Книга: Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа)

Енисейск

(21,3 тыс. чел., 330 км к северу от Красноярска, 39 км от ж/д ст. Лесосибирск)

Телефонный код 39115 внутренний 215

Расположен на Енисейской равнине, на левом берегу Енисея, ниже впадения в него Ангары. Енисейск внесен в список исторических городов России. Енисейск называют «музеем под открытым небом», в городской застройке 94 памятника архитектуры.

Городские ориентиры

Ориентироваться в Енисейске несложно. Ул. Ленина – главная, протянувшаяся параллельно берегу Енисея. Она состоит из чудом сохранившихся каменных особняков, построенных в XIX в. золотопромышленниками, многие из которых были еще и торговцами (держали магазины и лавки).

Как добраться

Из Красноярска поездом до Лесосибирска, затем 40 км авт. до Енисейска. От автовокзала авт. № 519 Красноярск – Енисейск (7 ч 20 мин).

Автовокзал

ул. Рабоче-Крестьянская, 86, тел. 2 32 50, 2 20 57.

Речной вокзал

тел. 2 48 60,

Теплоходы в Красноярск.

Аэропорт

тел. 2 62 19.

Регулярных рейсов нет. Только спецавиация и вертолеты.

Размещение

Енисей

пер. Худзинского, 4,

тел. 2 31 49, 2 46 10.

На берегу, возле торгового центра. Обычная гостиница без особых претензий.

Из истории

В 1619 г. на узкой прибрежной гряде при впадении р. Толчейной боярский сын Петр Албычев и стрелецкий сотник Черкас Рукин поставили острог. Назывался он Тунгусским, Кузнецким, затем Енисейским острогом. Выгодное местоположение в центре водных путей способствовало быстрому его развитию, и в 1635 г. он получил статус города с жалованием печати и герба («Два соболя, между ними стрела…»). В 1677 г. Енисейск стал «разрядным», или областным, центром с развитыми ремеслами и торговлей. Ни одна экспедиция, посольская миссия или торговый обоз не миновали города. Здесь в 1630-х гг. служил известный землепроходец С.И. Дежнев, а также прошли через Енисейск В.Д. Поярков и Е.П. Хабаров, Д.Л. Овцын, Ф.А. Минин, братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы. С созданием в 1719 г. Сибирской губернии Енисейск стал центром Енисейской провинции. Росло и его культурное влияние. Два из десяти сибирских монастырей располагались в Енисейске. В конце XVII в. Енисейск стал центром сибирской иконописи. В 1702 г. в городе произошел пожар, уничтоживший все казенные, административные и торговые здания, церкви. В 1712 г. был построен первый в Енисейске каменный Богоявленский собор (до нашего времени сохранилась лишь колокольня). В начале 1730 г., после очередного пожара в Енисейске началось возведение каменных церквей, заменявших деревянные храмы. К 1785 г. их было 5, а к началу XIX в. – 9. Не сохранились собор Рождественского монастыря, Спасо-Преображенская церковь на Торгу, два кладбищенских комплекса.

Вторая половина XVIII в. – вершина расцвета Енисейска, время формирования местной школы сибирского барокко, знаменитых августовских ярмарок, известных по всей России, время славы кузнецов и золотошвеек, плотников и каменщиков.

Затем наступил спад – Сибирский тракт прошел значительно южнее, через Красноярск, потеряли былое значение нелегкие водные пути. Период «золотой лихорадки» 1840-1860-х гг. принес короткое, но бурное оживление экономики и жизни Енисейска. В 1847 г. на приисках Енисейской губернии было добыто 1212 пудов золота из 1270 пудов, добытых во всей России При создании Енисейской губернии в 1822 г. центром ее стал Красноярск, в конце века и железная дорога прошла через него. Енисейск превратился в глухую провинцию. В 1862 г. в Енисейске построено первое на Енисее паровое судно.

В 1913 г. город посетил исследователь Арктики Фритьоф Нансен. Сохранился дом (ул. Каурова, 31), в котором жил с семьей полярный путешественник, участник многих экспедиций, один из пионеров освоения Таймыра Н.А. Бегичев.

В Енисейске отбывали ссылку многие известные декабристы: Ф.П. Шаховской, М.А. Фонвизин, Н.С. Бобрищев-Пушкин, А.И. Якубович, народник В.П. Арцыбушев (здесь он написал «Историю одной деревни» о проникновении товарно-денежных отношений в сибирскую деревню). Из заключенных 1930-1950-х гг.: писатель Р.А. Штильмарк, гражданская жена Колчака А.В. Тимирева, бывшая прима Венской оперы К. Спиваковская, польский граф В. Бжезинский и многие другие. В годы советской власти в Енисейске получили развитие предприятия, связанные с обслуживанием пароходства на Енисее. Со строительством Лесосибирского деревообрабатывающего комбината Енисейск утратил значение центра лесопереработки.

Отсутствие массовой застройки сохранило прежний облик Енисейска, придавая ему удивительное своеобразие – эклектика XIX в., старинные усадьбы в стиле барокко. В 1970 г., учитывая ценность памятников древнего сибирского города, Енисейск внесен в список городов-памятников России.

Достопримечательности

Центр космической связи «Полюс»

Когда въезжаешь в Енисейск по ул. Ленина со стороны Лесосибирска, поражаешься обилию антенн. Это Центр космической связи – войсковая часть «Полюс». Он обеспечивает измерение траектории полетов ракетоносителей и космических объектов, выдачу на космические аппараты команд и программ, необходимых для работы бортовых исполнительных систем и механизмов, и принимает телеметрическую информацию.

Как и во всякой воинской части, проводить экскурсии здесь не принято, но 12 апреля, в День космонавтики, военные устраивают праздник, с удовольствием общаются с населением и гостями и даже кормят всех кашей из походной кухни.


1. Богоявленский собор

2. Енисейский краеведческий музей

3. Городской магистрат

4. Здание мужской гимназии

5. Воеводский дом

6. Спасо-Преображенский мужской монастырь

7. Успенский собор

8. Троицкая церковь

9. Усадьба И.П. Кытманова

10. Бывший Иверский девичий монастырь

Богоявленский собор (1)

пер. Пожарный, 1.

Пятиглавый, в пышных формах сибирского барокко. От постройки 1712 г. зодчего Ф.М. Чайки, по сути, ничего не осталось. Только колокольня, в которой сейчас размещается кочегарка. Колокольня уцелела лишь потому, что стоит на массивном двухэтажном основании и уходит в землю еще на один этаж. Подвал использовался как хлебные амбары, которые требовали особой охраны. Колокол для церкви привезли в 1903 г. из Центральной России, и тысячная толпа енисейцев на веревках затаскивала его на колокольню через специально оставленный проем. Когда рушили церковь, кладку выломали, колокол сбросили, а дыра зияет по сей день.

Енисейский краеведческий музей (2)

ул. Ленина, 106,

тел. 2 20 29,

? [email protected]

пн-вс 9.00–17.00.

С 1991 г. музей располагается в особняке купца 1-й гильдии И. Захарова, разбогатевшего на добыче золота. Сын Захарова после революции потерял все фамильное наследство, был репрессирован и расстрелян. А основал музей в 1883 г. А.И. Кытманов.

Ценными этнографическими коллекциями музея восхищался норвежский исследователь Арктики Ф. Нансен во время пребывания в Енисейске.

Уникальная этнографическая коллекция, собранная Кытмановым, рассказывает о коренных жителях этих мест – кетах (кето). Представлены деревянные идолы, которым поклонялись кеты, атрибуты шамана (бубен, изготовленный собственноручно шаманом, начиная от добычи шкуры оленя и заканчивая росписью растительными красками с изображением шамана и тотемных животных, символизирующих его род). Здесь же костюмы и шапочки шамана, кетская «икона» – куколка Алэл, священный предмет, который не продается и не дарится, а передается только по наследству (сделана для музея женщиной-кето из с. Бахты Туруханского района).

Александр Игнатьевич Кытманов (1858–1910)

Краевед, истор ик, обще ственный дея тель. В т о же время купец 1-й гильдии, владевший пароходством и совмещавший научную и коммерческую деятельность. Окончил Петербургский университет, в 1881 г. получил степень кандидата естественных наук. В 1883 г. организовал в Енисейске краеведческий музей. В течение 20 лет был распорядителем, а затем заведующим музеем. Первым в Енисейске приступил к чтению лекций в мужской и женской гимназиях и публичных лекций в общественном собрании с демонстрацией музейных материалов на темы: «О жизни растений», «О зверях Енисейского края», «О морском пути в Сибирь».

Кытманов интенсивно изучал Енисейскую губернию почти по всем научным направлениям того времени. Вышли в свет труды: о народной медицине, геологии золотоносных россыпей, о рыбном промысле и рыбной торговле в низовьях Енисея, истории Туруханского и Енисейского районов. Избирался председателем Городской думы.

В музее есть жилище из бересты – 3-метровой высоты чум, одноместная лодка-берестянка (ее легко переносить с одного места на другое). Предметы быта: люлька-лодочка из бересты, обтянутая сверху замшей и расшитая бисером, многочисленные корзинки, плетенные из корневища черемухи, берестяные туеса, набирки, битки. Кетские луки, считавшиеся лучшими на Севере. Когда сюда пришли русские купцы, они скупали луки у кето и продавали их другим народностям Севера.

Уникальный экспонат – портрет Ермака (XVIII) работы неизвестного художника. Всего существуют два таких портрета (второй в Тобольском музее). Ермак на нем похож на испанского конкистадора.

Есть экспозиция, рассказывающая об освоении Северного морского пути и истории первых сибирских экспедиций, отправлявшихся из Енисейска. Великая Северная экспедиция, в которой были братья Овцыны, Лаптев и др. Экспонаты о зимовщике Семене Дежневе, который до Витуса Беринга первым открыл пролив, но документы пролежали 40 лет, затерявшись в воеводских архивах, и открытие осталось незамеченным.

Портрет протопопа Аввакума работы Сергея Харченова. В библиотеке музея хранится первое издание «Жития» (1672–1675) протопопа Аввакума.

Фотографии разных периодов жизни Енисейска, наводнений в городе. Фотография П.Е. Фунтусова, потомственного почетного гражданина Енисейска, инициатора строительства Обь-Енисейского водного пути. Модель барака – жилище приисковых рабочих, выполненная А.В. Тимиревой (1893–1975), отбывавшей ссылку в Енисейске.

Представлен период «золотой лихорадки». Драга золотопромышленника И.Д. Асташева (она была выписана из Америки), фотография Егора Шмаера. Асташев первым нашел золото в енисейской тайге и послужил прототипом Шелехова, героя романа Д. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы».

Городской магистрат (3)

ул. Ленина, 116.

Здание (1747–1753) расположено на центральной площади Енисейска. Оно строилось в комплексе с гостиным двором для учрежденного в 1744 г. городского магистрата (городской думы). Дума разместилась здесь в 1789 г. Ценный памятник гражданской архитектуры Сибири XVII–XIX вв., сочетающее оригинальные черты сибирского барокко с приемами классицизма. В 1906–1991 гг. в нем размещался краеведческий музей, созданный на основе коллекции А.И. Кытманова.

Здание мужской гимназии (4)

ул. Ленина, 120.

Трехэтажное кирпичное здание бывшей мужской гимназии построено на средства купцов, самый большой вклад сделал городской голова Игнатий Кытманов. В сентябре 1913 г. здесь выступал известный норвежский ученый и путешественник Ф. Нансен, рассказывавший гимназистам о своем путешествии.

Воеводский дом (5)

ул. Ленина, 122.

Самое старое и первое каменное гражданское здание (1722) в Енисейске. Редкий в Сибири пример административного здания Петровской эпохи.

Спасо-Преображенский мужской монастырь (6)

ул. Рабоче-Крестьянская, 105.

Монастырю уже 420 лет. Он очень хорошо виден от реки, так как расположен на высоком зеленом холме. Келья, в которой жил странствующий монах-миссионер Тимофей Иванов, появилась в этих местах еще до того, как был срублен Енисейский острог, в 1585 г. Пришедшие сюда казаки помогали монахам и построили деревянную церковь, но она сгорела от удара молнии. В середине XVIII в. горожане вложили средства и возвели каменный Спасский храм (1731, освящен в 1756). Все, что уцелело от монастыря, – это здание храма, келейный корпус, а также фрагмент надвратной церкви и красивейшая ограда. Архитектурный ансамбль монастыря сложился ко второй половине XVIII в. и был одним из наиболее целостных и живописных в сибирском зодчестве. Главное сооружение ансамбля, Спасский собор, благодаря хорошей сохранности и размещению на высокой точке рельефа сохраняет роль центральной доминанты Енисейска. Надвратная церковь Свв. Захария и Елизаветы (1785–1820) располагается на изломе каменной монастырской ограды с востока от собора. Сооружена на средства архангельского купца Лобанова. К сожалению, уцелела лишь восточная часть нижнего яруса: все остальное в 1930-х гг. разобрали на кирпич. Наиболее хорошо сохранился настоятельский корпус (1794–1796). На северной стене укреплена мемориальная доска о пребывании в монастыре декабриста Н.С. Бобрищева-Пушкина (1800–1871). Около 3 лет он прожил в мрачной келье, в результате чего психически заболел. Ныне в келье восстановлена обстановка того времени. В крохотной комнатушке стоит металлическая кровать с охапкой соломы и ветхим одеялом, деревянная скамья и стол, сундучок со скарбом, на столе лежат три разрешенные к чтению священные книги, в углу у образов горит лампада.

Монастырская ограда строилась с 1789 по 1796 г. и охватывала восточную и северную части территории. Из-за нехватки денег половина ограды осталась недостроенной. Сложенная из кирпича стена имеет волнообразные очертания и служит композиционным и связующим звеном всего ансамбля, типичным примером сибирской монастырской ограды XVIII в. в барочных формах.

С 1990 г. ведется восстановление монастыря.

Успенский собор (7)

ул. Рабоче-Крестьянская, 116.

Размещается на самой высокой точке исторической части города. Здесь находилось кладбище, а потом была проложена дорога. На месте деревянной кладбищенской церкви в 1793–1820 гг. построена каменная Успенская четырехпрестольная церковь, с 1990 г. Успенский кафедральный собор. Успенская церковь с верхним холодным храмом Свв. Петра и Павла строилась на средства купцов Трескиных. В 1824–1843 гг. купцы Кобычевы пристроили с севера приделы в два этажа (внизу – теплый Святителя Иннокентия, вверху – холодный Александра Невского). Монументальный объем здания венчает двухъярусная колокольня. Сохранились старые интерьеры, в том числе иконостасы: барочные в церкви, ампирные – в приделах. Уцелели полы из нарядных чугунных плит крупного рисунка в нижнем этаже собора.

Эта церковь с ее уникальной для Сибири объемно-пространственной композицией по праву считается ценным памятником культовой архитектуры рубежа XVIII–XIX вв., отразившим смену двух стилевых направлений – барокко и классицизма.

С колокольни Успенского собора открывается прекрасная панорама города.

Троицкая церковь (8)

ул. Перенсона, 34.

Троицкая церковь (1772–1776), несмотря на значительные утраты, – один из лучших произведений «енисейской школы» с насыщенным и стилистически единым убранством фасадов. От церкви сохранился только 1-й этаж, богато украшенный мелкопрофильным декором из лекального кирпича. В церковной ограде был похоронен декабрист А.И. Якубович. В 1845 г. его, больного, привезли с прииска общества золотопромышленников «Ермак», чтобы на другой день отправить в Красноярск. Но до утра он не дожил, скончавшись в енисейской больнице. Якубович был хорошо знаком с И.П. Кытмановым, самым влиятельным человеком в Енисейске, который преклонялся перед знаниями Якубовича, его личностью, необычайной честностью.

Экспедиция на «Корренте»

В 1911 г. в Норвегии на русские, норвежские и английские капиталы было создано Сибирское акционерное общество для ведения торговли по Северному морскому пути. В 1913 г. общество организовало экспедицию на грузовом пароходе «Коррент», в которую были приглашены Ф. Нансен, а также два пассажира – бывший секретарь русского посольства в Норвегии И. Лорис-Меликов и золотопромышленник из Енисейска, депутат IV Государственной думы С.В. Востротин. С 5 по 28 августа «Коррент» прошел путь от пролива Югорский Шар до устья Енисея и вернулся обратно. Нансен, Меликов и Востротин поплыли дальше на речном судне «Омуль», высланном из Красноярска Вурцелем – главным инженером и управляющим железными дорогами Сибири. 21 сентября они прибыли в Енисейск.

Усадьба И.П. Кытманова (9)

ул. Кирова, 82.

Купеческая усадьба второй половины XIX в. с дворовыми постройками, оградой, воротами. Принадлежала потомственному почетному гражданину, городскому голове, директору общественного банка, купцу-золотопромышленнику И.П. Кытманову Здесь в 1913 г. у вдовы А.И. Кытманова, Анастасии Алексеевны, останавливался на 3 дня Ф. Нансен. По словам путешественников, приняли их «с чисто сибирским радушием».

Бывший Иверский девичий монастырь (10)

ул. Ленина, 100.

Монастырь располагался на берегу Енисея, у речки Лазоревка, текущей между Енисеем и оградой монастыря, и речки Мельничной с мелководным руслом, обтекающей монастырь с западной стороны. Монастырь основали (1623) приказные люди при боярине И.С. Куракине, по указу государя Михаила Федоровича. В памятной книге девичьего монастыря сообщается, что устроительницей его и первой настоятельницей была «игуменья Параскева Салтыкова, происходившая от знатного рода». По другой версии, Прасковья Салтыкова, племянница воеводы Салтыкова, впоследствии супруга царевича Ивана Алексеевича (брата Петра I), содержалась в монастыре как ссыльная. Монастырь сгорел при пожаре 1869 г. Был восстановлен в 1871 г. Взамен Христорождественской церкви построили каменный храм в честь Иверской иконы Божьей Матери, а монастырь в 1875 г. переименовали в Иверский. При монастыре была швейно-рукодельная мастерская и монастырское духовное училище.

В 1843 г. в Иверском монастыре похоронили праведного старца Даниила Ачинского.

Монастырь закрыт в начале 1920-х гг. Сохранились два сильно перестроенных здания – Иверская церковь и монастырский корпус.

Оглавление книги


Генерация: 0.281. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз