого «цветочного сыра» из овечьего или коровьего молока используют, в частности, соцветия артишоков, похожие на шишки чертополоха. Советуем посетить две старинные сырные лавки: одна у церкви (Marqu?s del Muni, 34), другая на центральной улице (Carretera General, недалеко от бензоколонки). Владелец этих лавок предлагает также мёд, ром, закуски (tapas) и изделия народного искусства.

Если далее из Санта-Мария-де-Гия направиться по старому шоссе к востоку в сторону Лас-Пальмаса, то через 3 км будет поворот на юг к *Сенобио-де-Валерон (Cenobio de Valer?n) (31), естественному укрытию, задняя стена которого выдолблена наподобие пчелиных сот. Под навесом скалы гуанчи, по всей вероятности, устраивали совместное хранилище, где примерно в 300 кавернах хранилось зерно. Поскольку здесь же над пещерами находилось место собраний (tagoror) и были найдены некоторые наскальные рисунки и рельефы, есть предположение, что Сенобио-де-Валерон имел ещё и культовое значение. Но прежние гипотезы учёных о том, что этот комплекс был монастырём аримагуадас (канарских девушек-жриц), теперь уже не поддерживает никто.

Мойя – ворота в глубину острова

Следуя дальше по старой прибрежной дороге в сторону столицы, вы пересечёте два моста, один из которых перекинут через ущелье на высоте 125 м. Долгое время он считался самым высоким мостом Испании. Но теперь это звание принадлежит мосту высотой 150 м на острове Пальма.


Сенобио-де-Валерон – зернохранилище и культовое место гуанчей.


«Сосновая Богородица» в городе Терор – покровительница на все случаи жизни.

Вскоре на юг отходит боковая дорога, ведущая в горы к Мойе (Moya) (32), где начинается тихая глубинка. Опознавательный знак этого местечка – церковь Иглесия Эль-Пилар (Iglesia El Pilar), построенная в 1940-х гг., которая эффектно возвышается над расположенным рядом ущельем Барранко-де-Мойя. В ней хранится икона Virgen de la Candelaria (Сретенская икона Богородицы), привезённая в Мойю в XVI веке с Тенерифе. Напротив церковной площади находится дом-музей Томаса Моралеса (Casa-Museo Tom?s Morales) – родной дом поэта-модерниста Томаса Моралеса (1884–1921), в котором он провёл своё детство. Этот сын города, в повседневной жизни работавший врачом, приобрёл известность благодаря своему сборнику стихов «Las Rosas de H?rcules». Поэтические чтения, проводимые в музее, привлекают в этот в общем-то довольно провинциальный городок тех, кто интересуется литературой.

На улице Леон-и-Кастильо (Calle Le?n y Castillo; дом № 5) стоит бывшая биржа водных ресурсов – Эредад-де-Аква-Мойя (Heredad de Agua Moya). Это примечательное здание украшают небольшие двойные колонны у входной лоджии. В былые времена право на владение источниками пресной воды означало богатство и влияние, поэтому акции биржи водных ресурсов были вожделенным объектом спекулятивных сделок. Обилием воды островитяне были обязаны лавровым лесам, из которых, к сожалению, лишь малая часть избежала уничтожения при расширении площади пахотных земель. Лавровые деревья ещё встречаются к югу от Мойи в районе липовых лесов Лос-Тилос-де-Мойя (Los Tilos de Moya) в Барранко-дель-Лаурель (Barranco del Laurel). Чтобы туда попасть, нужно проехать к самой красивой горной деревне Гран-Канарии, *Сан-Бартоломе-де-Фонтаналес (San Bartolom? de Fontanales) (33), расположенной южнее. Тут можно оставить машину и спуститься пешком в северную сторону, в Барранко-дель-Лаурель. В верхней части пути вы минуете участок с огородами, а на поворотах дороги открывается хороший вид на лежащий ниже лавровый лес. А вот подъезжать сюда с севера (по горной дороге Мойя – Гия, от которой через 2,5 км близ Лос-Тилоса ответвляется узкая дорожка в ущелье) мы бы не советовали. И не только из соображений охраны окружающей среды, но и потому, что страховка за взятые напрокат автомобили не распространяется на ущерб, полученный на труднопроходимой дороге.

Изобилием водных ресурсов в этом районе с выгодой для себя пользуется фирма по розливу минеральной воды, расположенная в не менее живописном местечке Фиргас (Firgas) (34), к востоку от Мойи. В центре этого городка в честь источника его богатства появился журчащий памятник – Пасео-де-Гран-Канария (Paseo de Gran Canaria). Этот променад, ступенями спускающийся вниз, оканчивается около культурного центра. По соседству на площади, по бокам которой стоят ратуша и церковь Иглесия Сан-Роке (Iglesia San Roque), собирается обычно и стар и млад.

От Фиргаса в южном направлении на высоту приблизительно 900 м поднимается узкая извилистая дорога, затем незадолго до смотровой площадки Балкон-де-Замора (Balc?n de Zamora) (35) с большим загородным рестораном она снова, петляя, спускается вниз по долине. Добравшись до Балкон-де-Замора, можно сверху окинуть взглядом Терор и его окрестности.

*Терор – очарование истории

Бережно отреставрированные фасады и балконы сделали *Терор (Teror) (36), пожалуй, самым очаровательным старинным городком острова. С 1979 года весь его центр находится под охраной, как исторический памятник. Этот задумчивый городок представляет собой религиозный центр для всего верующего населения Гран-Канарии. В базилике XVIII века*Нуэстра-Сеньора-дель-Пино (Bas?lica de Nuestra Se?ora del Pino) находится статуя Мадонны с удивительным двойственным выражением лица. Кажется, одна половина её лица улыбается, а другая выражает скорбь. И потому каждый из верующих, приходящих сюда со своими печалями, желаниями и просьбами, находит в её облике нужное ему участие. Ежегодно 7 сентября Virgen del Pino («Сосновая Богородица») выставляется перед верующими под куполом базилики, возле центрального квадрата, откуда её хорошо видно. До сенсационной кражи 1975 года, когда пропали её украшения из драгоценных камней, она считалась одной из самых ценных статуй Мадонны в Испании. В 1929 году испанский король Альфонсо XIII присвоил ей звание капитан-генерала испанских вооружённых сил, и потому на торжествах и праздничных шествиях с её участием, наряду с высшими духовными и гражданскими чинами острова, присутствуют и представители военной верхушки.


Терор в праздничном убранстве.


Хорошо откормленных коз отгоняют на ярмарку в Кардонес под Арукасом.

Трёхнефную базилику в стиле классицизма – уже третью по счёту церковь на этом месте – в последний раз реконструировал в 1811 году Лухан Перес, перестроив западную часть. Её боковая восьмиугольная башня принадлежит церкви-предшественнице, уничтоженной пожаром. Внутри церкви особенно бросаются в глаза серые базальтовые колонны, на которых покоятся капители медово-жёлтого цвета и опоры из известкового туфа. Кроме фигур святых, созданных Луханом Пересом, базилику украшают пять самых известных на острове картин эпохи рококо. На одной из них изображён ангел в одеяниях с разрезами и множество верующих, томящихся в чистилище. Среди них – в полном согласии с понятиями о христианской справедливости – находится и сам Папа Римский.

У центральной церковной площади в частном доме XVII века был открыт Дом-музей попечителей Богородицы (Casa Museo de los Patronos de la Virgen), в залах которого можно получить представление о роскоши благоустроенного господского жилья на Гран-Канарии. Члены семьи владельцев дома Манрике де Лара на протяжении четырёх поколений были попечителями («Patronos») церкви Богородицы. Здесь, в частности, можно увидеть исторические фотографии и картины, старинную мебель и драгоценный фарфор. В стойлах бывшей конюшни выставлены сёдла, наборные уздечки и карета Альфонсо XIII, на которой он в 1906 году проезжал по столице в день своего вступления на престол. Здесь же стоит английский автомобиль «Triumph» 1951 года.

Один зал музея посвящён художнику из Нижней Силезии Георгу Хедриху (род. 1927) – «художнику Канар», который с 1957 года живёт на острове, выбрав местом жительства Терор. Напротив базилики можно посетить его мастерскую.

Маленькая площадь Терезы Боливар (Plaza Teresa de Bol?var) рядом с собором названа в честь супруги южноамериканского борца за свободу Симона Боливара. Здесь можно видеть бюст освободителя колоний от испанского господства и герб семьи Родригес дель Торо, из которой происходила его супруга и которая в своё время эмигрировала из Терора в Венесуэлу. По ту сторону церкви на площади, лежащей на возвышении, находится Епископский дворец, а один из его флигелей занимает Дом культуры. У торцового фасада стоит Ратуша, которую украшают по праздникам.

Из Терора можно совершить пешие прогулки по окрестностям, отправившись, например, к смотровой площадке Балкон-де-Замора и в лежащие к западу патриархальные деревушки Вальесеко (Valleseco) и Лансароте (Lanzarote). Маршрут, требующий несколько б?льших усилий, ведёт из Терора через Вальесеко по плодородной местности в Сан-Бартоломе-де-Фонтаналес. После Вальесеко путь лежит в Вальсендеро (Valsendero), затем далее по частично разрушенным дорогам на запад, через местность с очень красивыми и разнообразными пейзажами. Кое-где открываются панорамы до самого побережья. Дойдя до Фонтаналеса, можно выбрать обратный путь по этому же маршруту или двинуться в северном направлении через Таблеро (Tablero) и Ла-Лагуну (La Laguna) назад в долину Терора (это примерно 3,5 ч. пути).

*Арукас – ромовый город

Если Терор сделал себе имя на поставках минеральной воды, то главный козырь *Арукаса (Arucas) (37) – это напиток покрепче: ром марки «Arehucas». На окраине города со стороны Баньядероса находится крупнейший на архипелаге ромовый завод, который ежегодно производит около 3,5 млн. литров спиртовых напитков крепостью до 45°. В шести тысячах бочек хранится спиртовая основа (aguardiente), разбавленная до 70 и менее градусов, которая затем будет переработана в различные сорта рома. К элитным сортам этой фирмы относится ron a?ejo 12-летней выдержки. Вместо ликёров здесь с удовольствием пьют 24-градусный ron miel, настоенный на меду. В местном музее представлена история производства рома в Арукасе. И здесь же демонстрируются бочки, подписанные такими знаменитыми посетителями, как испанский король, гран-канарский оперный певец Альфредо Краус, бывший федеральный канцлер Германии Вилли Брандт, художник Сесар Манрике и знаменитый тенор Пласидо Доминго.

В Арукасе почти 30 000 жителей, это третий по величине город острова. Здесь находится одна из самых своеобразных церквей архипелага: *Иглесия Паррокиаль де Сан-Хуан-Баутиста (Iglesia Parroquial de San Juan Bautista), неоготическая церковь из тёмного базальта, огромная по размерам, но изящная на вид. Её 60-метровая башня – самая высокая на Канарах. Руководил постройкой этой церкви Мануэль Вега Марч, ученик каталонского архитектора Антонио Гауди. Её строительство затянулось на долгие десятилетия: работы начались в 1909 году, в 1912 церковь была освящена, в 1932 удалось завершить всё здание, за исключением главной башни. Только в 1962 году началось возведение башни, а последний камень в её стены был положен в 1977 году. Этот проект получил финансовую поддержку от владельцев ромового завода, семьи Гурье, которая, кроме того, предоставила в распоряжение города свой бывший дом, Каса дель Майоразго (Casa del Mayorazgo), для музея общины и разбила перед ним Городской парк (Parque Municipal).

Из Арукаса стоит ненадолго завернуть на север, на гору Монтанья-де-Арукас (Monta?a de Arucas) высотой 412 м. Отсюда со смотровой площадки открывается чудесная панорама, а в ресторане «El M?son de la Monta?a de Arucas» на стол подают блюда местной кухни и хорошее вино. Для детей имеется игровая площадка.

Оглавление книги


Генерация: 0.303. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз